Развитие возобновляемой энергетики в Украине
19 декабря 2022 г.
Целью двухпартийной и международной Комиссии по экономической реконструкции Украины CSIS является разработка основы политики, которая поможет привлечь инвестиции частного сектора для поддержки будущего экономического восстановления Украины. Для поддержки комиссии CSIS созовет ряд рабочих групп для изучения ряда конкретных проблемных областей, имеющих решающее значение для реконструкции и модернизации украинской экономики, в том числе в сельском хозяйстве, энергетике, транспорте и логистике, а также для решения влияние коррупции на инвестиции частного сектора.
Введение
Российское вторжение в Украину имело далеко идущие последствия для мировой энергетической системы. На Украине разворачивается совсем другой энергетический кризис, поскольку Россия обстреляла украинскую энергетическую инфраструктуру серией ракетных ударов, серьезно повредив энергосистему. Эти атаки привели к веерным отключениям электроэнергии по всей стране, что усугубило гуманитарный кризис.
Восстановление энергетической системы Украины будет иметь важное значение как для обеспечения более широких усилий по восстановлению, так и для восстановления экономической активности. Есть два принципа, которыми должны руководствоваться усилия по восстановлению энергетической системы Украины: (1) обеспечение энергетической безопасности и независимости и (2) углубление связей и экономических отношений между Украиной и Европейским Союзом. Для достижения обеих целей Украина должна развивать свои потенциальные возобновляемые источники энергии. Возобновляемая энергия, включая ветер, солнце и биомассу, в изобилии представлена в Украине. Разработка этих ресурсов будет поддерживать внутреннее производство электроэнергии, тем самым укрепляя энергетическую безопасность и независимость Украины. У Украины есть достаточный потенциал, чтобы стать экспортером энергии после войны, тем самым поддерживая цели Европейского Союза по декарбонизации и энергетической безопасности.
Как и в случае с более широкими усилиями по реконструкции, сектору возобновляемых источников энергии потребуется существенная финансовая поддержка со стороны как государственных, так и частных партнеров. Создание рынка, который может привлекать капитал и конкурировать с другими странами, использующими возобновляемые источники энергии, потребует усовершенствования политики Украины в области возобновляемых источников энергии. Расширение производства возобновляемой энергии будет зависеть от значительных усилий по модернизации сети и увеличения емкости хранения и экспорта для управления переменным производством по всей системе.
Чтобы успешно раскрыть потенциал сектора возобновляемой энергетики Украины, необходимо ответить на несколько ключевых вопросов:
- Как возобновляемые источники энергии могут помочь удовлетворить будущие потребности Украины в энергии?
- Какие проекты должны стать приоритетными в ближайшей и среднесрочной перспективе, чтобы обеспечить эффективную интеграцию возобновляемых источников энергии в энергетическом секторе?
- Какую роль могут сыграть международные организации и доноры?
Потенциал возобновляемой энергетики в будущем энергетическом балансе Украины
Реконструкция энергетического сектора Украины первоначально будет сосредоточена на устранении повреждений, нанесенных электросетям и другой энергетической инфраструктуре (например, трубопроводам для сетей централизованного теплоснабжения, тепловых электростанций и передающих сетей), чтобы обеспечить доступ к энергии для граждан и позволить усилиям по строительству . После того, как эти первоначальные шаги будут реализованы, дальнейшие усилия по расширению использования возобновляемых источников энергии должны стать приоритетными при реконструкции.
Состояние возобновляемой энергетики в Украине до войны
Украина обладает значительным потенциалом для расширения производства энергии из возобновляемых источников, включая ветер, солнце и биомассу. Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA) провело исследование сектора и потенциала возобновляемой энергии Украины в 2015 году. Общий потенциал ветроэнергетики Украины составляет от 16 гигаватт (ГВт) до 24 ГВт, при этом 16 ГВт считается экономически целесообразным. Перед войной компании планировали значительное увеличение ветровых мощностей: в 2021 году была добавлена 91 турбина. Наиболее перспективными регионами для развития солнечной энергетики являются южные и юго-западные регионы страны, где солнечная радиация самая высокая. IRENA оценивает реальный потенциал развития солнечной энергетики в Украине в 4 ГВт. Биомасса может все больше использоваться для отопления по всей стране благодаря обильным сельскохозяйственным ресурсам Украины.
