Вальдорфская эстетика детских интерьеров: лесная деревня и живая форма
Мы делаем довольно много заказов для вальдорфских детских садов, студий, а также для родителей, придерживающихся этой педагогической системы. Однако, я не считаю себя «вальдорфским дизайнером», и вообще, исхожу в своей работе не из конкретно вальдорфских правил, а из гораздо более общих эстетических и педагогических соображений. Другое дело, что вальдорфская система прекрасно согласуется с этими соображениями, и именно вальдорфские родители чаще всего хотят видеть у себя дома или в саду наши постройки. Так что, вальдорфская система и детско-деревенский стиль интерьеров прекрасно сочетаются и дополняют друг друга. Но деревенский стиль детских интерьеров подходит для всех детей, независимо от педагогического вероисповедания родителей.
Откуда же взялся детско-деревенский стиль?
Дело в том, что детская психика очень консервативна, она следует внутренним правилам, которые сложились за века и тысячелетия развития человека. Дети воспринимают мир, так же, как воспринимали его наши многочисленные предки, которые жили в традиционной обстановке природы, деревни или маленького городка. Вероятно, в других климатических поясах традиционным можно считать пустынный, морской, горный пейзаж, но для жителей Европы, Северной Америки и России лесная деревня – это наше коллективное бессознательное, и никуда от него не деться.
Все мы знаем, как хорошо детям в деревне, как много они получают там для своего развития, как накопленные в деревне способности и впечатления помогают детям в городской жизни. Позволю себе заметить, что это не случайно. Детям там действительно лучше всего, они там лучше всего развиваются и получают больше всего сил для будущей взрослой жизни, которая может быть сколь угодно урбанизирована и технологизирована.
Именно поэтому вальдорфская система рекомендует создавать традиционную деревенскую обстановку для детей до 7 лет. Ее основной принцип заключается в том, что успешное духовное развитие человека возможно, только если он как следует воплотился и реализовался в практическом материальном мире. Вся педагогика направлена на получение и переживание ребенком всех возможных физических впечатлений и ощущений – тактильных, двигательных, зрительных, звуковых и других. В лесной деревне таких впечатлений очень много, и деревенская обстановка лежит в основе детского опыта.
Конечно, какова бы ни была материальная обстановка, главное для ребенка все-таки – это тесный контакт с любящими родителями, а большинство родителей предпочитает жить в городе. Кроме того, современная жизнь дает множество новых и часто не менее богатых телесных впечатлений, которые современный ребенок получает сполна просто в силу своей жизни в городе. А вот деревенских впечатлений в городе не хватает, и эту нехватку я стараюсь восполнить.
Все мои постройки для детей сделаны из дерева и похожи на лесные избушки и деревья. Я стараюсь перенести в городскую квартиру частичку деревни, леса, лета и свободы, которые мы так любим, но не можем позволить себе в городе.
Ирония судьбы заключается в том, что название «waldorf» может быть прочитано как «wald dorf», «лесная деревня», хотя педагогика называется так совсем по другой причине.
Пришло время написать о формах построек, которые делаю я, Юрий Сырков и другие мастера, и которые обычно встречаются в вальдорфских детских садах. Это довольно характерные формы, на которые сразу обращаешь внимание. Большинство людей воспринимает их как природные, гармоничные, домашние, деревенские – в общем, с теплом и любовью. Некоторые, конечно, видят в них лишь косо поставленные столбы и криво обрезанные доски, но таких меньшинство. Однако, и среди тех, кому нравится детско-деревенский стиль, большинство с трудом могут объяснить себе, чем именно он хорош, и плохо понимают, почему эти столбы скошены, а доски искривлены именно так, а не по-другому.
Конечно, каждый конкретный интерьер мы делаем по интуиции, эти формы сами рождаются в соответствии с общим замыслом и геометрией пространства. Но задним числом можно обобщить интуитивные находки и вывести закономерность, а также выявить связь наших построек с формами живой природы и со стилем «модерн».
Прямоугольные формы определяются геометрическими законами нашего пространства – горизонталями, вертикалями и другими прямыми линиями. Земля горизонтальна, поэтому мы располагаем предметы друг рядом с другом по горизонтальной линии. Сила тяжести направлена вниз, поэтому мы ставим предметы один на другой вертикально. Вертикальные столбы, опоры, стены – технически самые простые, прочные. Если мы хотим положить что-то на эти стены, мы кладем это горизонтально, чтобы опять получить ровную поверхность, пригодную для хождения и установки чего-либо. Это физика, техническая гармония нашего мира.
