История создания интерьерной куклы: История создания авторских кукол

История создания авторских кукол

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Фисюк  В.В. 1


1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 г. Владикавказ имени Героя Советского Союза Юльева Александра Николаевича

Борадзова  К.И. 1


1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 г. Владикавказ имени Героя Советского Союза Юльева Александра Николаевича

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что куклы всегда являлись отражением повседневной жизни человека. Они выполняли развлекательную, воспитательную, социальную функции. С самого детства в куклы играли, о них мечтали, их изготавливали из разного материала, что помогало развивать фантазию автора куклы — ребёнка. Однако, спустя многие годы, с развитием современных технологий, исчезла необходимость создания кукол своими руками. На смену авторским куклам пришли фабричные, заводские, одинаковые, не имеющие своей индивидуальности куклы. Созданию кукол своими руками стало уделяться меньше внимания. А ведь именно рукоделие развивает усидчивость, внимание, фантазию, формирует эстетический вкус, приучает человека к труду, помогает выразить свою индивидуальность, а созданное своими руками изделие будет иметь большую ценность, так как сделано с душой.

Цель: изучив и проанализировав литературу, создать свою коллекцию авторских кукол, представить технологию их создания своим одноклассникам, тем самым пробудить интерес к труду и рукотворному миру кукол.

Задачи:

Найти и изучить литературу по теме исследования

Раскрыть понятие «кукла»

Проанализировав литературу, описать историю возникновения первых кукол

Выяснить значение кукол в жизни людей

Рассмотреть современный материал, для изготовления кукол

Изучить технологию создания авторских кукол из ткани, бумаги и полимерной глины.

Подобрать материал для изготовления собственной коллекции авторских кукол

Создать собственную коллекцию кукол

Поделиться опытом с одноклассниками

Гипотеза: на сегодняшний день, куклы являются не просто предметом игры, а выступают как самостоятельное авторское произведение искусства и способ развития личности ребенка.

Объект исследования: авторские куклы

Предмет: технология изготовления авторских кукол

Методы исследования:

Изучение и обобщение научных источников, периодических изданий по теме исследования

Встречи и беседы с мастерами кукольного искусства

Наблюдение и сравнение технологий изготовления авторских кукол

Моделирование

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ КУКОЛ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

В начале исследовательской работы, я обратилась к словарям Т.Ф. Ефремовой и С.И. Ожегова, где нашла несколько определений слову «кукла». Проанализировав источники, сделала вывод о том, что разные учёные дают практически одинаковое определение данного понятия.

Итак, кукла – это детская игрушка в виде фигурки, воспроизводящая человеческое тело или тело животного, сделанная из разных материалов, иногда управляемая актёром (кукловодом) кукольного театра.

Затем, изучив литературу в интернете и книгах, я узнала, что история происхождения кукол уходит своими корнями в далёкое прошлое. Известно, что в глубокой древности, на ранних стадиях развития общества, жизнь ребёнка практически ни чем не отличалась от жизни родителей. Детей очень рано приобщали ко взрослой жизни и её ценностям, главной из которых была добыча питания. Поэтому времени на игру было мало, а первыми игрушками были камни, кости, ветки деревьев – что явно не подходит под определение слова «кукла».

Однако, учёными доказано, что древние люди, верили в высшие силы – богов, которых боялись и поклоняясь молили о помощи и защите. Богов представляли в виде человеческих фигур, высеченных из камня или вырезанных из дерева. Таким образом, появились идолы и истуканы, которые своим видом и напоминают кукол. Можно сделать вывод о том, что это и были самые первые куклы. Однако древние куклы не были предназначены для игры, у них было иное – культовое значение.

Например, в Древнем Египте куклы служили для того, чтобы скрасить одиночество умершего. Эти куклы представляли собой обрубок бревна (чурбанчик), с едва выраженными чертами лица, в париках из нитей, однако у таких кукол не было конечностей. Это связано с тем, что древние египтяне верили, что человеческие изображения могут оживать, поэтому ноги делались резцом, чтобы кукла не могла покинуть гробницу. Самым древним египетским куклам более 4 тысяч лет.

