ГУП ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЧГЭС» МИНПРОМЭНЕРГО ЧУВАШИИ
Центр обслуживания потребителей (подача заявки на технологическое присоединение)
Отключения
Передача показаний приборов учета электрической энергии
Уведомляем Вас, что объекты электросетевого хозяйства, расположенные в с. Моргауши и с. Большой Сундырь, ранее эксплуатируемые МУП ЖКХ «Моргаушское»,
с 11.11.2022 переданы в обслуживание государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики
(далее – Предприятие).
С вышеуказанной даты оперативно-диспетчерское управление в круглосуточном режиме данными сетями
внешнего электроснабжения будет осуществляться центром управления сетями (далее – ЦУС) Предприятия.
По вопросам прекращения передачи электрической энергии необходимо обращаться к диспетчеру ЦУС Предприятия по телефонам:
ОДС г. Чебоксары 8 800-300-81-58, 58-01-28, 58-03-01
ОДС г. Новочебоксарск 73-38-28
ОДС г. Ядрин 8-835-47-2-22-00
ОДС г. Канаш 8-927-867-39-00
По вопросам осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям необходимо
обращаться в центр обслуживания потребителей Предприятия по телефону – 8-800-201-04-62.
На основании постановления кабинета министров Чувашской Республики от 25.08.2022 г. №423 предприятие МУП «Чебоксарские Городские Электрические Сети» муниципального образования города Чебоксары — столицы
Чувашской Республики было передано в государственную собственность Чувашской Республики и переименовано в государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети»
Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики. Сокращенное наименование — ГУП Чувашской Республики
«ЧГЭС» Минпромэнерго Чувашии
17.12.2019 года Администрация города Чебоксары Чувашской республики постановила создать Муниципальное унитарное предприятие
«Чебоксарские городские электрические сети» муниципального образования города Чебоксары — столицы Чувашской Республики.
Основной целью МУП «Чебоксарские Городские Электрические Сети» муниципального образования города Чебоксары — столицы
Чувашской Республики является организация бесперебойного и качественного электроснабжения потребителей города Чебоксары, включая прием, передачу и распределение электрической энергии, путем надлежащего технического обслуживания и эксплуатации чебоксарских
городских электрических сетей и своевременного их ремонта и развития в соответствии с нормативными документами, действующими в сфере электроэнергетики.
Учредителем МУП «ЧГЭС» является администрация города Чебоксары.
Предприятие расположено по адресу: г. Чебоксары, ул. Водопроводная, 2а.
За тепло, потреблённое приточными вентиляциями, должны платить нежилые помещения
ТСЖ «Кузнечная 83» из Екатеринбурга поделилось историей своего успеха в борьбе с ресурсоснабжающей организацией. Публикуем рассказ представителя товарищества.
Для кого может быть полезно: для многоквартирных домов, в составе которых есть нежилые помещения (именно на первых этажах дома, не пристроенные – с пристроенными проще!), в которых есть нагрев приточно-вытяжной вентиляции, она же «приточная вентиляция», она же «приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением с комплектом автоматики, обеспечивающей поддержание температуры воздуха после вентилятора – это такое оборудование, которое имеется только в некоторых нежилых (к примеру медицинских, спортивных, и т.д.) помещениях дома и которое служит для обеспечения многократного принудительного воздухообмена внутри этих помещений.
Предыстория. В 19-этажном многоквартирном доме, управляемом ТСЖ, на двух первых этажах есть медицинские клиники с приточной вентиляцией.
Зачем нежилым «приточка»? Всё просто – как правило, это медицинские, спортивные и т.п. организации, которым по санитарно-гигиеническим правилам (СанПины, СНИПы и ГОСТы) требуется 3 – 5‑10 – 30-ти кратный воздухообмен в час (в операционных, кабинетах, процедурных и т.д.) с целью снижения вирусно-бактериальной и иной загрязняющей нагрузки. И если летом без проблем вентиляция берёт воздух с улицы (воздух же летом тёплый), то зимой (например, при температуре ‑20°С) при такой кратности воздухообмена температура в помещениях будет стремиться к температуре на улице. Поэтому зимой воздух с улицы нужно подогреть (минимум до 20 – 30°С), затем заместить воздух в помещении, а «отработанный воздух» (заметьте – тёплым!) выдувается на улицу безвозвратно.
Ресурсоснабжающая организация по теплу (ПАО Т Плюс, далее по тексту «Т+») не предъявляет нежилым помещениям объем тепловой энергии на приточную вентиляцию, использующим эту приточную вентиляцию, а распределяет её на все помещения дома, выставляя счета в адрес ТСЖ. Поскольку квартир в доме около 22 тыс. кв. м, а помещений с приточной вентиляцией около 3 тыс. кв. м, понятно, на кого ложилась львиная доля платы за тепловую энергию, потребленную приточными вентиляциями.
ТСЖ не согласилось с суммой счета, и не платило в Т+, и спор разрешался в Арбитражном суде (дело А60 – 38771/2020).