До войны в Украине наблюдался значительный рост возобновляемых мощностей и инвестиций частного сектора. Правительство Украины поставило цель к 2035 году обеспечить 25 процентов своего общего объема производства энергии за счет возобновляемых источников энергии. В 2009 году на долю возобновляемых источников энергии приходилось около 3 процентов производства электроэнергии в Украине; к концу 2020 года эта доля увеличилась до 12,4 процента. На рисунке ниже показано сочетание возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии в 2020 году с наибольшим вкладом гидро- и солнечной энергии. Мощность гидроэлектростанций оставалась относительно стабильной в течение последних 10 лет, при этом все крупные гидроэлектростанции принадлежат государственной компании «УкрГидроэнерго». Рост использования возобновляемых источников энергии был обусловлен добавлением ветровой и солнечной энергии, а в последние годы часть производства биомассы была запущена в эксплуатацию.
Быстрое распространение возобновляемых источников энергии (ВИЭ) было вызвано введением в 2009 году льготного тарифа (ЛТ). Эта политика привела к всплеску инвестиций частного сектора, поскольку ФИТ в Украине был одним из самых высоких в Европа. Согласно политике FIT, энергия, произведенная из возобновляемых источников, может быть продана гарантированному покупателю, государственному предприятию, созданному, когда Украина либерализовала свой рынок электроэнергии. Гарантированный покупатель затем будет продавать купленную электроэнергию по рыночным ценам (ниже тарифа). Политика оказалась неустойчивой: гарантированный покупатель не смог выполнить платежные обязательства перед производителями возобновляемой энергии, начиная с 2019 года.. Хотя Украина начала реформировать политику в отношении возобновляемых источников энергии еще до войны, потребуются значительные шаги в послевоенном восстановлении для привлечения и поддержания инвестиций в этот сектор.
Послевоенный пейзаж
Украина наметила планы, которые позволят значительно увеличить мощности возобновляемой энергетики в ходе реконструкции. Национальный план восстановления Украины, представленный в июле на конференции в Лугано, предусматривает расходы на сумму около 130 миллиардов долларов (что эквивалентно 65 процентам ВВП Украины в 2021 году) для достижения энергетической независимости и развития зеленой энергетики в течение двух этапов реконструкции (2023–2025 и 2026–2025 годы). 2032). На втором этапе особое внимание уделяется возобновляемым источникам энергии с целью добавления от 5 до 10 ГВт солнечной и ветровой мощности (15 миллиардов долларов), локализации производства оборудования ВИЭ (2 миллиарда долларов), создания 30+ ГВт ВИЭ для производства водорода (38 миллиардов долларов). ) и строительство интеллектуальных сетей (от 5 до 10 миллиардов долларов). Масштабы этих целей, мягко говоря, амбициозны.
К сожалению, наибольший потенциал возобновляемой энергетики сосредоточен в регионах, которые были или находятся под контролем России. Развитие возобновляемых источников энергии, особенно ветра и солнца, зависит от того, успешно ли Украина отвоюет эти территории. Уровень разрушения в этих регионах может препятствовать любым новым инвестициям или развитию, поскольку может потребоваться восстановление необходимой инфраструктуры, такой как дороги и сети электросетей. Текущие установки также могли быть повреждены. Около 66 процентов солнечных и ветровых установок находятся в пяти областях: Одесской, Запорожской, Николаевской, Херсонской и Днепровской. Эти объекты могут потребовать дополнительного обслуживания и ремонта по мере того, как Украина отвоевывает территорию.