Позднее возник обычай после смерти кого — либо из членов семьи, изготовлять куклу, которая становилась вместилищем души покойного: ей подносили пищу со своего стола и ухаживали как за живым человеком. Такая кукла была найдена в Чехословакии, сделана из слоновой кости и имела подвижные конечности. Её возраст примерно 30-35 тысяч лет. И хотя, нельзя сказать, что это самая первая в истории кукла, однако историки начинают отсчет именно с неё, так как её существование официально задокументировано.

Со временем, кукла, предназначавшаяся изначально, как атрибут погребального ритуала, постепенно приняла иное обличие. Например, в Античной Греции и Древнем Риме, куклы, хоть и продолжали носить культовый характер, но использовались в качестве символа женского плодородия. Поэтому, девочкам при рождении дарили куклы, сделанные из дерева, глины или слоновой кости. В отличие от погребальных, у таких кукол делались и руки, и ноги, которые прикреплялись с помощью ниток или палок и были подвижны. Эти куклы были предназначены для того, чтобы маленькие римлянки и гречанки учились ухаживать за малышами. И только перед свадьбой, девочки расставались со своими куклами. Девушка-невеста должна была посвятить куклу одной из влиятельных богинь: Гере, Афродите или Артемиде.

Для славян кукла была оберегом. Куклам приписывались различные сверхъестественные свойства. Люди верили в то, что кукла может защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Именно поэтому, на Руси, существовало огромное разнообразие тряпичных кукол. Например, будущему малышу из цветных тряпок сворачивали куклу «пеленашку». Её укладывали в колыбель вместе с малышом, чтобы сбить с толку злых духов. В кроватке куколка находилась до крещения ребёнка. Также, заботливые мамы мастерили для детей куклу «берегиню», которая охраняла сон малыша. В подарок на именины делали куклу — «ангелочка». Очень большое значение имели куклы «капустка» и «веснянка». Кукла – «капустка» считалась хранительницей домашнего очага, богатства и благополучия. Её делали из старых вещей матери, без ножниц и иглы. Детали куклы связывали между собой нитями. Кукла «веснянка» — объединяла в себе 12 кукол – лихоманок (Аввареушу, Глазею, Глухею, Желтею, Каркушу, Ледею, Немею, Огнею, Отпею, Пухлею, Трясею, Храпушу). Заговоренную куклу хранили до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7апреля (26 марта по старому стилю). Накануне Благовещения, ночью — сжигали вместе со старыми соломенными постелями, с человеческими недугами и болезнями.

Однако, незаметно, параллельно с культовым и религиозным значением, куклы занимают своё место, как предмет игры для детей. Также, куклы начинают использоватьдля театрализованных представлений, изначально используя сюжеты из Библии, позже – для развлечения детей и взрослых. Для таких представлений изготавливали специальные куклы, которыми управляли с помощью ниточек сверху или тростей снизу; перчаточные куклы, позже – механические. Виды древних кукол (см. Приложение 1).

РЕВОЛЮЦИЯ В ИСТОРИИ КУКОЛ

В конце ХVI — середине XVII века французами были созданы первые куклы-манекены, для демонстрации моделей одежды. Эти куклы получают название «Пандора», что в переводе с греческого означает – всем одарённая. Пандоры передавали образ взрослой женщины. Их делали среднего размера, из фарфора, для них создавали целый гардероб нарядов, аксессуаров и даже сундучки с парфюмерией.Кукол покупали или получали в подарок высокопоставленные и королевские особы Европы, а по образцу кукольных нарядов шили свои. Этот период можно считать первой революцией в истории кукол.

Однако, на этом французские кукольники не остановились. Они стремились отразить в своих работах достижения технического прогресса. И в конце XVII века у Пандор появились уникальные собратья — андроидные механизмы. Их делали мастера-часовщики. Эти конструкции были очень сложными и разнообразными. Механизм состоял из целой композиции, в которой каждая кукла выполняла свою роль, при этом раздавалась музыка. Например, кукла-театр. В этой композиции девочка-зрительница хлопает в ладоши, а актёры выступают на сцене. Самой известной куклой-автоматом является «Игрок на флейте» Ж. Вокансона. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и нёбо двигались как у человека. Немного позже механизмы кукол-автоматов упростили, чтобы сделать игрушки дешевле и доступнее массовому покупателю.

В середине XIX века изобретённая французами кукла-девочка «Bebe», покорила весь мир, так как до этого времени большинство кукол изображало взрослых женщин. В это же время, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, стали уделять особый интерес к духовным потребностям ребенка. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги.