[Справочно: в споре участвовали: истец ПАО «Т Плюс», ответчики ТСЖ «Кузнечная 83» (за ноябрь 2019) и ООО «УК Бажовский» (за декабрь 2019 и январь 2020, когда они управляли домом), третьи лица – нежилые помещения с отоплением (клиника «Здоровье 365», клиника «Уро-Про», клиника «Мегадента», УралФинпромБанк, клиника «Рочестер») и без отопления (ООО «Связь-Инвест»)]
Суд признал верной позицию ТСЖ – за тепло, потреблённое приточными вентиляциями нежилых помещений, должны платить эти нежилые помещения, а никак не квартиры. Решение устояло (апелляция, кассация) и вступило в силу, ТСЖ обратилось в Т+ с просьбой внести изменения в алгоритмы расчета по дому и выставлять приточку на нежилые, а не на ТСЖ. Ответ Т+ был прекрасен в своей простоте: «А мы не можем менять алгоритмы в программе расчётов – это дело Москвы». Найти того, кто может, и кто такая эта недостижимая и загадочная «Москва» мы не смогли.
ТСЖ снова не платило, и Т+ снова вышли снова в суд. На этот раз просуживали отопительный период с октября 2020 по апрель 2021, дело №А60 – 45228/2021.
Суд снова признал верной позицию ТСЖ – за тепло, потреблённое приточными вентиляциями нежилых помещений, должны платить эти нежилые помещения, а никак не квартиры. Решение устояло (апелляция, кассация) и вступило в силу.
Мы создали прецедент и заинтересованы в распространении этой практики. Готовы содействовать во имя добра и справедливости.
Автор: ревизор ТСЖ «Кузнечная 83» Давыдова Екатерина Сергеевна
Зеленое регулирование и электроэнергетика России — ЭКОНС.ОНЛАЙН
Фото: Станислав Красильников | ТАСС
Мнения
Экономика
Россия отстанет от Европы, США и Китая в сокращении выбросов парниковых газов в энергетике. Обеспечение надежного и доступного энергоснабжения в России важнее экологии, и природный газ соответствует обоим критериям.
26 августа 2021 г.
| Елена Ананькина, Марк Мозур
Россия отстанет от Европы, США и Китая в сокращении выбросов парниковых газов в энергетике. Обеспечение надежного и доступного энергоснабжения в России важнее экологии, и природный газ соответствует обоим критериям.
26 августа 2021 г.
| Елена Ананькина, Марк Мозур
Обеспечение стабильной и доступной электроэнергией традиционно имеет в России более высокий приоритет, чем экологические цели, а ее обширные запасы углеводородов делают отечественную газовую электроэнергетику стабильным и низкозатратным бизнесом. Однако давление со стороны глобальных инициатив по защите окружающей среды нарастает.
Корректировка углеродных границ (CBAM), которая вступит в силу с 2023 года, является частью европейской инициативы «Зеленый курс», которая введет новые налоги на импорт, связанный с производством с высоким уровнем выбросов. Хотя детали механизма еще не окончательны, CBAM
может повредить конкурентоспособности российских экспортеров.
Европейский союз является крупнейшим торговым партнером России, на долю которого в 2020 году приходилось 37,5% экспорта товаров страны. Основные экспортно-ориентированные отрасли промышленности России, включая нефть и газ, металлургию и горнодобывающую промышленность, химическую промышленность и производство удобрений, в значительной степени зависят от электроэнергии. По оценкам Platts Analytics, российские производители электроэнергии производят больше CO2, чем производители в Западной Европе или США, из расчета 0,50 тонны CO2 на киловатт-час (т/кВтч) поставляемой электроэнергии по сравнению с 0,20 т/кВтч и 0,37 т/кВтч соответственно; это лишь немного выше среднемирового показателя в 0,48 т/кВтч.
Россия ратифицировала Парижское соглашение об изменении климата в сентябре 2019 г. и в конце 2020 г. представила обновленный Определяемый на национальном уровне вклад, который требует, чтобы к 2030 г. выбросы были на 70% ниже уровня 1990 г. (включая изменения в землепользовании). В России активно продвигались инициативы по улучшению раскрытия информации о климате на фоне растущих призывов к более экологически чистой энергии со стороны конечных пользователей и инвесторов. В настоящее время разрабатывается новое законодательство для продвижения вперед, в том числе закон об углеродных сертификатах, принятый Государственной Думой в июне 2021 года, и региональные пилоты по декарбонизации на Сахалине и в других регионах. Тем не менее, еще предстоит увидеть, какого прогресса можно добиться, прежде чем CBAM вступит в силу через два года.
Европейские сборы
В настоящее время в России отсутствует внутренний механизм ценообразования на углерод. Однако выбросы CO2 при производстве электроэнергии будут иметь все большее значение для промышленных потребителей страны, особенно для экспортеров, зарегистрированных на бирже компаний и тех, кто преследует экологические цели. Горнодобывающая промышленность и промышленность потребляют до 58% производимой энергии, а домохозяйства только 16%.
ЕС планирует опубликовать детали CBAM в июле 2021 года и внедрить его через два года. Российские экспортеры
может справиться с финансовыми последствиями в течение следующих нескольких лет. Тем не менее, в более долгосрочной перспективе углеродоемкость покупаемой электроэнергии может стать ключевым фактором конкурентоспособности, поскольку разрыв в уровне выбросов между Россией и ЕС увеличивается. Согласно с
BCG, CBAM могут обойтись российским экспортерам в €3-4,8 млрд в год по тарифам. С тех пор цена на выбросы углерода в рамках Системы торговли выбросами ЕС (ETS) выросла, превысив 50 евро за метрическую тонну в мае 2021 года по сравнению с примерно 30 евро за метрическую тонну в середине 2020 года, в то время как список охваченных сфер деятельности стал длиннее с тех пор. .
Подробности CBAM пока не уточняются. Для российских экспортеров и их поставщиков электроэнергии критические области CBAM, которые необходимо прояснить, включают стандарты отчетности и проверки (например, объем, метод рынка по сравнению с местоположением и приемлемость различных типов углеродных компенсаций), а также список отраслей, включенных в различные Этапы CBAM, не говоря уже о возможной цене углеродных единиц ЕС.
Российский след
Ноябрь 2020
указ президента (ссылка на русском языке), который установил цель сокращения выбросов на 70% по сравнению с 19Уровень 90 (с поправкой на землепользование и лесное хозяйство) также допускает увеличение выбросов для стимулирования экономического роста. И хотя президент
недавно заявил, что чистые накопленные выбросы в России в течение следующих 30 лет должны быть ниже, чем в ЕС, о какой-либо конкретной цели или стратегии для достижения этого объявлено не было.
Однако Россия уже производит меньше углекислого газа (CO2), чем ЕС, примерно 1,7 млрд тонн в год по сравнению с примерно 2,9 млрд тонн в ЕС в 2019 году.. Это означает, что к 2050 году для достижения своей цели может не потребоваться достижение чистого нуля, и он может поддерживать стабильные выбросы в зависимости от пути декарбонизации ЕС и методологии расчета чистых выбросов ПГ. Например, теоретически, принимая во внимание изменения продолжительности жизни атмосферы и землепользования, Россия потенциально может достичь своей долгосрочной цели — без каких-либо существенных изменений в выбросах от сжигания — если выбросы в ЕС к 2050 году снизятся до 50% от текущего уровня.
В то же время показатели европейских стран в последние десятилетия неуклонно снижаются. Ускоренная декарбонизация по мере того, как ЕС выполняет свои обязательства по нулевому выбросу углерода, потребует соответствующих сокращений в России.
По данным Platts Analytics, к 2050 году разрыв в выбросах между Россией и остальным миром, вероятно, увеличится. В России доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе по-прежнему намного ниже, чем на многих других рынках. В 2020 году мощность солнечной и ветровой генерации составляла всего 0,3% от объемов генерации.
Газификация помогает стимулировать региональное экономическое развитие и использует огромные запасы газа в стране, но мало влияет на внутренний спрос на газ. Российское правительство рассматривает более широкую газификацию экономики как экономически эффективное средство снижения зависимости от дизельного и нефтяного топлива, особенно в промышленном секторе. Правительство подталкивает «Газпром» к прокладке внутренней сети передачи и распределения электроэнергии в изолированные регионы, что стало самым мощным двигателем газификации страны, особенно в рамках правительственной Стратегии развития Дальнего Востока.
Средний уровень газификации в России увеличился с 50% до 70% за последние два десятилетия, в то же время только около 62% сельского населения имеют доступ к природному газу для отопления.
94% спроса на электроэнергию в России приходится на два сектора конечного потребления: промышленность (включая производство энергии) и здания (жилые и коммерческие). Спрос на электроэнергию для зданий и промышленной деятельности может увеличиться на 26% к 2050 году. Общий спрос на электроэнергию будет увеличиваться в среднем примерно на 0,7% в год. Такой скромный рост может стимулировать инвестиции в альтернативные варианты добычи нефти и газа, поскольку новые мощности могут заменить старые генерирующие активы, работающие на ископаемом топливе. По нашим прогнозам, неископаемые источники (возобновляемые, гидро- и ядерные) будут охватывать 64% дополнительного роста нагрузки. Тем не менее, мы считаем, что в абсолютном выражении производство электроэнергии, работающей на угле и газе, будет продолжать расти.
Для снижения объемов выработки тепла необходимо одновременно увеличить ввод возобновляемых источников энергии и значительно отсрочить вывод из эксплуатации старых АЭС, что маловероятно: большинство из них были построены в 1970-х годах и требуют вывода из эксплуатации в самое ближайшее будущее. Чтобы тепловая генерация пошла на убыль, России необходимо как расширить возобновляемые источники энергии, так и отсрочить поэтапный отказ от старых ядерных активов, которые кажутся далекими: большая часть активов восходит к 1970 лет, и ему грозит скорая пенсия.
Зеленое будущее
Несмотря на более углеродоемкую энергетику, чем во многих европейских странах, в 2020 году около 40% электроэнергии в России производилось за счет производства низкоуглеродной атомной и гидроэнергетики. На бумаге эта доля неископаемой энергии должна покрывать потребности страны. крупнейших экспортеров и других потребителей энергии, которые сталкиваются с требованиями экологической отчетности или имеют цели по сокращению выбросов.
В июне 2021 года российский парламент утвердил
законопроект (ссылка на русском языке) по обезуглероживанию, зеленым сертификатам и климатическим проектам. Он требует от крупных компаний сообщать о выбросах и вводит концепции климатических проектов и торговли углеродными единицами. Тем не менее, энергетическая стратегия России до 2020 года направлена на сокращение выбросов за счет повышения эффективности, например, за счет более эффективного использования топлива, снижения потерь в сети и энергоэффективных зданий, а не за счет возобновляемых источников энергии.
Кроме того, Минэкономразвития и государственная корпорация развития ВЭБ представили предложения по собственной таксономии зелени в России. Правительство также утвердило дорожную карту, согласно которой к 2025 году Сахалин станет первым регионом с нулевым уровнем выбросов. Дорожная карта требует, чтобы региональная система торговли CO2 начала функционировать в сентябре 2021 года — июле 2022 года и была синхронизирована с соответствующими международными системами. Другие регионы, такие как Калининград, также рассматривают возможность реализации пилотных программ декарбонизации.
Экологическая отчетность развивается в ЕС и в России, но не обязательно параллельно, поэтому гармонизация нормативно-правовой базы имеет первостепенное значение для российских компаний. В своей резолюции о принятии CBAM от марта 2021 года Европейский парламент подчеркнул, что иностранные компании должны иметь возможность доказать в соответствии со стандартами ЕС по мониторингу, отчетности и проверке, что содержание углерода в их продукте ниже, чем уровни ЕС. Это не только уменьшит сумму, которую должны платить иностранные компании, но и создаст стимул для инноваций и инвестиций в устойчивые технологии.
Даже если российские сертификаты не будут приниматься на международном уровне, российские производители неуглеродной электроэнергии могут попытаться получить международные сертификаты. EN+, например, получила I-REC в конце 2020 года для своих операций по производству солнечной энергии, а ТГК-1 сделала это в 2021 году.
В более важном плане, хотя зеленые сертификаты или соглашения о покупке электроэнергии (СЗЭ) для атомной и гидроэнергетики могут помочь улучшить отчетность, они не меняют основной состав топлива в России и общие выбросы. Следовательно, они не соответствуют заявленным конечным целям зеленой политики ЕС и CBAM. Скорее, они распределяют существующую низкоуглеродную электроэнергию среди потребителей, чувствительных к выбросам (таких как экспортеры или компании, взявшие на себя обязательства по сокращению выбросов), в то время как высокоуглеродная электроэнергия поступает к потребителям, которым не нужно сообщать о своем углеродном следе.
Осторожная государственная поддержка
По сравнению с массивными пакетами поддержки возобновляемой энергетики ЕС, поддержка этого сектора российским правительством выглядит осторожной. Для возобновляемых источников энергии действуют специальные ДПМ, аналогичные по принципу действия применяемым при строительстве и модернизации традиционных тепло-, гидро- и атомных активов (когда поставщик берет на себя обязательства по строительству и вводу в эксплуатацию объекта в обмен на гарантированное возмещение затрат за счет увеличения стоимости мощности – примечание экономистов). Это довольно необычно, учитывая присущую возобновляемым источникам энергии прерывистость, и контрастирует с льготными тарифами или субсидиями, распространенными в ЕС.
Средняя стоимость ветровой и солнечной генерации в России намного выше, чем у традиционной газовой генерации и производителей энергии во многих других странах. Основная причина – низкая цена на газ на внутреннем рынке. Однако еще одним ключевым фактором является то, что в наиболее густонаселенных регионах России (таких как Москва, Санкт-Петербург и окрестности) не хватает солнечных и ветровых ресурсов. Самые ветреные районы России, расположенные у арктического побережья, малонаселены, и генерирующее оборудование должно соответствовать рельефу местности (отсутствие транспортной инфраструктуры) и суровым погодным условиям (таким как снег и мороз). Рост возобновляемых источников энергии в основном связан с южными регионами с более подходящим климатом и достаточным спросом на электроэнергию, такими как Оренбург, Ставрополь, Ростов, Астрахань и Самара.
В 2020 году некоторые новые заявки на ветровые проекты были значительно ниже некоторых новых атомных и угольных проектов: например, около 65 000 рублей за кВтч (см. диаграмму 17). Это следует за успешным началом производства оборудования международными и местными игроками. Vestas начала производить ветрогенераторы в Ульяновске с «Роснано» (поставляла проекты Fortum), Siemens открыла производство ветрогенераторов в Ленинградской области (Азовский и Кольский ветропроекты Enel), «Росатом» развивает производство ветрогенераторов, а «Хевел» производит солнечные модули в Новочебоксарске. , Чувашия (более 300 кВт солнечной мощности в год). Наличие местного оборудования важно из-за строгих требований к компонентам, чтобы соответствовать государственной схеме поддержки возобновляемых источников энергии.
Корпоративный спрос
Мы считаем, что помимо правил, крупные промышленные компании, особенно экспортеры и компании, имеющие обязательства в отношении климата, могут стимулировать развитие возобновляемых источников энергии. Многие российские корпорации, а также международные компании, работающие в России, добровольно устанавливают цели по сокращению выбросов в условиях растущего экологического давления со стороны инвесторов и подрядчиков по всей цепочке создания стоимости.
С одной стороны, некоторые крупные российские компании намерены реструктурировать свои портфели активов на основе углеродоемкости, чтобы сократить выбросы, о которых сообщают активы, ориентированные на экспорт. Например, производитель стали «Евраз» планирует продать свои угледобывающие активы, а производитель алюминия «Русал» рассматривает возможность выделения своих активов по добыче с высоким уровнем выбросов, производству глинозема и алюминия. Русал, который в случае выделения будет переименован в АЛ+, сосредоточится на экспорте, а новая компания — на развитии внутреннего рынка. Корпоративная реструктуризация, связанная с выбросами углерода, характерна не только для России, но и для других стран. Хотя перераспределение активов не может снизить выбросы, оно показывает, что компании становятся все более чувствительными к своим сообщениям об углеродном следе.
С другой стороны, надбавки, платежи за мощность и перекрестное субсидирование жилого сектора приведут к увеличению счетов за электроэнергию для промышленных потребителей. Это может сделать собственное производство электроэнергии жизнеспособным вариантом для них, а также прямым способом сокращения выбросов, который не так зависит от нормативных изменений. Например, российская нефтяная компания «Газпромнефть» использует солнечные батареи на своем нефтеперерабатывающем заводе в Омске, городе, где в среднем 308 солнечных дней в году. «Лукойл» использует возобновляемые источники энергии на своих предприятиях в Болгарии и Румынии и инвестирует в солнечные батареи на своих нефтеперерабатывающих заводах в Самаре и Волгограде.
Малые и средние предприятия на юге России все чаще рассматривают крышные панели как способ сократить счета за электроэнергию, особенно после принятия закона о микрогенерации. Для изолированных энергосистем в малонаселенных районах с плохой логистикой (таких как Арктика и Дальний Восток) распределенная энергосистема, основанная на возобновляемых источниках энергии и подкрепленная тепловой генерацией, может быть дешевле, чем передающие сети. Некоторые из этих районов имеют относительно благоприятные солнечные и ветровые условия (арктическое побережье, Приморский, Хабаровский край и Бурятия), хотя ветровое и солнечное оборудование необходимо адаптировать к суровым погодным условиям, что может сделать их более дорогими, и их необходимо поставляются в районы с ограниченной транспортной инфраструктурой. Более того, у частных игроков нет четких экономических стимулов для инвестиций в возобновляемые источники энергии, пока государство продолжает субсидировать стоимость поставок топлива в некоторые отдаленные районы (так называемые северные поставки).
Водород может предложить интересные возможности роста для российских возобновляемых источников энергии в будущем. Например, Enel рассматривает возможность производства водорода на своей Кольской ветроустановке (в настоящее время строится) для экспорта в соседние страны Северной Европы. Российский производитель атомной энергии «Росатом» и его дочерняя компания «АтомЭнергоПром» обладают значительным потенциалом для производства так называемых
желтый водород. В апреле 2021 года EDF и Росатом договорились о сотрудничестве по продвижению водорода с нулевым выбросом CO2 в России и Европе, что может создать платформу для технологического прогресса в будущем. У Росатома есть договоренность с правительством Сахалинской области о разработке комплекса объектов для рынка Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем не менее, эти планы находятся в зачаточном состоянии, как и мировой рынок водорода, и мало уверенности в спросе или спросе на предложение.
Елена Ананькина
Старший директор по корпоративным и инфраструктурным рейтингам, S&P Global Ratings
Марк Мозур
Менеджер, Future Energy Outlooks, S&P Global Platts Analytics
Самый популярный
Можно ли предположить, что инфляционные ожидания заякорены в России?
Демография России: региональные различия
Что открыто Банку России, но остается закрытым для аналитиков?
Доходы и бедность высокообразованных специалистов в России
Региональная экономика: трансформация
Сохранение занятости: что ждет российский рынок труда
Елена Ананькина
Старший директор по корпоративным и инфраструктурным рейтингам, S&P Global Ratings
Марк Мозур
Менеджер, Future Energy Outlooks, S&P Global Platts Analytics
#зеленая экономика
#зеленая энергия
#углеродный налог
#климатические риски
#глобальное потепление
Самые популярные
Можно ли предположить, что инфляционные ожидания заякорены в России?
Демография России: региональные различия
Что открыто Банку России, но остается закрытым для аналитиков?
Доходы и бедность высокообразованных специалистов в России
Региональная экономика: трансформация
Сохранение занятости: что ждет российский рынок труда
Официальный сайт Правительства Российской Федерации
Стенограмма начала встречи:
Владимир Путин: Сегодня день рождения Ольги Голиковой. Поздравляем с днем рождения и желаем всего наилучшего!
В.Силуанов, с 1 января текущего года вступили в силу новые правила капитализации банков. До того, как это решение было принято и введено в действие, было много сомнений, особенно среди экспертного сообщества, относительно его потенциального влияния на банковско-финансовую систему. Каковы ваши первые впечатления? Что случилось?
Антон Силуанов: Да, Владимир Владимирович, с 1 января этого года мы установили минимальный размер капитала банков в размере 180 млн рублей собственных средств. Раньше требовалась половина этой суммы. Были сомнения, смогут ли банки увеличить свои минимальные средства до этой суммы. Год назад было 185 банков с меньшими фондами. Что произошло? Мы видим, что большинство банков, а их 169, увеличили свой капитал до более чем 180 миллионов рублей. Три банка объединились с другими. Только у семи банков были отозваны лицензии. Четыре банка решили изменить свой статус и преобразовались в небанковские кредитные организации, а еще два банка сейчас увеличивают собственный капитал. Подводя итог, большинству банков удалось найти необходимые средства. Их владельцы капитализировали свои средства. Реализация этого нового требования не нарушила стабильности банковской системы.
С 2015 года мы увеличим минимальный размер капитала до 300 миллионов рублей. Сегодня 304 банка имеют средства меньше, но у них есть почти три года, чтобы увеличить свою капитализацию. Эти требования призваны повысить устойчивость банковской системы. Мы считаем, что к 2015 году большинство банков увеличат собственные средства.