Если мы хотим добавить укрепляющие элементы, например, укосины к дверному проему, то технически правильнее всего наклонить их под углом 45 градусов. Такая конструкция даст максимальную прочность, потому что усилие будет равномерно распределено между разными направлениями. Кроме того, угол 45 градусов симметрично делит прямой угол пополам, что также соответствует зрительной геометрической гармонии пространства. Пространства статичного, неживого, не развивающегося. Мы воспринимаем эту симметрию как красоту, но красоту статичную, неживую, не развивающуюся.
Окружность также является элементом статичной гармонии, изначальной красоты физического мира. Это правильная симметричная неподвижная, наиболее устойчивая форма. Арка в виде дуги окружности обладает наибольшей прочностью при наименьшем количестве материала. Технически все арки лучше всего делать в форме правильной окружности.
Формы, состоящие из прямых линий и дуг окружностей, — красивые, но неживые. В своей работе мы стараемся уйти от механистичных, прямоугольных, симметричных форм. Живая форма отличается тем, что дает нам ощущение движения, роста, жизни. Чтобы создать такую форму, нужно добавить движение в идеальную гармонию, нужно изменить ее так, как изменили бы ее естественные силы, действующие на живой предмет в реальном мире.
Наше сознание привыкло видеть вокруг живые формы, в нем заложено множество архетипичных образов, которые всплывают каждый раз при виде определенных форм. Некоторые формы мы даже можем почувствовать изнутри, потому что наше тело само часто движется в соответствии с этими архетипами. Эти узнаваемые образы дают ощущение комфорта, сопричастности, энергии, поэтому мы и стараемся использовать их в наших постройках.
Вес
Второй этаж опирается на стены, это неподвижная конструкция, но на нее действует притяжение Земли, вес второго этажа давит на стены вниз. Чтобы форма передавала это напряжение, она должна передавать движение, которое этот вес создавал бы, если бы система была немного гибкой и «живой». Например, если бы балка перекрытия чуть прогнулась бы под своим весом, то ее линия стала бы изогнутой вниз. Это можно имитировать, слегка сточив реальную балку, сделать ее выпуклой вниз, либо просто скошенной в одну сторону.
Другой способ передать вес – попытаться описать сопротивление всей постройки силе тяжести. Если бы это было живое существо, то оно немного расставило бы ноги в стороны, чтобы устоять. Мы сами так делаем, когда беремся за тяжелый груз, и мы чувствуем это движение изнутри. Чтобы передать его в постройке, нужно немного наклонить опоры внутрь. Это не только придаст конструкции более устойчивый вид, но и действительно сделает ее немного устойчивее.
Движение наружу и внутрь
Форма подпорок, укосин, наличников также влияет на наше восприятие постройки. Какой образ мы создаем, когда устанавливаем укосины и наличники под острым или тупым углом?
Здесь мы вспоминаем, что любую вертикальную линию с отходящими в разные стороны короткими линиями наше сознание интерпретирует как архетип дерева. Можно предположить, что у «идеального дерева» ветки отходят от ствола под углом 45 градусов. Но в реальности все углы разные, человеческое сознание привыкло к этому и ожидает увидеть это в других формах. Укосины или дверные проемы с неправильными углами придают постройке живость и определенное настроение, смысл.
Укосины под острым углом к вертикали подчеркивают направление вертикальных столбов и передают стремление постройки вверх, наружу, глаз следует за ними в высоту, которая в сознании ассоциируется с чем-то духовным, творческим, открытым. Этот эффект применяется в форме готических соборов. Укосины, расположенные под острым углом к горизонтали, подчеркивают направление горизонтального перекрытия, они заворачивают взгляд внутрь постройки, опускают его на землю, в реальность, в уют и спокойствие.
В наших постройках часто встречаются конструкции или проемы, обрезанные под разными углами с разных сторон. На первый взгляд это создает ощущение недостроенности, беспорядка, хаоса. Но если правильно соблюсти пропорции, то эта форма создаст ощущение вечного движения, новизны, жизни. Одна сторона поднимает внимание ввысь, другая заворачивает его книзу, и игра этих двух движений не дает вниманию остановиться и успокоиться. Созерцание такой формы каждый раз наводит на какие-то новые мысли и ощущения.