В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Народными умельцами создавались необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки — зверушки, барыни, свистульки. Однако, в период правления Петра I из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.

Вообще, вопросами оформления российских игрушек занимались заслуженные художники: Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.

А в XIX веке появилась кукла Катя отечественного производства. Советские куклы были скромны и привлекательны, имели спокойные, нейтральные цвета и оставляет простор для фантазии. Подражая маме, ребёнок мог умывать куклу, расчёсывать, убаюкивать и укладывать спать. Тем самым познавая окружающий мир, открывая для себя социальные отношения, осваивая нравственные нормы. Голову, ноги и руки делали из пластмассы розового цвета. Туловище могло быть тряпичным или тоже пластмассовым. Волосы — как правило, светлые — плохо расчесывались. Кукол в верхней одежде не было, все они были одеты в пестрые летние платьица из ситца. К ним можно было докупить ситцевое одеяльце, крошечную посуду из алюминия или фарфора, колясочку и кроватку.

С развитием фабричного производства кукол искусство изготовления отошло на второй план. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера.

ХХ век характеризуется окончательным переходом кукол в распоряжение детей. В магазинах появляются виниловые пупсы, фарфоровые красавицы в бальных платьях, пластиковые Барби. Самое последнее изобретение – американская кукла-робот «My Real Baby» в виде младенца (рост 45 см, вес 1,5 кг), который плачет, смеётся (личико может передавать 15 эмоций) и даже учится говорить.

И всё же, не смотря на прогресс в области механики и электроники, в конце 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Путём объединения искусств и смешения жанров появляется новое направление, новый вид искусства — авторская кукла. Которое с каждым днём набирает всё больше и больше поклонников.

Виды кукол 17-19 века (см. Приложение 2).

АВТОРСКАЯ КУКЛА

Для знакомства с данным видом искусства, я вместе с мамой посетила выставку авторских кукол Земфиры Дзиовой. После чего, мы отправились в школу по обучению создания кукол, где побеседовав с мастером, я узнала о том, что значит «авторская кукла» и о современном материале для изготовления кукол.

Авторская кукла – это художественное произведение, которое создает профессиональный художник. Из игрушки она превратилась в важный элемент оформления интерьера. Выделяют две основные методики создания куклы — коллажную и скульптурную. При изготовлении куклы по коллажной методике технологически необходимых этапов — шесть (эскиз, создание скульптурных частей, изготовление парика, разработка каркаса и создание форм тела куклы, изготовление костюма), при использовании скульптурной методики — четыре (эскиз, создание основного объема, роспись, закрепление куклы на подставке).

Особенностью технологии создания данного вида кукол является «коллажность» то есть, при создании одного произведения можно использовать различные виды материала. Также, автор сам решает, какая будет кукла: костюмная, портретная кукла и кукла-персонаж, определяет различные композиционные решения — однофигурная, многофигурная или сюжетная композиция. Существует много техник создания авторских кукол, но наиболее популярными являются:

Японская техника вязания «амигуруми». Особенности игрушки-амигуруми: размер игрушки достигает от 5 до 8 сантиметров, голова изделия гораздо больше остальной части тела, амигуруми всегда имеют милое доброе лицо с широкой улыбкой, и самое главное — мастер придумывает имя, которое остается с ней даже после продажи.

Лепка из полимерной глины. Этот чудесный материал позволяет создавать небольшие скульптуры, которые похожи на живых.

Текстильные интерьерные куклы. Существует множество техник, позволяющих сшить текстильную куклу, но самыми любимыми были и остаются чердачная кукла, Большеножка, Тильда и кукла овечка.

Техника папье маше. В основе техники — бумага, клей и грунтовка. Особенность: бумага замачивается в воде, а затем разминается до состояния каши, после этого лишняя влага отжимается, добавляется клей и вымешивается своеобразное «тесто», из которого и создается кукла, после застывания модели, она покрывается грунтовкой.

Виды авторских кукол (см. Приложение 3).