Значительное расширение генерирующих мощностей произойдет на более поздних этапах реконструкции, но проекты и инициативы на более ранних этапах будут способствовать расширению зеленой энергетики. До войны быстрое увеличение возобновляемых генерирующих мощностей вызвало дисбаланс сети и растущую потребность в балансировании мощности и хранения. Правительство Украины подсчитало, что к 2025 году сети потребуется около 2 ГВт новых пиковых генерирующих мощностей и около 500 мегаватт (МВт) мощностей по хранению энергии. к войне. ДТЭК, крупнейший частный инвестор в возобновляемую энергетику Украины, в начале 2022 года при поддержке компаний Honeywell и SunGrid завершил проект строительства хранилища мощностью 1 МВт в городе Энергодар. Создание дальнейших партнерских отношений между украинскими возобновляемыми и сетевыми компаниями и американскими и другими международными компаниями может способствовать реализации плана реконструкции страны.
Расширение возобновляемой энергетики также будет зависеть от взаимосвязи и экспортных мощностей между электрическими сетями Украины и ЕС. Интеграция украинской сети с европейской будет постоянной задачей как во время войны, так и после нее. После аварийной синхронизации двух сетей в начале войны Укрэнерго (украинский сетевой оператор) и ENTSO-E соединили свои сети, но уровень присоединения остается низким. В Плане восстановления Украины страна надеется достичь пропускной способности между Украиной и Европой в 3,6 ГВт к 2030 году и 6,2 ГВт к 2040 году. Расширение взаимосвязи будет зависеть от восстановления линии Жешув-Хмельницкий между Украиной и Польшей и модернизации сегментов сети, чтобы соответствовать европейским энергетическим нормам.
Запуск возобновляемой генерации позволит Украине поддержать климатические амбиции Европейского Союза за счет экспорта «зеленой» электроэнергии. До последних сбоев в атомной энергетике около 55 процентов производства электроэнергии в Украине приходилось на атомную энергетику. Возобновляемые источники энергии потенциально могут заменить уголь и природный газ в этом секторе. Полная интеграция в европейскую энергосистему потребует прогресса как в области регулирования, так и в области технологий, что подчеркивает важность четких шагов вперед на протяжении всей войны и первоначальной реконструкции.
Использование возобновляемых источников энергии: роль международных организаций и частных инвесторов
Представление Украины о безопасном и экологичном энергетическом балансе потребует значительных инвестиций в энергетический сектор. Но пропущенные платежи производителям энергии в рамках FIT и пересмотр условий политики в области возобновляемых источников энергии подорвали доверие инвесторов к этому сектору до войны. Украина также будет конкурировать со многими другими странами, стремящимися расширить использование возобновляемых источников энергии. Учреждения по финансированию развития (DFI) и многосторонние банки развития (MBD) могут помочь преодолеть эти проблемы. Три широкие инициативы могут поддержать развитие возобновляемых источников энергии и инвестиции в этот сектор:
- Используйте существующие отношения для поддержки развития возобновляемых источников энергии.
Из-за атак России на энергетическую инфраструктуру Украины многие правительства и УФР уже активно вовлечены в украинский энергетический сектор. Например, Южное агентство международного развития (USAID) возглавило усилия по оказанию чрезвычайной помощи, такой как генераторы и запасы топлива, а также доставило необходимое оборудование для ремонта сети. «Большая семерка» создала рабочую группу по вопросам энергетической безопасности Украины для координации поставок оборудования и финансовой помощи сектору. Отношения между этими учреждениями и украинскими энергетическими компаниями (как государственными, так и частными) должны стать основой для дальнейшей деятельности по реконструкции энергетики. Создание рабочей группы по сектору возобновляемой энергетики могло бы способствовать установлению партнерских отношений между украинскими и западными компаниями и лучше координировать усилия по реконструкции.
- Создание прочной основы внутренней политики.
Перед войной FIT Украины привел к быстрому расширению возобновляемых генерирующих мощностей. В то время как FIT помог расширить производство возобновляемой энергии, к 2020 году накопленный долг гарантированного покупателя перед производителями ВИЭ достиг 500 миллионов евро (531 миллион долларов США). Несколько изменений в FIT задним числом снизили уровни платежей, что подорвало доверие инвесторов. Риск коррупции в этом секторе также был отмечен из-за значительного участия нескольких видных предпринимателей в этом секторе.