Если симметрично дважды скосить углы, то внимание проходит гармоничный цикл от раскрытия и движения к остановке и успокоению. Эта форма также дает достаточно материала для чувств и мыслей, но она гораздо более спокойная. В пределе эта форма переходит в плавную арку.
Вес и окружность
Круглая арка — это идеальная статичная форма. Чтобы придать ей жизни, представляем себе, что она держит большой вес и немного прогибается вниз. Форма получается уже не круглая и не эллиптическая – это сложная живая дуга.
Чтобы оживить форму круглого окна, мы представляем себе действие силы тяжести на круглый мягкий объект, например, на каплю. Капля, лежащая на поверхности, имеет форму сложную, но привычную человеческому сознанию за миллионы лет наблюдения за утренней росой. Окно или крыша такой формы, создадут в зрителе ощущение жизни.
Горы
Всякую постройку на уровне архетипа человек воспринимает в первую очередь как просто возвышенность, объемный предмет, выступающий из земли. В природе естественным предметом такого рода является гора, холм. «Идеальный холм» — это террикон, прямые склоны которого наклонены ровно под 45 градусов к горизонту. Но реальные горы, естественно, имеют разные углы наклона склонов. Кроме того, под действием природных сил верхушка горы стачивается и осыпается, и конечно, же не ровной линией, а наискосок. У подножия горы растут пологие предгорья, так что обобщенная реальная гора имеет интересную форму, состоящую из нескольких косых линий. Она достаточно сложна, но все равно архетипична, внимание распознает ее мгновенно. Если мы повторим эти соотношения косых углов в своих постройках, то вся конструкция сразу начнет напоминать природный ландшафт.
Старение
Часто для оживления формы предметов имитируют их старение, износ. Например, состаренные столы и стулья делают со скругленными или срезанными углами. По привычке срезают по кругу или под 45 градусов. Но лавка с такими углами, даже если ее сто раз ободрать, пробрашировать и обжечь, будет смотреться как испорченный новодел. А если срезать уголки под легким острым углом с любой стороны, то даже отшлифованная до идеальной поверхности скамья будет выглядеть патриархально.
Потому что в реальной жизни усилия износа всегда направлены по касательной к предмету. Никто не ходит вокруг мебели кругами или под строгим углом 45 градусов. Всякая порча лишь слегка задевает предмет, проносясь мимо.
Сумма
Теперь на примере одной стенки я хочу суммировать все виды оживления формы. Для начала имеем стандартную прямоугольную стенку. Наклоняем вертикаль – устойчивость и гора. Наклоняем горизонталь – гора и истирание. Прогибаем горизонталь – вес. Срезаем угол – истирание.
Конечно, это лишь техническая схема, и я специально не пишу конкретные радиусы изгиба и углы наклона. По-настоящему живой форма получится, только если вы сможете интуитивно почувствовать пространство вокруг этого предмета и правильно соблюсти все пропорции и углы.
Более того, в процессе работы вы почувствуете другие естественные движения и сможете применить их к созданию конкретных форм.
Метки: детсад, интерьеры
Проекты в вальдорфском стиле — 5 идей
Вы знали, что чаще всего «правильная» вальдорфская игрушка — это та, которая сделана своими руками? Она должна быть душевной и энергетически теплой, поэтому чаще всего ее делают близкие люди, которые имеют непосредственное отношение к ребенку, которому предназначается подарок. Вопреки расхожему мнению, самодельные вальдорфские игрушки — это далеко не только куклы (хотя, конечно, куда без них?), это вообще не столько конкретные игрушки, сколько подход к их созданию: вдумчивый, любовный, трепетный. Если вы чувствуете, что внутри есть все, что требуется, обязательно попробуйте себя в новом направлении. Вальдорфские игрушки своими руками — это очень интересно!
1. Конструктор в вальдорфском стиле
Юному строителю-архитектору-конструктору или просто любому любознательному ребенку будет приятно получить такой конструктор в подарок — нестандартные фигурки позволят проявить фантазию и воображение, создав самые невероятные вещи: сказочные замки, причудливые дома, необычную кукольную мебель, качели и игровые площадки, ландшафтные парки и природные зоны с горами, пещерами и гротами.