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ ИЗ ПЛАСТИКА И ПАПЬЕ — МАШЕ

В практической части своей работы, под руководством Земфиры Дзиовой я изготовила свою первую авторскую куклу. Для начала определили образ куклы. Это будет принцесса. Затем, подготовили эскиз будущей принцессы. Выбрали материал для изготовления куклы. Верхние части туловища будут у куклы твердыми, их будем делать из самозатвердевающего пластика. Нижняя часть куклы будет выполнена в технике папье- маше.

Итак, для изготовления куклы мы подготовили материал: самозатвердевающий пластик, стэки для лепки, зубочистки, клей ПВА, полотенце Zewa (так как они более прочные при смачивании и окрашивании), проволока, плоскогубцы, кисти для нанесения клея и росписи, картон, акриловые краски и перламутровые, ножницы, нитки, бесцветный лак, волосы или шерсть. После выполнения подготовительной части, приступили к работе.

Для начала из прочной, стальной проволоки, скрутили каркас — скелет куклы. На скелете отметили место расположения суставов, локтей. Затем, из пластика сформировали голову и приступили к нижнему ярусу. Для него мы скрутили картон в виде конуса и скрепили с верхней частью туловища куклы. Далее обклеили заготовку бумагой в несколько слоёв. Каждый слой при этом просушили. И оставили куклу до полного высыхания. Взяли мелкую наждачную бумагу и аккуратно отшлифовали готовые части куклы. После чего заготовка стала гладкой.

Далее с помощью клея ПВА и бумаги подготовили платье нашей будущей куклы. Для этого накладывали слой за слоем. Каждый слой сушили возле батареи. Затем покрыли акриловыми красками. Пока платье сохло, с помощью кисточек мы нарисовали кукле глаза, губы, придали румянец щекам. После чего, покрыли матовым акриловым лаком для придания краске дополнительной стойкости.

Далее, приступили к изготовлению волос из шерсти для валяния. Наклеив волосы с помощью клея, при помощи иглы для валяния сформировали прическу нашей кукле. Последний штрих – покрыли платье перламутровыми красками, чтобы придать ему благородный вид.

Кукла готова.

Изготовление куклы ( см. Приложение 4)

2.2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ КУКЛЫ

Для изготовления тряпичной куклы нам понадобились:

ткань – хлопок, он «эластичен», хорошо красится натуральными красителями, края ткани не осыпаются;

наполнитель холлофайбер волокном, он идеально подходит для набивки кукол;

ножницы швейные, острые;

швейные иглы;

утюг;

швейная машина.

Прежде чем начать работу над куклой, мы тщательно продумали образ, подготовили эскиз и шаблоны частей куклы. Затем приступили к изготовлению.

Для начала отутюжили ткань, сложили её вдвое, прикололи выкройку швейными булавками к ткани. После чего, обвели детали хорошо заточенным простым карандашом, вырезали их и сшили самым мелким стежком на швейной машинке. В этом мне помогла мама.

После прошивки деталей, мы аккуратно вывернули детали деревянной палочкой и наполнили холлофайбером. Чтобы кукла могла сидеть, верхние части ног заполнили не слишком плотно.

Затем приступили к оформлению лица. Акриловыми красками мы нарисовали глаза и рот. Ватной палочкой подрумянили щёчки.

Далее нам понадобились искусственные волосы, нитка с иголкой, для изготовления косичек. Пришили их к голове.

Затем, мы с мамой сделали нашей кукле объемное платье и шапочку. Для нашей куклы мы сшили платье из старой кофты, которую мама не носила. Для нижней юбки использовали фатин бежевого цвета. На ножки заказали туфли белого цвета. Кукла готова.

Изготовление куклы ( см. Приложение 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При работе над теоретической частью исследовательской были приобретены навыки самостоятельной работы с литературой, рассмотрены основные вопросы по теме исследования: мы раскрыли понятие слова «кукла», описали историю возникновения первых кукол, выяснили значение кукол в жизни людей, рассмотрели материал, для изготовления кукол, изучили технологию создания авторских кукол из ткани, бумаги и полимерной глины.

В практической части данной работы внимание было уделено разработке и выполнению авторских кукол из различного современного материала . Для этого нам понадобилось разработать эскизы будущих кукол, подобрать материал, выбрать способы выполнения кукол. Изученные приемы помогли провести мастер-класс для одноклассников, тем самым пробудить интерес к созданию своих кукол.