Владимир Путин: Отлично. То же самое мы должны сделать и в некоторых других отраслях, например, в туризме. У них должны быть другие процедуры и требования, но мы должны быть жесткими – судя по нашим банкам, это повышение требований к капиталу делает систему более стабильной. Мы должны помнить об этом при повышении требований к производительности других отраслей, включая туризм.
Госпожа Скрынник, мы еще подводим итоги прошедшего года в сельском хозяйстве. У нас был рекордный урожай свеклы. Как насчет сахара?
Елена Скрынник: Владимир Владимирович, в прошлом году в России было произведено 5 миллионов тонн сахара – рекордное количество. Это позволяет нам полностью обеспечивать внутренние потребности в сахаре, а часть его экспортировать. Кредит для этой записи должен пойти на государственную поддержку. Программа развития свеклосахарного сектора была эффективной, и наша главная задача – сбалансировать заготовку и переработку сахарной свеклы.
Хочу отметить, что в этом году мы продолжаем экспортировать отечественный сахар – 245 тысяч тонн. Это тоже рекорд. Кроме того, мы продаем спин-оффы, например, обогащенную сухую целлюлозу и мелассу животноводческим хозяйствам, и экспортируем миллион тонн этой продукции. Наша экспортная выручка составила 290 миллионов долларов. Мы продолжим эту работу в рамках новой государственной программы. Эти меры также предусмотрены на период с 2013 по 2020 год, чтобы помочь нам закрепить этот успех.
Владимир Путин: Хорошо. Спасибо.
7 февраля мир отметил событие, приобретающее все большее глобальное значение – Международный день безопасного интернета. Этот вопрос становится все более актуальным. Хотелось бы, чтобы министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев прокомментировал это событие и текущие события в этой сфере. Насколько мне известно, ООН, к сожалению, собрала отрицательную статистику. Это включает в себя обязательное соблюдение стандартов, о которых мы говорили, и которые связаны с усилиями по продвижению онлайн-свободы… Что там происходит в контексте наших обязательств по обеспечению безопасности и в контексте статистики международных организаций?
Игорь Щеголев: Очевидно, что многие положительные события связаны с интернетом. Но мы также осознаем различные угрозы и риски, связанные с ним. Это и интернет-преступность, абсолютное зло, признанное всем мировым сообществом, и распространение детской порнографии, преступление против детей. По этому поводу опубликована неутешительная статистика. По оценкам ООН, Россия, США и Таиланд лидируют в этом негативном развитии. По оценкам российских и международных аналитиков, количество онлайн-материалов с детской порнографией за последние десять лет увеличилось в 25 раз. Следовательно, количество случаев жестокого обращения с детьми выросло в 30 раз. Безусловно, государство и общество должны объединить свои усилия в борьбе с этим злом.
Год назад, 7 февраля 2011 года, мы создали общественное объединение «Лига безопасного интернета», в которое вошли представители общественных организаций, общественности, крупных операторов связи, контент-провайдеров, силовых структур и представители Федерального собрания. Это общественное объединение было создано для того, чтобы способствовать обсуждению таких мер и их реализации в формате общественной организации. Можно сказать, что эта борьба уже дает свои первые результаты. За последние 12 месяцев в России было закрыто около 10 000 интернет-ресурсов, содержащих противозаконные материалы, направленные против детей. Сто пятьдесят — это только начало материалов, содержащих элементы пропаганды наркотиков. Мы ведем не только онлайн-борьбу, но и вне интернета. Примечательно, что эти общественные организации и информация от частных лиц позволили разоблачить крупную сеть педофилов в России. В эту группу входило более 130 человек. Главари уже арестованы и предстанут перед судом.
Обсуждены дополнительные меры, которые могут быть реализованы. В частности, они предлагают различные подходы, такие как введение так называемых белых и черных списков. Белые списки также известны как детский интернет. Они включают в себя программное обеспечение и ресурсы, которые были аккредитованы и сертифицированы ассоциациями родителей и учителей, а также ассоциациями педагогов и психологов. Они безвредны для детей. Также российские компании уже начали предоставлять такие услуги, как интернет для родителей. Зрители могут быть уверены, что на этих ресурсах отсутствует негативный контент, который может негативно повлиять на их детей. Для популяризации этой работы во всем мире необходимо введение так называемых черных списков. Сюда входят ресурсы, противоречащие законодательству и моральным нормам. Правительственные организации и НПО занимаются этими вопросами во многих странах. В России мы обсуждали этот вопрос 12 месяцев и решили, что это должна быть саморегулируемая организация, объединяющая усилия самых разных участников этого процесса, включая инвесторов и родителей. Сейчас такой законопроект разрабатывается… Законопроект подготовлен Лигой безопасного интернета при участии общественности. Он будет представлен правительственным аналитикам для дальнейшей оценки. Надеемся в ближайшее время внести законопроект и подготовить предложения по какой-либо конкретной российской организации, которая могла бы взяться за этот вопрос, сотрудничать с зарубежными сторонами на равных и объединять с ними усилия.
Владимир Путин: Негативные явления, которые, несомненно, есть везде, в том числе и в Интернете, не должны использоваться как предлог для ограничения онлайн-свободы. Чтобы этого не произошло и чтобы общество могло оградить себя от этих негативных событий, все действия в этом направлении должны быть максимально прозрачными. Они должны быть предприняты и проработаны совместно с интернет-сообществом. Надеюсь, что работа будет вестись именно в таком русле.
Браверман г-н ( Обращение к Александру Браверману, генеральный директор Федерального фонда поддержки жилищного строительства ), подписано постановление об утверждении списка лиц, которые могут вступать в жилищно-строительные кооперативы. Этот документ составлен вами. Не могли бы вы сказать несколько слов по этому вопросу?
Александр Браверман: Владимир Владимирович, в базовую категорию входят ученые, инженеры и техники, военнослужащие по контракту, сотрудники государственных унитарных предприятий, задействованные в приоритетных программах и многодетные семьи. Всего категорий семь. Эти категории получают три основных преимущества. Они получают земельные участки, необходимую инфраструктуру и типовой проект их использования бесплатно. Аналитики сходятся во мнении, что это позволяет сэкономить 30% на стоимости строительства. Другие меры по сокращению расходов связаны со всем жизненным циклом квартир, точнее с правом собственности на эти квартиры. По мнению аналитиков, на это также приходится еще 25-30%. Это позволяет значительно сократить расходы. Учитывая требования экологической безопасности и энергоэффективности, это в конечном итоге продлит жизнь человека. У нас есть дорожная карта дальнейших действий и уже разработан типовой устав таких жилищных кооперативов, который согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами и направлен в Минюст. Мы надеемся, что в ближайшее время он будет представлен в аппарат правительства и утвержден.
Владимир Владимирович, предлагаем для повышения эффективности данного проекта передать его с федерального уровня на региональный и муниципальный уровни и поручить региональным властям принять соответствующие акты, адаптированные к указанному постановлению. Это позволит нам перевести проект на муниципальный уровень.
Во-вторых, федеральным властям и академиям наук штатов следует срочно составить список лиц, имеющих право стать членами кооператива. Для этого нам выданы земельные участки; есть большой спрос, и мы знаем, что делать дальше.
Владимир Путин: Хорошо. Уважаемые коллеги, те меры, которые мы применяем по некоторым направлениям, позволили нам добиться значительных результатов, таких как существенное снижение уровня смертности. В прошлом году мы зафиксировали снижение смертности в среднем на 3,5%. Г-жа Голикова, (Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития) , можно подробнее?
Татьяна Голикова: Владимир Владимирович, коллеги, в прошлый раз мы говорили о том, что Федеральная служба государственной статистики предоставила предварительные данные о снижении смертности. Они были подтверждены для всей нации. Теперь у нас есть информация, собранная совместно со службой статистики, о причинах смертности, а также данные о снижении смертности по регионам.
Хочу сказать, что помимо снижения общей смертности, мы также можем констатировать снижение младенческой смертности на 2,7% в 2011 году. Показатели младенческой смертности ниже, чем в среднем по стране, в 46 регионах и близки к или даже ниже, чем в Европе в 23 регионах. Назову некоторые из них – Чувашию, Тамбовскую область, Санкт-Петербург, Сахалинскую область, Коми, Татарстан и Белгородскую область, где показатель составляет 3,5-5 на 1000 живорождений.
Владимир Путин: Это цифра как в Европе или лучше, чем в Европе?
Татьяна Голикова: Лучше.
Владимир Путин: Лучше Европы?
Татьяна Голикова: Да, в некоторых регионах. Мы также можем констатировать положительные результаты по регулярно отслеживаемым причинам смертности, в том числе включенным в программы модернизации здравоохранения, таким как сердечно-сосудистые заболевания, рак, дорожно-транспортные происшествия и туберкулез. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 6,2% по сравнению с 2010 годом. Очень хорошие результаты отмечены в Ивановской области, где показатель снизился на 23,6%; в этом отношении в регионе дела идут очень хорошо, и он даже улучшает свою работу. Снижение в Саратовской области составляет 17,5%, в Липецкой области 11,7%, в Татарстане 11,5% и так далее.
Смертность на дорогах снизилась на 5,8% по России и на 39% в Рязанской области. Что касается Забайкальского края, где, как Вы указали, большие участки дорог без населенных пунктов и медицинских учреждений, то мы решали этот вопрос совместно с краевым правительством, и в 2011 году они показали очень хорошие результаты: снижение смертности на 29,5%. . В Республике Адыгея, Приморском крае, Воронежской и Московской областях этот показатель выше 10%. Наше сотрудничество с МВД и МЧС помогло сократить время реагирования на аварии и ускорить экстренную и клиническую помощь, что помогает спасать жизни.
У нас лучшие показатели по онкологии за 15 лет: снижение в 2011 году составило 1,1%. Безусловным лидером в этом отношении является Мордовия: смертность от рака в ней снизилась на 12,2%. Падение в Тамбовской области 8,2%, во Владимирской области 4,7% и т. д. Таких регионов много, это хорошо; это означает, что мы постепенно, если не быстро, вырабатываем правильную систему оказания медицинской помощи с точки зрения последовательности.
И, наконец, о туберкулезе: мы можем констатировать значительное снижение смертности, 7,3%, и в этой сфере, но в других регионах, не в тех, о которых я говорил выше. Снижение в Пензенской области, Республике Коми и ряде других регионов составляет 25%.
Мы исследовали еще одну причину смертности: отравление алкоголем. Смертность от этого снизилась на 18,8% по сравнению с 2010 годом. Подробности мы узнаем к концу марта.
Владимир Путин: Хорошо. Но нам нужно продолжать или даже активизировать наши усилия в этих областях. Все меры, которые приводят к такому результату, должны быть проанализированы. Нам нужно понять, какие вещи работают наиболее эффективно, и продолжать использовать их в будущем. Спасибо.
Прежде чем мы перейдем к другим вопросам повестки дня, я хотел бы сказать, что наши коллеги, некоторые из которых здесь присутствуют, и я вместе с бизнес-ассоциациями подробно сосредоточились на том, как улучшить инвестиционную климат в России. Предлагаю сегодня подвести итоги наших совместных усилий в этой области.
Как вы помните, в конце декабря 2012 года прошел съезд «Деловой России», затем форум «Россия 2012» и заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Сегодня встречался с бизнесменами в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Мы обсудили конкретные шаги и инициативы, направленные на создание действительно конкурентной бизнес-среды в нашей стране. Наша задача сейчас – собрать все воедино, начать работать и закрепить эти меры в постановлениях правительства и законах. Коллеги, обратите на это внимание. Я считаю, что мы можем проработать все необходимые документы. Проекты решений должны быть представлены в правительство до 30 апреля. Хотелось бы, чтобы Минэкономразвития согласовало эту работу между различными министерствами и ведомствами.
Далее. Сегодня мы послушаем отчет о регулировании региональных тарифов на электроэнергию в 2011 году. В прошлом году счета за электроэнергию для населения выросли менее чем на 10%. Да, в некоторых регионах были скачки тарифов, но в России рост тарифов составил в среднем около 10%. Это говорит о том, и я хочу это подчеркнуть, что нам удалось уложиться в запланированные показатели. При этом почти 30% из 11 тысяч решений, которые принимались региональными властями в этой сфере, вызывали вполне обоснованные вопросы со стороны Федеральной службы по тарифам. Оспариваемые решения включают в себя случаи чрезмерного повышения тарифов и неудовлетворительного расследования жалоб со стороны чрезмерно раздутого штата.
Я считаю, что государство должно иметь более эффективные инструменты профилактики и контроля в этой чувствительной сфере, а ценообразование на электроэнергию должно быть прозрачным. Кстати, на сегодняшней встрече бизнесмены неоднократно поднимали этот вопрос, говоря о том, что любые попытки залезть в карманы клиентов должны пресекаться на корню. Поэтому хотелось бы, чтобы административная ответственность за нарушение тарифного законодательства была усилена. Следует также пересмотреть штатное расписание. Имею в виду оптимизацию штатов органов регулирования региональных рынков и дисциплинарные меры в отношении руководителей, деятельность которых систематически не соответствует ожидаемой.
Кроме того, нам необходимо пересмотреть, какая информация, предоставляемая энергетическими компаниями, доступна в открытом доступе, и установить адекватный государственный контроль ценообразования в этой сфере. Мы неоднократно поднимали эти вопросы, поэтому я хотел бы, чтобы этот вопрос был доведен до удовлетворительного завершения с созданием соответствующих веб-сайтов. Прошу в ближайшие месяцы внести соответствующие предложения в правительство. Не откладывайте на потом: убедитесь, что эти предложения будут готовы в течение ближайших двух-трех месяцев.
Напоследок о наших планах по развитию и использованию системы ГЛОНАСС до 2020 года. Несмотря на все трудности, с которыми столкнулась наша космическая отрасль, в конце 2011 года нам удалось развернуть оперативную орбитальную группировку, и глобальная навигационная система стала реальностью. В состав системы входят 24 космических модуля, обеспечивающих 100% навигационное покрытие земного шара. У нас их теперь еще больше. Сколько именно?
Владимир Поповкин ( руководитель Федерального космического агентства ) : 31.
Владимир Путин: Из них 24 активных спутника. Некоторые из них проходят испытания; некоторые из них являются частью резервного питания. Это потребовало огромных усилий. Некоторое время назад, кажется, в 2006 или 2007 году, мы решили выделить дополнительные средства и ускорить создание этой системы. В целом нам удалось выполнить программу. Поясню, почему я сказал «вообще говоря». Очевидно, есть вещи, которые нужно улучшить. Чтобы не отставать от конкурентов, нам необходимо повысить надежность этих спутников и продлить срок их службы. Новейшие устройства действительно соответствуют этим стандартам. Теперь они должны оставаться на орбите семь лет вместо двух-трех, верно?
Реплика: В этом году семь лет…
Владимир Путин: Шесть-семь лет наша цель. Нам нужно улучшить нашу работу с нашим наземным оборудованием. Хочу обратить ваше внимание на то, что мы уже предложили работать вместе с нашими европейскими партнерами. Фактически они отклонили наше предложение. Тем не менее, мы выполнили эту задачу, и это отличный результат. Фактически, это вторая по величине глобальная система в мире после американской системы GPS. Мы многократно улучшили точность сигнала с 35 метров до 2,8 метров. Для GPS чуть лучше 1,8 метра, но это вполне сопоставимые цифры: 2,8 и 1,8. На самом деле, это не имеет никакого значения для обычного потребителя, но мы все равно должны стремиться сделать все наши цифры лучше, чем американские.