В 2019 году в Украине был принят Закон 2712-VII «О содействии конкурентным условиям для производства электроэнергии из альтернативных источников энергии», который ввел аукционы как дополнительную политическую поддержку сектора возобновляемых источников энергии. Предложение было направлено на устранение чрезмерно обременительной политики FIT и обеспечение большего контроля над количеством ВИЭ, добавляемых ежегодно, для обеспечения стабильности сети. Заявки на проекты в области возобновляемых источников энергии, в том числе по ценовому предложению (в евро за киловатт-час) и размеру проекта (киловатт), будут подаваться через электронную систему ProZorro.Sales, при этом победившие заявки будут выбираться по ценовому предложению. Аукционы должны были начаться в 2020 году, но при администрации Зеленского программа задержалась, и до войны аукционов не проводилось. После войны прозрачность аукционов даст инвесторам четкое представление о сроках и размерах ежегодных аукционов, что поможет укрепить доверие к сектору.
В первые годы реконструкции важно обеспечить платежеспособность FIT, а также четкую коммуникацию между гарантированным покупателем и производителями ВИЭ. Выплаты FIT были приостановлены во время войны, и соблюдение сроков погашения FIT и гарантий инвесторов по уровням цен повысит доверие инвесторов.
- Используйте DFI для оптимизации финансирования и обеспечения государственно-частного партнерства.
Международное финансирование уже давно является важным источником капитала для энергетического сектора Украины. Банки развития будут играть важную роль в раскрытии инвестиционного потенциала частного сектора в секторе возобновляемых источников энергии. МБР могут предоставлять необходимые кредиты и продукты страхования рисков, позволяющие осуществлять как краткосрочные, так и долгосрочные инвестиции. Это участие будет основываться на опыте страны. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) играет важную роль в секторе возобновляемых источников энергии в Украине. В 2009, банк запустил Украинскую программу кредитования устойчивой энергетики (USELF) для поддержки проектов в области гидроэнергетики, биомассы, ветра и солнечной энергии. Программа предоставляет кредитное финансирование, а также технических консультантов и обучение для обеспечения разработки проекта. Совсем недавно ЕБРР предложил Укрэнерго 149 миллионов евро (158 миллионов долларов) на модернизацию украинской системы электропередачи и дальнейшие усилия по синхронизации с европейской сетью. Уроки этих предыдущих проектов можно использовать для адаптации мероприятий во время реконструкции, включая сочетание инструментов финансирования с возможностями технических консультаций и предложений. Учреждения, обладающие опытом работы в украинском энергетическом секторе, должны сотрудничать с украинскими и международными субъектами для целевого финансирования проектов и предоставления технической поддержки, где это необходимо.
Банки развития США также будут важными партнерами для инвесторов в секторе возобновляемых источников энергии. USAID приобрел значительный опыт в украинском энергетическом секторе после того, как возглавил усилия США по оказанию помощи во время войны. Развитие партнерских отношений с Соединенными Штатами и другими западными странами для уменьшения ущерба, нанесенного энергетическому сектору, может превратиться в эффективное партнерство для восстановления. Международная финансовая корпорация развития США (DFC) также расширила свою деятельность в Украине и Восточной Европе; к октябрю 2022 года у организации было более десятка проектов в стране на сумму 700 миллионов долларов. DFC может предоставить гранты на техническую помощь и технико-экономические обоснования для ускорения определения, планирования и финансирования проектов. Страхование политических рисков также может помочь снизить риск проекта для инвесторов. DFC предлагает страхование политических рисков, которое покрывает до 1 миллиарда долларов убытков, вызванных политическим насилием, включая войну, терроризм и враждебные действия национальных или международных сил. Эта поддержка, вероятно, будет необходима на протяжении всего периода реконструкции для привлечения инвестиций и управления проектными рисками.
Европа сыграет важную роль в восстановлении Украины по мере продвижения страны по пути вступления в ЕС. Важное значение будет иметь выявление областей сотрудничества между агентствами и финансовыми инструкциями США и их европейскими коллегами. Эти первоначальные планы и отношения должны быть разработаны сегодня.