В перспективе, я хочу продолжить работу над развитием своих знаний в области создания авторских кукол из более сложного и хрупкого в обработке материала: фарфора…. Надеюсь, что в будущем смогу открыть свою школу по обучению различным техникам создания кукол. А возможно, когда – нибудь, и мои куклы смогут занять своё место на кукольных выставках.

В заключении, можно сделать вывод, что изготовление авторских кукол занимает особое место среди других видов декоративно-прикладного искусства. Ведь настоящее произведение искусства можно создать только тогда, когда искренне любишь свою работу, вкладываешь в неё душу. А кукла, являясь, отражением своего автора, подобием человека, через выражение лица, может рассказать о характере, чувствах и настроении своего творца. А ещё, созданная своими руками кукла, может принести радость не только своему создателю, но и стать замечательным подарком близким людям или украшением интерьера.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Войдикова Н.М. Куклы в доме. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.- с.5-60.

Головачёва Р.М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Ладого100. 2007.- с. 166.

Дайн Галина и Мария. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Культура и традиции, 2007.- с. 103.

Дайн Г.Д. Игрушечных дел мастера.- М: Просвящение, 1994.- с.10-24.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Советская энциклопедия. М.; 1973.-с. 663.

Голдовский Б.П./ Ред Журавлёв А.Ю. – Большая иллюстративная энциклопедия «Художественные куклы». -М.: Дизайн Хаус, 2009 г.

http://dengiledi.ru/izgotovlenie-kukol-svoimi-rukami. html

http://sulimart.ru/artwork/toys/

Приложение 1

Древние куклы разных народов

Куклы в Древнего Египта Куклы Древнего Рима

Кукла найденная в Чехии Куклы обереги Древних Славян

Приложение 2

Куклы XVI –XIX веков

Первые механические куклы

Первая кукла «Пандора» Кукла «Пандора» с андроидным механизмом

Кукла Катя

Приложение 3

Наиболее популярные виды авторских кукол

Кукла «Амигуруми» Кукла из пластика

Текстильная кукла Кукла из папье-маше

Приложение 4

Изготовление куклы из полимерной глины и папье – маше

Приложение 5

Изготовление текстильной куклы

Просмотров работы: 3447

История текстильной куклы и современность



Как сшить куклу из ткани



Неотъемлемым достоянием российской культуры является народный костюм. Этот самобытный элемент претерпевал множество изменений: менялись формы и образы, конструктивно-композиционные решения, красочность костюма и его элементов, декор. Одно оставалось неизменным – такая одежда всегда вызывала восторг и интерес у ценителей культуры нашей страны. Создавая наряд для куклы своими руками следует учесть все особенности национального стиля, чтобы получить […]




Просмотреть запись






Куклы в русских народных костюмах — это наше достояние! Нравственное воспитание нашего народа – это единственный способ сохранить культурную самобытность, которая веками воспитывалась в лучших семьях России. И в качестве дани подвигам наших предков мы должны передавать культурное наследие из поколения в поколение, чтить родовую память, обогащать ее творчеством и духовностью. Так, одним из лучших подарков […]




Просмотреть запись






Популярные нынче интерьерные куклы вдохновляют хенд-мейдеров со всех уголков планеты. А причина простая: сделать игрушку может любая мастерица, которая дружит со швейной машинкой, нитками да иголками. Текстильные куклы, такие как корейские тряпиенсы, отлично подходят в качестве подарка, как детям, так и взрослым. Последние могут хранить их в качестве сувенира или декорировать ими будуар для создания […]




Просмотреть запись






Хэнд-мейд не выходит из моды, а сделанные своими руками куклы – тильды, снежки, тыквоголовки, – пользуются большой популярностью у коллекционеров, дизайнеров интерьера и простых обывателей, решивших украсить таким образом свой дом. Особенности куклы-тыквоголовки Тыквоголовки – или просто тыковки, так их еще называют, – отличаются от других текстильных кукол по-особенному прорисованными чертами лица, широко посаженными, большими […]




Просмотреть запись






Интерьерные куклы постепенно входили в обиход современного человека. Считается, что первую такую игрушку создал Эдгар Дега в 1881 году. Его произведение называлось «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица». Он изготовил статуэтку из воска и надел на нее настоящую пачку балерины. Образ художник срисовал с Мари ван Гетем – девочки из бедной семьи, которая мечтала стать известной танцовщицей. Уникальность […]