Как сделать конструктор в вальдорфском стиле — мастер-класс от Аdventure
2. Гном для засыпания в вальдорфском стиле
Многие дети для засыпания требуют особых ритуалов — им надо, чтобы было привычно и спокойно. Многие привязываются к той или иной игрушке — и ищут ее, чтобы вместе с ней обняться и сладко заснуть. Попробуйте предложить своему ребенку специального гнома для засыпания — с ним будет тепло, комфортно и надежно, а еще он точно будет говорить о маминой любви и заботе, ведь делается мамиными руками.
Как сделать гнома для засыпания в вальдорфском стиле — мастер-класс от Тhemagiconions
3. Валяные фрукты в вальдорфском стиле
Игрушка для сюжетных игр с точки зрения вальдорфской педагогики должна быть выполнена из природных материалов (оптимально — дерево, но и шерсть — очень да!), не должна содержать неприродных цветов и запахов, должна выглядеть как настоящий предмет и желательно быть реального размера. Благодаря игле для валяния и шерсти вы вполне можете решить все эти задачи, верно?
Как сделать валяные фрукты в вальдорфском стиле — мастер-класс от Мypoppet
4. Кукла в вальдорфском стиле
Кукла в вальдорфском стиле — это настоящий набор правил и требований: важна и ткань (натуральная, естественного цвета кожи, приятная на ощупь), и набивка (только натуральная шерсть), и пропорции (тут — очень строго, в классическом варианте это размеры новорожденного ребенка и его же пропорции), и одежда, декор, черты лица и так далее, однако, начать можно с общих правил, а дальше — как пойдет.
Как сделать куклу в вальдорфском стиле — мастер-класс от faithandstring
5. Феечка в вальдорфском стиле
Феечка в вальдорфском стиле на самом деле мало общего имеет с настоящей игрушкой, которая допускается требованиями этой педагогической системы, однако, общие черты найти все же можно. Впрочем, так ли важны подобные тонкости, когда речь идет об очаровательной куколке, которую легко сделать своими руками? Любой ребенок придет в восторг при ее виде! Впрочем, чего уж там — и любой взрослый непременно растянет губы в улыбке!
Как сделать феечку в вальдорфском стиле — мастер-класс от faithandstring
Как проектировать школы и интерьеры на основе вальдорфской педагогики
Как проектировать школы и интерьеры на основе вальдорфской педагогики
Escola El Til·ler / Eduard Balcells + Tigges Architekt + Ignasi Rius Architecture. Изображение © Адриа Гула
- Автор: Одри Мильяни | Перевод: Хосе Томас Франко
Представленная Рудольфом Штайнером вальдорфская педагогика опирается на принципы антропософской философии. Одной из основополагающих характеристик теории является ее целостный подход к человеку: чувства, воображение, дух и интеллект считаются уникальными для каждого человека, а мысли, чувства и действия считаются всегда связанными.
Таким образом, в центре внимания философии находится воспитание людей, способных общаться как с собой, так и с обществом (межличностный и внутриличностный интеллект) – основные навыки для преодоления вызовов 21 века. Такое обучение происходит в школах, которые следуют методу Штайнера, знакомя семьи со школьной средой и объединяя их в сообщество. Ниже мы рассмотрим операции и последствия этой педагогики.
+ 14
Школа желтого поезда / Экологические решения биома. Изображение © Вивек Мутурамалингам
Согласно антропософской философии, человеческое развитие можно разделить на этапы, проходящие каждые семь лет. Эти этапы описываются следующим образом:
- От 0 до 7 лет : Потребность в развитии через свободу передвижения и исследование окружающей среды. Этот семилетний период считается одним из самых важных, потому что он включает в себя некоторые из величайших вех, которых достигнет каждый человек: прямохождение (при ходьбе), общение (с помощью речи) и понимание себя (когда ребенок начинает обращаются к себе с местоимением «я»). Вальдорфские классы, в которых занимаются самые маленькие дети, стремятся воспроизвести атмосферу дома, функционируя как его продолжение. В этих пространствах разные возрастные группы относятся друг к другу как братья и сестры, подсознательно обучая друг друга.
- от 7 до 14 лет : Потребность в развитии через эмоции, творчество и чувства. Искусство и ремесла в значительной степени способствуют этому усиленному поиску чувствительности.
- от 14 до 21 года : Человек созрел и готов использовать свои умственные и моральные способности. На этом этапе они теоретически способны развивать более абстрактные и сложные мысли.
Школа желтого поезда / Экологические решения биома. Изображение © Вивек Мутурамалингам
Подобно вальдорфской педагогике, которая следует принципам антропософии, архитектура зданий, в которых размещаются школы этого типа, также должна следовать ее философии. Поэтому антропософские архитекторы предлагают некоторые параметры, которые можно выделить в большинстве вальдорфских школ. Его пространство должно быть способно дать тотальный опыт обучения, а внутренняя обстановка должна быть адекватной для каждого вида деятельности (классы ремесел, скульптуры, столярного дела и многих других). Они также должны соответствовать возрасту и циклу развития занимающих их детей.
Marecollege / Архитектура 24 часа. Image © Gregor Schmidt
Комфорт
В течение первых семи лет считается важным, чтобы ребенок находился дома, в непосредственном контакте со своей семьей и домашними делами. По этой причине классы, предназначенные для этой возрастной группы, стремятся создать домашнюю, гостеприимную, безопасную и стимулирующую атмосферу. Использование определенных углов для определенных действий в больших средах очень распространено. Например, в большом классе есть уголок для приготовления и приема пищи или места для отдыха и игр. Идея этой пространственной организации заключается в том, что ребенок будет чувствовать себя в большей безопасности, занимая эти меньшие пространства. Классная комната с ее домашней атмосферой становится метафорой дома, а школа, в свою очередь, представляет собой внешнее сообщество.
Escola El Til·ler / Eduard Balcells + Tigges Architekt + Ignasi Rius Architecture. Image © Adrià Goula
Гармония между искусствами
Рудольф Штайнер считал архитектуру интеграцией всех видов искусства. Таким образом, эстетическая часть воспитания считается важной частью его теории. В средах, которые следуют вальдорфской педагогике, очень часто можно найти пространства, в которых выставлены произведения искусства, созданные учащимися.
Школа желтого поезда / Экологические решения биома. Изображение © Вивек Мутурамалингам
Ритмические элементы
Музыка также является искусством, присутствующим в вальдорфской среде. Он появляется в архитектуре через повторение таких элементов, как рамы или колонны.
Marecollege / Архитектура 24 часа. Image Cortesia de Boris Zeisser
Природа, внутри и снаружи
Связь (прямая или косвенная) с природой считается очень полезной для психоэмоционального здоровья детей и часто используется в качестве материала для различных школьных занятий, включая сосновые шишки. , семена, ветки, ракушки, камни, корни и другие природные элементы. Есть даже рекомендация против использования пластиковых предметов и традиционных игрушек. Открытые пространства стремятся включать в себя участки земли или песка, а также большое количество растительности (посаженной прямо в землю или в горшках). Дома на деревьях также очень приветствуются.
Escola El Til·ler / Eduard Balcells + Tigges Architekt + Ignasi Rius Architecture. Изображение © Адриа Гула Школа желтого поезда / Biome Environmental Solutions. Изображение © Vivek Muthuramalingam
Рекомендуется использование натуральных строительных материалов и облицовки. Классы также должны выходить на центральную зеленую зону, где дети могут свободно передвигаться. Учитывая, что это пространство, предназначенное для детей, подоконник должен быть размещен на более низкой высоте, чем обычно рекомендуется , чтобы уличная зелень была видна детям.
Marecollege / Архитектура 24 часа. Image Cortesia de Boris Zeisser
Естественное освещение
Вальдорфская педагогика — это философия, которая ценит все преимущества, которые контакт с природой может дать человеку. По этой причине естественное освещение также высоко ценится в его школах. Однако в зависимости от деятельности, которая будет выполняться в разных помещениях, можно варьировать поступление естественного света, создавая бесконечные возможности для внутренней атмосферы.
Escola El Til·ler / Eduard Balcells + Tigges Architekt + Ignasi Rius Architecture. Image © Adrià Goula
Цвет
Вальдорфская педагогика придает большое значение использованию цветов. Для каждой возрастной группы рекомендуется определенная палитра в зависимости от уровня зрелости детей. В классах младших детей используются преимущественно теплые и светлые тона (особенно красноватый и оранжевый) и они связаны с активной и праздничной деятельностью, более присутствующей в повседневной жизни этой возрастной группы. Холодные тона (голубоватые и зеленоватые) рекомендуются для школьников среднего возраста, связанных с деятельностью, требующей повышенного уровня концентрации и внимания. В отличие от других методик (например, Монтессори), для детей старшего возраста рекомендуются сильные контрасты (например, черно-белые), поскольку они часто связаны с абстрактными формами. На стенах роспись обычно следует особой технике, разработанной Штайнером, под названием «Лазурь», которая направлена на то, чтобы сделать их более яркими и менее непрозрачными.
Школа желтого поезда / Экологические решения биома. Image © Vivek Muthuramalingam
Сочетание этих последних трех характеристик — связи с природой, естественного освещения и использования цвета — напрямую связано с важностью сенсорного опыта в развитии человека. Считается, что вместе они создают физическую учебную среду, безопасную и способную в полной мере развивать творческий потенциал детей.
Escola El Till·ler / Eduard Balcells + Tigges Architekt + Ignasi Rius Architecture
Гибкость
Поскольку мероприятия, разработанные в соответствии с философией Вальдорфа, очень динамичны, важно, чтобы композиция интерьеров была очень гибкой, создавая живую и активную среду. Существует несколько общих решений этой необходимости. Столы и стулья должны быть легкими, чтобы их можно было легко убрать. Некрытые дворы могут функционировать как театральные декорации. Крытые мультиспортивные площадки можно использовать для празднования различных праздников, предусмотренных учебной программой Вальдорфа.
Escola El Til·ler / Eduard Balcells + Tigges Architekt + Ignasi Rius Architecture Школа желтого поезда / Biome Environmental Solutions. Image © Vivek Muthuramalingam
Геометрическое восприятие
Согласно антропософскому мышлению, прогрессивные преобразования геометрических форм в классах — по мере изменения возрастных групп — очень важны. Поэтому часто можно увидеть:
- Нетрадиционные геометрические формы оправ.
- Формальные вариации в вертикальной (стены) и горизонтальной (полы и потолки) плоскостях.
- Растения трапециевидной формы.
Свобода является важным понятием в этой педагогике. Штайнер защищал использование расходящихся стен, потому что, по его мнению, они способны демократизировать внешний вид пользователя в окружающей среде (сходящиеся стены имеют тенденцию направлять), освобождая его движения и фокус внимания. Поэтому во многих школах для расходящихся стен выбирают трапециевидную форму.
Аксонометрический. Центр продленного дня Вальдорфская школа / MONO Architekten. Изображение через MONO Architekten
Каждый класс (разделенный по возрастным группам) имеет рекомендуемый формат, чтобы геометрические преобразования могли следовать за внутренним развитием детей. В первые годы классы имеют преимущественно органический дизайн. Постепенно вводится угол, и классы становятся более вытянутыми. Поэтому все, что имеет более округлые линии, унифицировано и преимущественно легче, обычно предназначено для дошкольников. С годами все становится тверже, членораздельнее, угловатее. Эта стратегия имеет подсознательную цель — направлять понимание ребенком концепции форм, развивая более глубокое эстетическое чувство.
Школа желтого поезда / Экологические решения биома. Image © Vivek Muthuramalingam
Архитектурные элементы вальдорфской школы почти всегда являются активной частью процесса обучения и развития детей. В тандеме с другими учебными мероприятиями вальдорфская педагогика предлагает максимально полно работать над такими понятиями, как метаморфозы формы, цвета и геометрии, давая детям свободу в полной мере воспринимать и исследовать различные среды.
Центр продленного дня Вальдорфская школа / MONO Architekten. Изображение © Грегор Шмидт
- Как стимулировать автономию детей с помощью архитектуры и метода Монтессори
Ссылки
- Сандра Леонора. Traduzindo em formas a pedagogia Waldorf, 2010. (DISSERTÇÇÇÃO DE MESTRADO)
- OLIVEIRA, Thaís R. S. Cardoso; ИМАИ, Сезар. Identificação dos atributos da arquitetura escolar Waldorf: um estudo de caso no interior paulista. IV Simpósio Brasileiro de Qualidade do Projeto no Ambiente Construído, 2015.
- https://revistaeducacao.com.br/2018/12/30/pedagogia-waldorf-infancia. Доступ 10 марта 2020 г.
- http://www.sab.org.br/portal/pedagogiawaldorf/369. Доступ к 10 марта 2020 г.
- http://www.federacaoescolaswaldorf.org.br/admin/arquivos/arquivo-1418906054.pdf. Acesso 10 março 2020.
Процитируйте: Migliani, Audrey. «Как проектировать школы и интерьеры на основе вальдорфской педагогики» [Como projetar escolas e interiores baseados na pedagogia Waldorf] 25 марта 2020 г. ArchDaily. (Перевод Франко, Хосе Томас) Доступ .