Заключение
Расширение производства возобновляемой энергии в Украине может укрепить энергетическую безопасность и способствовать интеграции Украины с Европейским Союзом. Восстановление энергосистемы Украины будет длительным и капиталоемким процессом. Привлечение инвестиций в сектор возобновляемых источников энергии также потребует совершенствования внутренней политики в отношении возобновляемых источников энергии. Пока война продолжается, международные партнеры и украинские лидеры могут определить проекты, которые укрепят энергосистему за счет увеличения емкости хранения и соединения с Европейским Союзом. Работа, проводимая для решения проблемы продолжающегося разрушения энергосистемы Украины, может заложить основу для долгосрочной реконструкции энергетического сектора, в то время как координация доноров и опыт различных УФР и МБР будут иметь неоценимое значение для сектора возобновляемых источников энергии в Украине. Работа по реформированию и совершенствованию сектора возобновляемых источников энергии должна начаться уже сегодня.
Аллегра Доус — научный сотрудник Программы энергетической безопасности и изменения климата Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. Бен Кэхилл — старший научный сотрудник Программы энергетической безопасности и изменения климата CSIS.
Комментарий подготовлен Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частным, освобожденным от налогов учреждением, занимающимся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).
© 2022 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.
Правительство Чехии утвердило верхний предел цен на энергию для крупных фирм
Автор статьи:
Reuters
Опубликовано 14 декабря 2022 г. • 1 минута чтения
Присоединяйтесь к обсуждению мера, ограничивающая цены на электроэнергию и природный газ для крупных фирм на том же уровне, что и цены для домашних хозяйств и малых фирм, которые уже действуют, заявил министр промышленности Йозеф Сикела.
Приносим свои извинения, но это видео не удалось загрузить.
Попробуйте обновить браузер или
нажмите здесь, чтобы посмотреть другие видео от нашей команды.
Правительство Чехии утвердило верхний предел цен на энергоносители для крупных фирм Вернуться к видео
Цена будет установлена на уровне 5 крон (0,2192 доллара США) за киловатт-час электроэнергии и 2,5 кроны за киловатт-час природного газа без учета налога на добавленную стоимость, сказал он. , и применять к 80% прошлого потребления для поощрения сбережений.
Financial Post Главные новости
Подпишитесь на получение ежедневных главных новостей от Financial Post, подразделения Postmedia Network Inc.
Адрес электронной почты
отказаться от подписки в любое время, нажав на ссылку отказа от подписки в нижней части наших электронных писем или любого информационного бюллетеня. Постмедиа Сеть Inc. | 365 Bloor Street East, Торонто, Онтарио, M4W 3L4 | 416-383-2300
Содержание статьи
Чешская экономика сильно зависит от производства и экспорта, которые в основном идут в соседнюю Германию и другие страны Европейского Союза. Компании призвали к установлению потолка цен, чтобы не оказаться в невыгодном положении по сравнению с иностранными конкурентами, пользующимися такой помощью, как государственные программы в Германии.
Объявление 2
История продолжается ниже
Это объявление еще не загружено, но ваша статья продолжается ниже.
Содержание статьи
Сикела сказал, что помощь, которая начнет действовать с начала 2023 года, соответствует европейским правилам конкуренции, но о самом плане еще необходимо сообщить в Европейскую комиссию.
Министр финансов Збынек Станжура заявил, что помощь была ограничена максимально допустимым уровнем в ЕС на уровне 4 миллионов евро на компанию.
«Хорошо, что у всех предпринимателей будут одинаковые условия, и это дает нам сильную надежду, что компании переживут трудный 2023 год в добром здравии, и мы сохраним самый низкий уровень безработицы в ЕС», — сказал Станжура.
Эта мера будет финансироваться за счет уже утвержденных налогов на непредвиденные расходы в энергетической и банковской отраслях, а также ограничений на доходы производителей электроэнергии, сказал он.
Информационное агентство CTK заявило, что правительство ожидает, что потолок цен для всех клиентов будет стоить до 170 миллиардов крон.
(1 доллар США = 22,8090 чешских крон) (Отчетность Яна Лопатки и Джейсона Ховета; редакция Кирстен Донован)