Просмотреть запись






На смену пластмассовым Барби пришла к нам мода на чердачных кукол. Они представляют собой тряпичные игрушки, которые, как правило, изготавливают из натуральных материалов (бязь, котон, лен и т. д.). Благодаря этому кукол из ткани можно со спокойной душой давать детям, не переживая за их здоровье Что это за чудо, «чердачная кукла»? Особенностью такой игрушки является […]




Просмотреть запись






Для кого-то куклы-обереги – это пережиток прошлого. Однако, и сейчас амулеты, созданные с особенным трепетом и заботой, принесут радость и счастье в каждый дом. Не так давно славянские куклы-обереги считались обязательным атрибутом любого дома. Их создавали на особые праздники и по другим причинам. Славянские куклы имели и второе название – ляльки. Их миссия – защищать, […]




Просмотреть запись






Сегодня сделаем небольшой экскурс в историю создания не только текстильной куклы, а куклы вообще. Кукла — это фигурка,созданная руками мастера, в виде человека, или животного. Самые первые куклы изображали богов, людей и животных. Их вырезали из дерева, делали из глины, вязали из соломы, лыка и различных трав. Особое место занимали куклы-мотанки, которых мотали из лоскутов ткани, […]




Просмотреть запись





Текстильная кукла своими руками © 2021

Frontier Theme

История кукольного домика – От дома к дому

Кукольные домики воплощают идею идеального дома в определенной культуре, но вы когда-нибудь задумывались, как появились кукольные домики? Они существовали в викторианские времена, искусно построенные так, чтобы имитировать внешний вид собственного дома, но что было до этого? Как эти прекрасные предметы стали воплощением того, что мы считаем совершенством? Почему эти предметы стали называть детской игрушкой?

Возникшие в начале 17 -го -го века в Северной Европе, кукольные домики, или домики-кабинеты, как их называли в то время, предназначались не для использования, а скорее для демонстрации как педагогики, так и богатства. Оригинальные кукольные домики были выставлены в стеклянном шкафу, который можно было сравнить с фарфоровым шкафом. Фронты можно было открывать и закрывать, но они оставались запертыми на протяжении большей части своего существования. Внутри шкафа, разделенного на комнаты, можно было красочно и изысканно выставить миниатюрные предметы большого богатства.

Кабинет убийцы. Кукольный домик. (W.15-389-1936). © Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Вслед за кабинетными домиками кукольный домик превратился в более полезный метод обучения под названием Нюрнбергские кухни в конце 17 -го -го века. Эти дома, которые были полностью металлическими, существовали без украшений, но предназначались для выполнения необходимых утилитарных целей. Эти дома существовали с единственной целью научить молодую девушку вести домашнее хозяйство, чему часто учила их мать. Девочки изучали важные предметы домашнего обихода, воссоздавая ситуации в кукольном домике, практиковались в отдаче приказов поварам и куклам-служанкам и узнавали, как важно быть хозяйкой дома.

Кукольный дом из Музея Виктории и Альберта в Лондоне, этот кукольный дом является примером того, что матери использовали для обучения дочерей, как вести домашнее хозяйство.
© Музей Виктории и Альберта, Лондон.

В 18 -м веке мы видим появление детского дома, или того, что мы обычно называем викторианским кукольным домиком. Эти дома были точными копиями дома владельца. Эти дома должны были показать богатство в миниатюрной форме богатства владельца. Каждая комната была спроектирована в точном соответствии с настоящим домом. Как и домики-кабинеты, детские домики не предназначались для игр, так когда же появилось это различие?

Детский дом Тейт в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

В 19 -м веке понятие детства изменилось на то, что мы считаем детством сейчас, игру. Именно в этот момент мы видим, что кукольный домик становится объектом игры и фантазии, но дома по-прежнему остаются недоступными в качестве нестандартных предметов. Только с появлением промышленной революции кукольные домики стали производиться массово и стали более доступными для публики.

А как же переход на яркие пластмассовые домики? Этот переход произошел совсем недавно в истории, в 1940-х годах, если быть точным. С появлением этих новых материалов кукольные домики стали еще дешевле в производстве и стали более долговечными. Сам дом будет сделан из стали, а внутри будет пластиковая мебель. После Второй мировой войны компании по производству игрушек возобновили производство, многие со своими собственными линиями кукольных домиков. Предметы в доме стали более интерактивными. Двери могли открываться и закрываться, ящики открывались, стиральные машины могли вращаться; кукольный домик стал непревзойденным интерактивным опытом.

Период между 1960-ми и 1990-ми годами представляет собой так называемый бум кукольных домиков. Увеличение транспортировки и распространения позволило производить дома в других странах, например в Китае. Дома были созданы, чтобы представлять разные типы домов, но также произошло возрождение исторических домов. Пластиковые дома PlayMobile воссоздали французские поместья 1900-х годов, но был также спрос на современные кукольные домики. Эти новые кукольные домики снова стали учебным пособием для девочек, чтобы узнать, что значит быть домохозяйкой, взаимодействовать с другими членами семьи и развивать воображение о том, как должен выглядеть дом. В последние годы кукольные дома вышли за рамки «типичного дома». Возможности новых кукольных домиков, изготовленных в виде загородных домов, квартир и домиков на деревьях, безграничны. Наша выставка решила включить интерактивный кукольный домик, заставляющий посетителей исследовать и размышлять о том, что для них значит дом. Будете ли вы настраивать его как обычный дом, или вы будете смешивать его, перемещать вещи, чтобы представить то, что вам подходит?

Все мини минусы: заглянуть внутрь истории кукольного дома | Искусство и дизайн

Что может быть лучше для викторианского магната, чтобы продемонстрировать свое богатство, чем приобрести великолепный загородный дом и набить его кроватями с балдахином и комодами из красного дерева, а также армией поваров, дворецких, горничных и лакеев? Ответ заключается в том, чтобы сделать все это, а затем сделать все это снова в миниатюре.

Два года создания «Маленькие истории», новая выставка в Музее детства Виктории и Альфреда в Лондоне, объединяет 12 великолепных кукольных домиков, отобранных из коллекции музея, насчитывающей 100 человек, которые показывают меняющуюся природу и роль этих лилипутских миров. за последние 300 лет. Он рассказывает мощную историю вкуса, класса и социальных нравов, разыгрываемую на сцене усохшего домашнего интерьера. От благопристойности роскошных поместий до оживленного хаоса межвоенного муниципального поместья и сборной мечты 19-го века.Высотные дома 60-х годов, эти крошечные жилища позволяют вам хорошо понаблюдать за жизнью других людей — или, точнее, за жизнью, которую они всегда хотели вести.

Одной из самых ранних и наиболее впечатляющих моделей является детский дом Тейт 1760 года, особняк в стиле Палладио с каменной кладкой в ​​рустованном стиле и ступенями по обеим сторонам, ведущими к входной двери с фронтоном. Отодвиньте фасад, который распахивается через не менее семи панелей на петлях, и окунитесь в мир роскоши. В гостиной стоят кресла, расшитые желтым шелком, а крошечный серебряный канделябр с миниатюрными свечами освещает столовую, отделанную панелями из красного дерева. Нарисованные портреты висят в золотых рамах, изысканная лепнина и карнизы украшают каждую поверхность. Вещи внизу столь же детализированы, хотя явно менее щедры, с комодами и полками, ломящимися от крошечных кастрюль и сковородок.

Кукольный дом, оформленный в стиле 40-х годов Ромы Хопкинсон, 1980-е годы

Это разделение на верхний и нижний этажи имело решающее значение: эти миниатюрные миры были не просто детскими игрушками или вундеркаммерами для развлечения приезжих дам: они также были дидактическими инструментами , способ проиллюстрировать, как должна быть разыграна домашняя жизнь — необходимый, как выразился один историк 18-го века, для «обучения девиц». Построенный в 1600-х годах и популяризированный в Нидерландах и Германии, дом ребенка стал наглядным пособием для молодых и часто неграмотных девочек, обучающихся ведению домашнего хозяйства. В то время как хозяйка дома вышивала все более сложные платья для своей идеализированной куклы-прищепки, служанка училась узнавать свое место и то, как милорду нравилось застилать свою постель (крохотным вязаным крючком гагачьим пухом).

Дом Дженни, 1960-е

Для других позже кукольный дом стал эскапистской фантазией, способом воссоздать мир таким, каким они хотели его видеть. Есть величественный дом с замком 1870 года с ручным лифтом (к сожалению, непригодным для использования за стеклянной витриной), купленный дизайнером по текстилю Бетти Пинни за 5 фунтов стерлингов в 1962 году, которая сделала его тщательный ремонт делом всей своей жизни. Бетти, как вспоминает ее дочь Сюзанна, «была перфекционисткой, и, поскольку она не могла достичь совершенства в реальной жизни, она купила кукольный домик». Она смастерила крошечную тряпку для горничной из шейных перьев фазана, а в ее подробных инструкциях для местного мастера, приобретенных V&A, указано, что «у дворецкого должно быть брюшко, а у лакея — икры». Это завершение фэнтези, которым мог бы гордиться создатель Даунтона Джулиан Феллоуз.

По словам куратора Элис Сейдж, настоящий бум кукольных домов пришелся на 1930-е годы, когда основные производители игрушек начали массово производить наборы. Они предназначались исключительно для детей, в отличие от драгоценных шкафов-витрин для изысканных гостиных. Одной из интригующих моделей была раскидистая стопка «биржевых маклеров Тюдоров», сделанная братьями Лайнс. Основанный на доме одного из братьев в Суррее, он может похвастаться встроенной ванной, туалетом со смывом и пылесосом и служит своего рода витриной для империи игрушек Lines, поставщика «сильных английских игрушек». Он наполнен аксессуарами из других коллекций Lines: Tri-ang, Elgin, Pit-a-Pat, Dol-Toi и Sylvanian. Эти имена будут знакомы бабушкам и дедушкам, навещающим своих внуков, которые, как надеется V&A, станут основной аудиторией шоу.

Другой дом 1930-х годов не мог быть большим контрастом. Выглядящий как нечто, выдуманное в Баухаусе, Whiteladies House представляет собой сияющую модернистскую виллу: ее гладкие отштукатуренные стены подчеркнуты четкими окнами Crittall, а остроконечные балконы обрамлены балюстрадами круизных лайнеров. По словам дизайнера Морей Томас, это была «попытка запечатлеть в миниатюре привычки, жилища, вкусы и идеи молодых людей, которым не помеха ни выбор имущества из старой мебели, ни старые условности гостиных, вызывающих часы». , формальные манеры или конфиденциальность». Она назвала их «поколением, воспитанным на одной войне и доживающим свое маленькое солнечное время в полной мере перед следующей».

Спортивные чистильщики труб отдыхают на террасе на крыше и резвятся у бассейна. Внутри есть кухня с резиновым полом и эмалированным шкафом Easiwork, ванная комната с зеркальными стенами и хромированной фурнитурой, гостиная в стиле ар-деко, где мини-Эркюль Пуаро может выйти из-за ширмы в шинуазри.

Тридцать лет спустя совместно с журналом Homes and Gardens был запущен пластиковый кукольный домик. Сборные конструкции черпали вдохновение для создания штабелируемых миров для блестящих, чистых от пыли миниатюрных жителей. «Покупайте комнату за комнатой», — гласила реклама Jenny’s Home. А потом уговорить родителей купить всю мебель к ней. Это была хитрая бизнес-модель, в которой можно было бесконечно накапливать все больше и больше частей, чтобы сформировать все, от дворовых застроек до качающихся высотных башен. На выставке комнаты выстроены в большом вертикальном сечении столешниц из пластика Formica и ярких полов из линолеума, дополненных сияющими парами в майках.

Дом-калейдоскоп Лори Симмонс, 2001

Последний дом в сериале завершает круг истории. Созданный художницей Лори Симмонс в 2001 году, дом-калейдоскоп имеет больше общего с редкими витринами 1700-х годов, несмотря на его кричащие цвета. Ориентированный на взрослых и коллекционеров, а не на детей, желающих повеселиться, дом представляет собой неуклюжую коробку из неонового плексигласа с мебелью, спроектированной Роном Арадом, и произведениями искусства Синди Шерман. Он был продан по невероятной цене в таких местах, как магазин Музея современного искусства в Нью-Йорке, а затем снят с производства. Вторя дидактическим домикам для младенцев аристократии 18-го века, это был подходящий образец того, как жертвы дизайна должны вести свою жизнь — и, возможно, напоминание о том, что кукольные домики работают лучше всего, когда они созданы для того, чтобы с ними можно было играть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *