плюсы, минусы, проекты домов из глиночурки
Сейчас наступило то время, когда давно забытое старое снова становится очень востребованным. Нередко речь идет о строительных материалах и технологиях возведения жилых зданий. Одним из самых необычных, интересных методов является строительство домов из дров и глины, вернее, глиняного раствора. Название такая серьезная строительная технология получила смешное — «поленница» в России или «глиночурка» — в Беларуси, Украине. В Канаде и США метод называют более благозвучно для русского уха — кордвуд (cordwood), но означает это слово то же самое, что и у нас — это обычная «поленница». Чтобы понять, что представляют собой такие «веселые» дома, надо познакомиться с технологией, посмотреть на любопытные проекты домов из глиночурки.
История «чуркоглины» и «чуркобетона»
Сказать точно, когда появилось первое подобное строение, увы, невозможно. Однако до наших дней «умудрились» сохраниться остатки таких древних зданий: их не так давно обнаружили на территории Сибири и северной Греции. Возраст их тоже приблизительно вычислили. Оказалось, что этим артефактам несколько тысяч лет.
Но традиционно началом периода расцвета забытой технологии, получившей новое название «cordwood» (или cordwood masonry — буквально «кладка поленницей»), считают 1800-е годы. Первые подобные постройки стали появляться на северо-востоке США после приезда переселенцев. Например, в штате Висконсин здание из глиночурок построили польские иммигранты. В Северной Америке много таких жилых строений и амбаров, которым «перевалило» за 150-200 лет, более молодые постройки (100 лет) до сих пор стоят и «благоденствуют» в Германии, Швеции.
Особенно востребованы американцами эти здания стали во времена Великой депрессии. И сейчас глиночурочная технология считается экономичной, экологичной, энергосберегающей. По этой причине постройки из глины и дров были популярны в годы Советской власти, особенно в районах вечной мерзлоты, куда было проблемно доставить кирпич, а чахлые деревья совсем не годились для строительства бревенчатых зданий. В Якутии из этих материалов возводили жилые дома, коровники, гаражи, хранилища, производственные сооружения. В то же время было доказано, что такие строения обходятся втрое дешевле. Об этом свидетельствуют сохранившиеся дипломные проекты домов из глиночурки.
«Глиночурка», что это такое?
Этим странным словом, больше похожим на обидное прозвище, называют небольшие дома, сделанные из кусков дерева, и соединенных раствором. Используют разные его виды — глиняный или цементный. Технология не слишком сложна для понимания и реализации проектов. Сначала делают раствор, затем на него укладывают предварительно подготовленные (колотые) дрова. Ширина стен дома равна длине деревянных элементов.
Древесина в растворе сохраняется хорошо. Самым интересным считают тот факт, что дома, построенные этим простым способом за океаном еще в XIX веке, не только стоят до сих пор, но и выглядят очень достойно. Это «живое» и лучшее доказательство долговечности строений, а значит, способ использования «чуркоглинобетона» можно рассматривать тем, кто только планирует возвести собственное жилье.
Плюсы и минусы чурок и глины
Чтобы оценить потенциальное будущее строение, необходимо знать все сильные и слабые стороны таких «творений», поэтому знакомства со всеми их качествами будущим хозяевам не избежать. К достоинствам домов из глиночурки с полным правом относится:
- Натуральность, экологичность постройки. Эти качества в наше время ценятся не менее чем надежность зданий.
- Значительная экономия на стройматериалах, особенно если дерево легко найти в окрестностях будущего строительного участка.
- Экономия на утеплении. Строению со стенами толщиной 700 мм не понадобятся теплоизоляционные мероприятия.
- Возможность возвести дом своими руками из-за относительной простоты технологии.
- Отличный микроклимат в «дышащих» помещениях, довольно низкие теплопотери.
- Отсутствие необходимости привлечения тяжелой строительной техники.
- Достаточная степень огнестойкости (если древесина была обработана).
- Оригинальность, неповторимость здания.
Самые большие суммы при возведении дома из глиночурки пойдут на обустройство фундамента, на строительство крыши, на покупку стеклопакетов и дверей. Древесины и глина — те материалы, которые можно заготовить впрок. Последний из них можно раздобыть на этапе сооружения основания, если почва на участке глинистая (либо суглинок). Еще будут нужны опилки (солома), но с их приобретением у хозяев будущего дома тоже не будет проблем.
Достоинства не существуют без недостатков. В список минусов построек из глиночурки входит:
- невозможность построить трехэтажное здание, так как возросшая нагрузка негативно скажется на растворе, а следствием станут трещины, разрушение стен;
- невозможность продать дом, так как «глиночуристые» строения слишком оригинальны, непривычны, незнакомы, поэтому многим кажутся «котами в мешке»;
- серьезные временные затраты на самостоятельное строительство стен.
Минусы все же относительны.
Если хозяевам не нужна «высотка», а продавать недвижимость, чтобы получить приличные деньги, они не собираются, то серьезных недостатков и вовсе не существует.
Технология строительства
Как и для любого здания, проекты домов из глиночурки — первый этап, которым нужно заняться хозяевам. Его можно создать самостоятельно, подсмотреть, либо привлечь профессионала. В это время определяют размеры и форму будущего жилья, ищут идеальный вид фундамента для него, рассчитывают количество материалов. На чертеже указывают размеры всех комнат.
Фундамент
После определения габаритов будущего здания готовятся к закладке фундамента для него. В этом случае идеальным вариантом считается мелкозаглубленное ленточное основание, достаточно надежное, но позволяющее сэкономить средства. Поскольку дома из глиночурки — наиболее популярная технология для местностей с глинистым грунтом, который сразу можно пустить в дело, фундамент должен быть прочным. Ширина ленты обязана быть вдвое шире запланированных стен, а высота — как минимум 500 мм.
Для таких зданий ленточный фундамент сооружают точно так же, как и для других строений. Сначала на участке делают разметку, роют траншею, на уплотненное дно которой сначала укладывают геотекстиль, затем последовательно засыпают слои песка и щебня, их тщательно трамбуют, песок проливают водой. В траншею устанавливают опалубку, в нее — армирующий пояс. Затем заливают раствор, а после его схватывания ленту закрывают толстой полиэтиленовой пленкой. Ждут набора прочности бетона около месяца. Последний этап — укладка (намазывание) гидроизоляции на фундамент.
Материалы для глиночурочных домов
Доля дерева в стенах таких домов составляет 40-60%. В Америке средняя толщина стен составляет 150-200 мм, иногда она доходит до 450. Однако для холодной России такие показатели не подходят: рекомендованная ширина стен зданий из глиночурки здесь — 400-600 мм, для северных районов — 600-900 мм. Именно такой длины требуется заготовить деревянные элементы.
Совершенно безразлично, какой формы материал будут использовать. Интересно выглядят здания, сделанные и колотых дров. Не менее привлекательны стены, выложенные из не слишком толстых бревен. Особенно оригинально они выглядят, когда использовались заготовки разного диаметра.
Чтобы построить надежный дом, нужно придерживаться правил, касающихся подготовки чурок:
- если древесину решено заготавливать самостоятельно, то обязательна предварительная сушка материалов под навесом, минимальный срок — год, оптимальный — 3, так как усадка может быть до 100 мм;
- лучше выбирать пиломатериалы хвойных пород деревьев, или лиственных, но с очень плотной древесиной;
- у всех заготовок должен быть идеально ровный спил.
Разный диаметр круглых элементов даст возможность уложить их максимально плотно. Дерево одной породы — условие обязательное, так как каждая из них имеет свой важный показатель — коэффициент температурного расширения. Если домик предполагается строить на дачном участке, то в роли небольших (дополнительных) чурок могут использоваться стеклянные бутылки, закрытые пробками.
Немного подробнее надо рассмотреть породы деревьев, которые используют, чтобы реализовать проекты домов из глиночурки. Вообще, люди, самостоятельно строящие такие дома, пользуются широким ассортиментом этих стройматериалов, но из-за смолы-защиты рекомендуют выбирать именно хвойные древесные растения. Это может быть ель, лиственница, кедр, кипарис, можжевельник или сосна. Однако лиственные деревья тоже не под запретом. Нередко для возведения таких домов берут дуб, ольху, осину, тополь, исключение — береза.
Обработка древесины био- и влагозащитой обязательна. Морилку используют для усиления фактуры и цвета. Составы, сделанные на основе смол, помогают кристаллизовать структуру, закрыть поры. Воски и лаки гарантируют защиту от влаги, придают блеск. Торцевая обработка — необходимый минимум. Перед началом строительства с дров снимают кору, торцы элементов тщательно шлифуют, сглаживая заусенцы. Перед укладкой их пропитывают антисептиком, либо обжигают паяльной лампой.
Раствор для фиксации дров
Экспертов, которые уже воплотили в жизнь проекты домов из глиночурки, сейчас появилось много, и у каждого мастера есть свои рекомендации насчет рецепта раствора. Необходимо привести несколько из них:
- Песок — 9 частей, древесные (хвойные) опилки — 3, строительная известь — 3, портландцемент — 2.
- Песок — 3 части, влажные опилки — 2, гашеная известь — 1, портландцемент — 1.
- Портландцемент — 1 часть, песок — 1, опилки (солома, камыш) — 4-5.
- Для верха стен либо только для второго этажа: портландцемент — 1 часть, гашеная известь — ½, шлак — 3-4.
Опилки, сено или камыш — материалы, придающие смеси армирующие свойства. Поэтому такие компоненты требуют долгого и тщательного смешивания. В качестве внешней гидроизоляции используют льняное масло и силикатную штукатурку.
Однако некоторые строители идут более легким путем: они используют для строительства смесь, состоящую из глины и песка (соломы). Именно такая технология называется «глиночуркой». Однако применение глины чревато постоянным образованием трещин. Глиняный раствор, который бы гарантировал отсутствие (или минимальное присутствие) этих дефектов, подобрать очень непросто. До использования глина должна «пережить» на улице зиму.
Для экспериментов можно попробовать один состав: песок — 4 части, глина —1, известь и опилки. Количество последних компонентов предстоит выяснить самостоятельно. Другие рецепты:
- глина — 2 части, песок — 1, измельченная солома (камыш) — 3-4;
- влажные опилки — 3 части, глина — 2, песок — 1.
Каждый мастер, который планирует строительство, волен экспериментировать. Готовый раствор должен держать форму, но не быть слишком влажным.
Как происходит строительство?
Стены из целых или расколотых поленьев на самом деле напоминают поленницу, которую зачем-то промазали раствором. Как уже говорилось, длина их может быть любой: чем холоднее регион строительства, тем длиннее должны быть элементы. Дрова укладывают поперек будущих стен, затем их скрепляют раствором — цементным либо глиняным. Особенностью глиночурочной технологии является то, что смесь можно уложить только по краям чурок: середину при таком способе заполняют теплоизолятором.
Традиционные проекты домов из глиночурки предусматривают укладку целых бревен-заготовок, однако в этом случае в довольно коротких стеновых элементах могут образовываться щели или сквозные трещины. Чтобы избежать риска их появления, поленья предварительно раскалывают, получая одновременно и очень оригинальный вид строения. Плотность кладки обеспечит укладка бревен различного диаметра. Однако максимальная величина заготовок-бревен — 150 мм. Более толстые элементы лучше сразу раскалывать на несколько частей.
Популярный вариант формы таких домов — круглый (овальный). В этом случае у строителей нет необходимости создавать несущие конструкции на углах здания, ведь они отсутствуют, но дом и без них получается устойчивым и надежным. Если выбраны проекты домов из глиночурки прямоугольные либо квадратные, то без вертикальных опор не обойтись. В углах устанавливают балки из бруса либо бревна. Пространство между вертикальными элементами заполняют бревнами и раствором.
На гидроизолированный фундамент накладывают раствор, а на него чурки, их располагают на небольшом расстоянии друг от друга. Промежутки снова заполняют раствором, накладывая слой, которого должно хватить для укладки следующей порции дров. Так действуют до тех пор, пока не «вырастет» целая стена. Главное требование к кладке — чурки, обязанные выступать из раствора примерно на 10-20 мм.
Для большей надежности специалисты рекомендуют добавлять в кладку горизонтальное армирование. Оцинкованную колючую проволоку укладывают на каждый 3-4 ряд. Чтобы не забыть про оконные и дверные проемы, их надо оформить заранее. Насчет установки дверей и окон единодушного мнения нет: некоторые советуют заниматься кладкой стен после установки блоков, другие советуют сделать эту операцию позже.
После возведения всех стен строение закрывают толстой пленкой либо брезентом, оставляют сохнуть на 6 месяцев. Поэтому строительство рекомендуют начинать весной: например, в конце апреля или в начале мая. Там, где климат холодный, раствор укладывают только у краев бревен, а внутреннюю часть заполняют соломой либо опилками. Другой, более трудоемкий, способ — создание двойных стен, между которыми закладывают (засыпают) утеплитель.
Снаружи и внутри стены штукатурят. Выступы крыш для их защиты делают максимальными. Первое время за поверхностями рекомендуют наблюдать и регулярно подмазывать образовавшиеся щели и трещинки.
Проекты домов из глиночурки: быть им или не быть?
Споры о новом и необычном, как правило, не утихают долгое время. Дом из дров тоже рассматривают со всех сторон в буквальном и переносном смысле. Единственное отличие его от традиционных построек — необычность, непривычность, поэтому удивление нередко становится первой реакцией на «чудаковатое» строение.
Апологеты отмечают нетребовательность технологии, скорость возведения таких жилищ, если за него берутся всей семьей, возможность что-то сэкономить на стройматериалах. В список аргументов входит тепло зимой и прохлада летом. Однако большая армия противников считает постройки из чурок холодными, недешевыми и недолговечными, так как убеждены, что рано или поздно трещины появятся, так как дрова будут тянуть влагу из раствора, а древесина обязательно сгниет.
Несмотря на плюсы, минусы, явные и придуманные, технология стоит того, чтобы с ней познакомиться. Доказательство — долгая жизнь и популярность таких конструкции в Канаде и США. Да, там чаще проекты домов из глиночурки выбирают для небольших садовых домиков, но и у нас можно построить из дров какую-либо хозяйственную постройку, большую беседку, гараж или даже баню. Этот метод подойдет людям-новаторам, не боящимся экспериментов, тем, для кого важна экологичность жилья.
После ознакомления с особенностями интересной технологии, можно поискать проекты домов из глиночурки, или посмотреть видео на заинтересовавшую тему. Например, многим поможет принять решение и определиться с выбором окончательно этот ролик:
Видео загружается. ..
Как построить глиночурку собственноручно
Глиночурка – технология строительства дома из дров своими руками
На данный момент именно тот момент, когда забытое старое опять становится крайне востребованным. Очень часто идет речь о стройматериалах и методах строительства жилых построек. Одним из самых нестандартных, а также интересных способов будет строительство домов из глины и дров, а точнее, раствора глины.
Название эта серьезная строительная конструкция получила очень необычное – в России это «поленница», а в Беларуси или Украине «глиночурка». В США и Канаде способ еще называют корвудом, но это слово будет обозначать то же самое, что у нас простая «поленница».
Чтобы понимать, что представляют собой такие необычные дома, требуется узнать про технологию строительства дома из дров глиночурка, а также посмотреть на всю интересные проекты строений из глиночурки.
Содержание:
- 1 Общие сведения
- 1.1 Что такое глиночурка
- 1.
2 Достоинства и недостатки
- 2 Подробности
- 2.1 Технология строительства
- 2.2 Как будет происходить строительство
Общие сведения
Что такое глиночурка
Таким необычным словом, которое больше походит на обидное прозвище, называют маленькие дома, которые сделаны из кусков древесины, и они соединены раствором. Применяют его различные виды – цементный или глиняный. Технология не очень сложная для реализации и понимания того или иного проекта. Для начала требуется сделать раствор, а после на него укладывают заранее подготовленные дрова (колотые). Ширина домовых стен равна длине элементов древесины. Именно в растворе она сохранится лучше всего. Самым интересным является тот факт, что дома, выстроенные таким простым методом за океаном еще в 19 веке, не просто до сих пор стоят, но и выглядят очень даже хорошо. Это лучшее и наглядное доказательство того, что такие строения долговечные, а значит, применения глинобетона можно рассматривать тем, кто лишь планирует возводить свое жилье.
Достоинства и недостатки
Чтобы провести оценку потенциального будущего строения, требуется знать обо всех слабых и сильных сторонах подобных «творений», так как знакомство со всеми свойствами новым владельцам не избежать. К плюсам таких глиняных домов с полным правом можно отнести:
- Экологичность, натуральность постройки. Такие качества на данный момент времени ценятся не меньше, чем надежность.
- Ощутимая экономия на строительных материалах, особенно если древесину можно легко найти в округах будущего участка для строительства.
- Экономия на утеплении. Постройка со стенами с толщиной 0.7 метров не потребуются теплоизоляционные мероприятия.
- Возможность строить дома своими руками из-за относительной просты технологии.
- Прекрасный микроклимат в «дышащих» помещениях, достаточно низкие тепловые потери.
- Отсутствие необходимости привлечения строительной тяжелой техники.
- Достаточный уровень устойчивости к огню (если дерево было обработано).
- Оригинальность и неповторимость строения.
Самые огромные суммы при строительстве дома из глиночурки пойдут для обустройства фундаментов, на строительство крыши, на приобретение стеклопакетов и дверей. Глина и древесина – те материалы, которые получится заготавливать. Последний из них получится найти на этапе строительства базы, если земля на участке глинистая/суглинок. Еще потребуются опилки (солома), но с их покупкой у владельцев будущего дома тоже не станет проблемой. Преимущества не существуют без недостатков. В списке недостатков построек из глиночурки есть:
- Невозможность выстраивать трехэтажные здания, так как увеличившаяся нагрузка будет агрессивное сказываться на растворе, а следствием будут трещины, а также стеновое разрушение.
- Невозможность продавать дом, потому что такие постройки очень оригинальные, незнакомые, непривычные, и потому могут показаться «котом в мешке».
- Большие затраты времени на самостоятельное возведение стен.
Обратите внимание, что все недостатки относительные. Если владельцам не требуется «высотка», а реализовывать недвижимость, чтобы заработать огромные деньги, они не собираются, и тогда серьезных минусом и вовсе нет.
Подробности
Технология строительства
Как и для каждого здания, проекты домов, сделанных из глины и дров, являются первым этапом, которым требуется заниматься владельцам. Его можно создавать самостоятельно, подсматривать, или привлекать профессионала. В то время определяют размер и форму будущего строения, подыскивают идеальный тип фундамента для глиночурки, рассчитывают число материалов. Обычно на чертеже указывают габариты всех комнат.
Фундамент
После того, как вы определите будущее здание следует подготовить к закладыванию фундамента для него. В таком случае идеальным вариантом можно считать мелкозаглубленное основание ленточного типа, достаточно надежное, но дающее сэкономить средства. Так как дома из глиночурки – самая популярная технология для местностей с грунтом глинистого типа, который сразу можно пускать в дело, основание должно получиться прочным. Ширина ленты обязательно должна быть в два раза больше спланированных стен, а высота хотя бы 0.5 метров. Для подобных зданий ленточный фундамент создают точно так же, как и для остальных построек. Для начала на участке следует произвести разметку, вырыть траншею, на утрамбованное дно которой для начала укладывают геотекстиль, а после требуется последовательно засыпать слои щебня и песка, тщательно утрамбовывают, а песок обливают водой. В траншею следует поставить опалубку, в нее пояс для армирования. После требуется вливать в раствор, а после его схватывания ленту требуется прикрывать толстой полиэтиленовой пленкой. Далее подождите набора прочности бетона примерно месяц, и последним этапом станет укладка (то есть намазывание) гидроизоляции на основание.
Материалы для строительства
Доля древесины в стенах подобных домов составляет 40-60%. В Америке средняя толщина стен будет составлять от 15 до 20 см, а иногда она доходит до 0.45 метров. Но для прохладной России такие показатели точно не подойдут – рекомендованная ширина стен в зданиях из глиночурки тут от 0.4 до 0.6 метров, для районов на севере страны – от 0.6 до 0.9 метров. Именно подобной длины требуется заготовить элементы из древесины. Вовсе безразлично, какой формы материал будут применять. Интересно будут выглядеть здания, которые сделаны из колотых дров. Не менее привлекательными будут стены, которые выложены из не самых толстых бревен. Особенно необычно они выглядят, когда применялись заготовки с разным диаметром. Чтобы выстроить надежный дом, требуется придерживаться правил, которые касаются подготовительного этапа чурок:
- Если древесину вы решили заготовить самостоятельно, то обязательно требуется произвести предварительное просушивание материалов под навесом, минимальный срок составляет 1 год, а идеальный 3 года, потому что усадка бывает до 10 см.
- Лучше делать выбор в пользу пиломатериалов хвойных пород дерева, или же лиственных, но с весьма плотной древесиной.
- У всех должен быть идеально ровный спил.
Разные диаметры круглых элементов дает возможность укладывать их по максимуму плотно. Древесина одной породы является обязательным условием, потому что каждая из них будет иметь свой важный показатель – коэффициент расширения по температуре. Если домик вы планируете строить на дачном участке, то в качество необычных (дополнительных) чурок можно применять стеклянные бутылки, которые закрыты пробками.
Чуть подробнее требуется рассматривать породы древесины, которые применяют для реализации проектов домов из глиночурки. В целом же, люди, которые сами выстраивают такие дома, пользуются огромным ассортиментом таких строительных материалов, но из-за смол для защиты рекомендуют выбирать именно древесные хвойные растения. Это может быть лиственница, ель, кедр, кипарис, сосна или можжевельник. Но лиственные деревья тоже можно применять. Часто для возведения подобных домов берут ольху, дуб, тополь, осину, исключением станет береза.
Обработка дерева влагозащита и биозащита обязательна. Морилку применяют для того, чтобы усиливать цвет и фактуру. Составы, сделанные на базе смол, помогают кристаллизовать структуру, а также закрыть поры. Лаковые составы и воски гарантируют защиту от влаги, придают блеск. Торцевая обработка является требуемым минимум. До начала строительства с дров важно снять кору, а торцы элементов тщательно отшлифуйте, сглаживая тем самым заусенцы. До начала укладки их пропитывают посредством антисептика, или же обжигают паяльной лампой.
Раствор для фиксации дров
Вопрос даже не в том, как построить глиночурку. Экспертов, которые смогли воплотить в жизнь проекты домов из глины и дров, на данный момент много, и у всех мастеров есть свои рекомендации на счет рецепта такого раствора. требуется приводить несколько из них:
- Песок – 9 мер, хвойные опилки 3 меры, известь строительного типа 3 меры и портландцемент 2 меры.
- Песок 3 меры, влажные опилки 2 меры, известь гашеная 1 мера, и 1 мера портландцемента.
- 1 мера песка, 1 мера портландцемента, и опилки (камыш или солома) 4-5 мер.
- Для верха стен или лишь второго этажа требуется 2 меры портландцемента, 1 мера гашеной извести и 6-8 мер шлака.
Сено, опилки или камыш являются материалами, которые придают смеси армирующие качества. По этой причине такие компоненты требуют тщательного и длительного перемешивания. В роли внешней гидроизоляции применяют льняное масло и силикатную штукатурку. Но определенные строители идут более простым путем – они применяют для возведения смесь, которая сделана из песка и глины (соломы). Именно такая технология называется глиночуркой. Но использование глины чревато постоянным появлением трещин. Глиняный раствор, который будет гарантировать отсутствие (или минимальное присутствие) таких дефектов, выбирать крайне непросто. До применения глина должна обязательно «пережить» зиму на улице. Для экспериментов можно выбирать один состав – 4 меры песка, 1 мера глины, опилок и извести. Количество последних составляющих предстоит выяснять самостоятельно. Остальные рецепты:
- 2 меры глины, 1 мера песка и 3-4 меры измельченной соломы.
- 3 меры влажных опилок, 2 меры глины и 1 мера песка.
Любой специалист, который планируют строительство, волен проводить эксперименты. Готовый раствор должен держать форму, но не быть очень влажным.
Как будет происходить строительство
Стены из расколотых или целых поленьев на самом деле напоминают поленницу, которую промазали раствором. Как уже было сказано ранее, длина может быть разной – чем прохладнее регион постройки, тем длиннее должны быть элементы. Дрова следует укладывать поперек новых стен, а после скрепляют посредством раствора – глиняного или цементного. Особенность технологии будет то, что смесь можно укладывать лишь по краям – середину при подобном методе заполняют посредством теплового изолятора.
Традиционные проекты домов из глины и дрова предусматривают укладку целых заготовок-бревен, но в таком случае в достаточно коротких стеновых элементах можно образоваться щели или даже сквозные трещины. чтобы не было риска их образования, поленья заранее раскалывают, получая оригинальный вид строения. Плотность кладки будет обеспечивать укладка бревен разного диаметра. Но максимальный размер заготовок-бревен 15 см. Более толстые компоненты лучше сразу расколоть на несколько частей.
Весьма популярный вариант формы подобных домов – круглый (или же овальный). В таком случае у строителей нет необходимости делать несущие конструкции на углах здания, потому что они отсутствуют, но дом даже без них получится надежным и устойчивым. Если выбирать проекты таких домов квадратное или прямоугольное, то не обойтись без вертикальных опор.
В углах требуется установить балки из бревна или бруса, а пространство между элементами важно заполнить посредством раствора и бревен. На фундамент, который гидроизолирован, следует накладывать раствор, на него чурки, и располагают их на малом расстоянии друг от друга.
Промежутки требуется снова заполнить раствором, накладывая слой, которого должно хватать для укладки новой порции дров. Так нужно делать до тех пор, пока не появится целая стена. Главным требованием к укладке будут чурки, которые должны выступать из-под раствора на 1-2 см. Для надежности специалисты советуют добавлять в кладку армирование горизонтального типа. Оцинкованную проволоку, которая является колючей, укладывают на каждые 3-4 ряда. Чтобы не забывать про дверные/оконные проемы, требуется оформить их заранее. Снаружи и внутри стен требуется оштукатурить. Выступы крыш для их защиты делают максимальными. Первое время требуется постоянно наблюдать за поверхностями и регулярно подмазывать появившиеся трещинки и щели.
7 Обычно используемых методов обжига керамики
132
акции
Facebook
Твиттер
Отказ от ответственности для партнеров
Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках. Это помогает мне поддерживать работу сайта. Спасибо за Вашу поддержку.
Прелесть обжига глины в том, что каждый метод сильно отличается от другого. Методы обжига варьируются от высокотехнологичных печей с цифровым управлением и контролем. К самодельным кирпичным конструкциям набиты опилками и листьями.
В этой статье в понятной форме дается описание 7 наиболее распространенных методов обжига глины. Охватываемые методы: электрические, газовые, дровяные, содовые, раку, опилки и, наконец, ямы. Каждый метод включает в себя разные техники, позволяющие производить очень разные виды посуды.
Краткий обзор процессов окисления и восстановления при обжиге глины
Различные методы обжига керамики часто называют процессами окисления или восстановления. Прежде чем рассматривать различные методы обжига глины, давайте кратко рассмотрим окислительный и восстановительный обжиг.
Окисление при обжиге глины:
Окислительный обжиг происходит, когда в печи имеется хорошее снабжение кислородом. Когда печь нагревается до достаточно высокой температуры, соединения и молекулы в глазури и глине отрываются.
Затем молекулы кислорода прикрепляются к керамике и взаимодействуют с оставшейся глазурью и поверхностью глины.
Кислород имеет высокую электроотрицательность 1 . Это означает, что кислород сильно притягивает электроны от других веществ 2 . Во время обжига кислород притягивает электроны от глазури и глины. Это приводит к их окислению.
Восстановительный обжиг глины:
При восстановительном обжиге ограничивается количество свободного кислорода в печи. В результате образуются газы, такие как углерод, водород и CO.
Эти газы выщелачивают кислород из оксидов металлов в глине и глазури. Затем оксиды принимают восстановленную и концентрированную форму. Это может повлиять на цвет и текстуру оксидов.
Окисление и восстановление — разные процессы. Поэтому одна и та же глазурь может выглядеть по-разному при обжиге в любой атмосфере.
Некоторые гончары используют комбинацию окисления и восстановления во время одного обжига. Это позволяет им создавать особую отделку на своей керамике. Они делают это, контролируя количество кислорода в печи.
Различные методы обжига глины
Метод 1: Электрические печи
Электрические печи сегодня наиболее часто используются гончарами. Их можно недорого купить, а поскольку большинство из них имеют цифровые панели управления, они просты в использовании.
Некоторым гончарам они не нравятся. Это потому, что вы не можете использовать их для восстановления и мгновенного испарения так, как вы можете использовать их в печах для сжигания топлива.
Электрические печи представляют собой ящики с дверьми, облицованные кирпичом с очень высокими изоляционными свойствами. Эти кирпичи пористые и мягкие. И они имеют текстуру, немного напоминающую мягкий на ощупь шлакоблок. Электрические печи обычно бывают либо с верхней, либо с фронтальной загрузкой. №
Поверхность изоляционных кирпичей протравлена каналами, которые проходят по всей печи. Металлические катушки проходят в канавках. Сильные электрические токи проходят через металлические катушки, которые выполняют функцию нагревательных элементов.
В старых электрических печах график обжига должен был управляться вручную гончаром или техником. Однако большинство современных печей имеют цифровые панели управления. Это означает, что график может быть запрограммирован заранее, а печь может быть предоставлена самой себе для обжига глины.
Электрические печи просты в использовании и в целом надежны. Однако электрические элементы, используемые для их нагрева, накладывают некоторые ограничения на использование печи.
Некоторые ограничения электрических печей
- Электрические печи обычно используются для нижнего и среднего обжига изделий. Это связано с тем, что нагревательные элементы имеют тенденцию изнашиваться и ломаться при большом диапазоне обжига.
- Точно так же электрические элементы не выдерживают паров и газов, образующихся при сжигании в редукционном режиме. Поэтому электрические печи обычно работают с окислительной атмосферой.
Среди гончаров существуют разногласия по поводу того, создают ли электрические печи окислительную или нейтральную среду.
Нейтральная среда – это среда, в которой кислород присутствует, но не в избытке.
Некоторые утверждают, что газы накапливаются в печи и создают менее окислительную среду, чем предполагалось3. Другие, напротив, утверждают, что если присутствует некоторое количество кислорода, даже если его не много, то произойдет окисление. Они утверждают, что в печи трудно создать по-настоящему нейтральную атмосферу.
- В отличие от электропечи, дровяные печи могут использоваться для обжига соды . При обжиге соды смесь пищевой соды и карбоната натрия, взвешенная в жидкости, распыляется на керамику во время процесса обжига.
Создает уникальные эффекты на готовых изделиях. Однако распылять жидкость в электропечь, конечно же, небезопасно.
Метод 2: Газовые печи
Газовые печи сегодня не так распространены, как электрические.
Однако вы можете использовать газовые печи для восстановительного сжигания, а также соляного или содового сжигания. Это может привести к потрясающим результатам, которых невозможно достичь с помощью электрической печи.
Газовая печь использует горение для нагрева изолированной внутренней полости. Проще говоря, сгорание означает сжигание чего-либо.
В случае газовой печи это обычно либо природный газ, либо пропан. В отличие от электрической печи, в которой есть горячие элементы, в газовой печи используется пламя.
Отношение топлива к кислороду в печи определяет, как горит пламя. Это, в свою очередь, влияет на то, как обжигается глина.
Газовую печь можно настроить таким образом, чтобы смесь топлива и воздуха была обедненной. Если смесь бедная, пламя будет короче и чище.
Если количество воздуха уменьшается, а смесь становится богаче, пламя становится длинным и появляется копоть. В этой атмосфере образуется угарный газ.
Естественным состоянием углерода является двуокись углерода. Чтобы вернуться в это состояние, он вытягивает кислород из глазури и глины. Это процесс восстановления, при котором текстуры глины и глазури изменяются. И цвета в глазури становятся интенсивнее. Цвета в редукционной атмосфере имеют тенденцию быть более грубыми, глубокими и органичными.
Большинство газовых печей являются печами с нисходящим потоком. Это означает, что у них есть вентиляционное отверстие на уровне пола, которое действует как выхлоп для паров. Вентиляционное отверстие ведет к дымоходу, который обычно находится сбоку от печи.
Некоторые газовые печи имеют восходящий поток. Это означает, что тепло и пламя направляются в верхнюю часть печи, где есть вентиляционное отверстие.
Метод 3: Дровяные печи для обжига
Древесная глина для обжига – это старая практика, которая включает сжигание древесины для обогрева камеры печи. Из-за простоты необходимых материалов многие гончары строят свои собственные печи для обжига древесины. И эти печи сильно различаются по внешнему виду.
Некоторые любители могут сделать печь для обжига дров, которая выглядит как небольшая кирпичная иглу. Другие дровяные печи выглядят как кирпичные хижины или пещеры.
В последнее время обжиг дров пережил возрождение, и многие профессиональные гончары страстно посвятили себя этому процессу.
Не самый простой вариант для обжига глины. С электрической печью вы щелкаете выключателем, программируете цифровую панель и продолжаете свою жизнь. Напротив, обжиг дровами требует много времени и усилий. Обжиг глины в дровяной печи может занять до трех дней.
И печь требует почти постоянной напряженной работы и внимания, чтобы поддерживать огонь и поддерживать нужную температуру. Часто до 3 человек работают по очереди, чтобы обслуживать печь, пока она обжигает глину.
Из-за дикой природы огня во время стрельбы часто происходят движения. Это может привести к поломке керамики и ее сплавлению друг с другом. Так, часто при обжиге жертвуется много горшков.
Изображение Анны-Марии Олен. «Загрузка и обжиг дровяной печи» Изображение обрезано. (CC BY-NC 2.0)
Зачем выбирать дрова, если это такая тяжелая работа?
Адам Филд. «Керамика, обожженная на дровах». (CC BY-NC SA 2.0)
Гончары, занимающиеся обжигом дров, часто воспринимают этот метод как целостное отношение к творческому процессу. С акцентом на работу с природными элементами и принятием хаоса и непредсказуемости, которые при этом возникают.
Увлеченные гончары по дереву могут говорить о своем искусстве почти с духовным настроем. Британский гончар по имени Ник Коллинз рассказывает о «печи, делающей мне подарок» 4 . Он имеет в виду случай, когда из множества принесенных в жертву горшков извлекают красивый уникальный предмет.
Древесно-обожженная глина обычно имеет очень деревенский, органичный вид. Иногда гончары используют глазурь. В других случаях они полагаются на эффект очень горячей древесной золы, оседающей на горшок. И о влиянии химических реакций в глине при соприкосновении пламени с глиняной поверхностью.
Метод 4: Глина для обжига соды
Изображение bptakoma «Gep Soda Firing». (CC BY 2.0)
Обжиг соды включает распыление смеси, включающей пищевую соду и карбонат натрия, в печь при температуре около 2350F (1287C).
Карбонат натрия, также известный как «кальцинированная сода», является сырьем для производства стекла. Когда кальцинированная сода и пищевая сода достигают высокой температуры в печи, они испаряются и рассеиваются.
Испаренная смесь распространяется пламенем по всей печи и прилипает к керамике.
Часто изделия остаются неглазурованными при обжиге глины в печи для обжига соды. Сама смесь соды взаимодействует с поверхностью глины и создает собственную глазурь.
Изделия из бисквитного теста можно глазировать перед обжигом содой. Однако гончарам нужно подумать о том, как глазурь будет взаимодействовать с содой. Содовая смесь по сути представляет собой глазурь и, как и все глазури, может вступать в химическую реакцию с другими глазурями.
Несмотря на то, что результаты глазирования содой непредсказуемы, гончары имеют некоторый контроль над тем, какими будут изделия.
Печи для обжига соды часто представляют собой кирпичные конструкции. Со стены снимут кирпич, чтобы вставить насадку для распыления смеси.
Адам Филд. «Фарфор, обожженный содой, с резьбой». (CC BY-NC-SA 2.0)
Поскольку гончар примерно знает, куда он будет распылять смесь, он может расположить керамику соответствующим образом.
Таким образом, они могут контролировать, на какие части керамики распыляется большее количество смеси.
Смесь соды взаимодействует с кремнеземом, глиноземом и минералами в глине. Это может создать насыщенные цвета. Цветовая гамма часто бывает желтой, красной, коричневой и золотой.
Эффект обжига глины таким образом зависит от используемой глины и нанесенной глазури. Например, если присутствует медь, это может придать керамике розовый оттенок.
Подобно обжигу дровами, общий вид содового обжига довольно деревенский и естественный.
Метод 5: обжиг раку
Раку – это совсем другой способ обжига глины. Он включает в себя извлечение глиняной посуды из печи, когда она раскалена докрасна.
Горшечник осторожно достанет изделие из печи длинными щипцами. Затем кусок помещают в контейнер с бумагой или опилками. Бумага воспламеняется, когда на нее кладут раскаленную глиняную посуду. Вот подробное пошаговое руководство по процессу обжига раку.
Когда керамика находится в раскаленном состоянии, глазурь все еще находится в расплавленном состоянии. Когда он быстро остывает, глазурь трескается и создает сумасшедший эффект. Процесс быстрого охлаждения называется тепловым ударом.
Когда кусок помещается в горючий материал, углерод в бумаге внедряется в трещины. Затем это подчеркивает эффект сумасшествия, часто создавая темные линии на части, где глазурь треснула.
Какая печь нужна для обжига раку?
Обжиг раку относится к описанной выше технике, а не к конкретной печи. Теоретически, вы можете обжигать раку в любой печи. Однако многие печи не подходят, потому что в них глиняная посуда вынимается, когда она раскалена докрасна.
Если бы вы открыли дверцу многих больших печей при высокой температуре, жара была бы невыносимой и опасной. Точно так же печи с верхней загрузкой не идеальны, так как вам придется наклоняться над верхней частью, так как она излучает сильный жар. №
На практике лучше использовать небольшую печь с фронтальной загрузкой. Вы можете купить печи, специально предназначенные для обжига раку. Часто это газовые печи. В качестве альтернативы, многие гончары делают свои собственные печи для обжига раку из кирпича или других простых контейнеров, таких как старая металлическая бочка для масла 9.0003
Раку, как правило, представляет собой процесс в печи с медленным огнём. Во время обжига бисквита температура обжига составляет около 1650F (900C), а глазурь обжигается при температуре 1470-1830F (800-1000C).
Как таковая посуда раку обычно довольно пористая. Кроме того, когда вы обжигаете глину таким образом, посуда подвергается значительной нагрузке из-за теплового удара.
Сочетание пористости и жесткости обжига раку делает керамику хрупкой, а глазурь легко отслаивается. Таким образом, посуда, как правило, носит скорее декоративный, чем функциональный характер, и ее нельзя использовать в качестве столовой посуды.
Метод 6: Обжиг опилок
Использование опилок для обжига глины, возможно, самый простой способ построить собственную печь. Поиск службы печи на месте иногда может быть немного сложным. Так что создание собственного может быть забавным выбором. Для этого требуется мало места и простые материалы, и его можно легко сделать на открытом воздухе.
Печь для обжига опилок можно сделать из кирпича или шлакоблоков. Они построены в форме квадрата прямо на земле. Первый слой кирпичей имеет высоту около 2 футов.
Затем полость заполняется опилками. Можно использовать разные виды опилок, от стружки до пыли, которые будут создавать различные эффекты на керамике. Стружка твердой древесины имеет тенденцию сильно пахнуть при горении, поэтому иногда рекомендуется использовать мягкую древесину.
Первый слой стружки имеет глубину около 3-4 дюймов. Затем на опилки кладут глиняную посуду, оставляя зазор в пару дюймов между каждым кусочком. Затем их покрывают дополнительным количеством опилок, и процесс повторяется до тех пор, пока полость в печи не заполнится.
Печь может иметь более одного яруса, каждый из которых разделен проволочной сеткой. После того, как печь построена и заполнена, опилки поджигают с помощью газеты или растопки. Когда пламя немного утихнет, можно накрыть кирпичи крышкой.
Скорость горения опилок можно контролировать. Это делается путем открытия или закрытия зазоров в кирпичах в верхней части печи. Горение опилок может занять удивительно много времени, а обжиг глины таким образом может занять до 36 часов.
Здесь вы можете скачать бесплатную электронную книгу о том, как построить и обжечь печь для обжига опилок…
Как выглядит керамика после обжига опилок?
Обожженная таким образом глина обычно не глазируется. Вместо этого детали можно полировать, чтобы придать им блестящий вид. Полировка включает в себя натирание посуды твердой поверхностью, например чайной ложкой, чтобы придать ей блестящую поверхность.
Керамика, обожженная в этой технике, имеет черную или очень темную поверхность. Поскольку это метод слабого огня, посуда пористая и не подходит для жидкости или пищи. После того, как керамика остынет, ее можно покрыть слоем натурального воска, придав ей привлекательный блеск.
Метод 7: Обжиг в ямах/бочках
Обжиг в ямах, возможно, является одним из старейших методов обжига глины. Он датируется примерно 800-1066 гг. Тем не менее, некоторые гончары все еще используют обжиг в яме из-за изысканных эффектов, которые можно создать.
Ямный обжиг не требует печи. Вместо этого в земле выкапывается яма, достаточно глубокая, чтобы вместить в себя гончарные изделия. И некоторые горючие материалы, такие как дерево, опилки и листья.
Изображение Брайана Хоффмана. «Стреляем в наши горшки». (CC BY-NC-SA 2.0)
Дно ямы покрыто слоем горючих материалов. Керамика затем помещается на этот слой с пространством между кусочками. Более горючий материал кладется сверху и вокруг глиняной посуды. Вы можете использовать все, что медленно горит, включая уголь и навоз!
Затем материал поджигают и оставляют гореть. После того, как огонь угаснет до тления, его оставляют на несколько часов. Затем яму можно засыпать песком или землей. Это уменьшит количество кислорода, доступного для огня, и создаст восстановительную атмосферу.
Затем костер нужно оставить, возможно, на ночь, пока огонь не погаснет. Затем кусочки аккуратно удаляются. Отмыта и отполирована воском.
Майк Уилсон. «Дымовая стрельба в мусорном баке». (CC BY-NC-ND 2.0)
Альтернативой стрельбе из ямы является стрельба из ствола. Принципы те же, за исключением того, что в последнем случае вы используете бочку, а не яму.
Некоторые гончары перед тем, как зажечь огонь, посыпают посуду оксидными пятнами. Другие оборачивают свою глиняную посуду органическим веществом, чтобы создать очень красивые узоры на обожженных горшках.
Это техника с низким уровнем огня , температура которой обычно достигает около 2000F. Однако температуры достаточно, чтобы превратить зелень в керамическую .
Заключительные мысли об обжиге глины
Есть что-то волнующее в различных эффектах, которые можно создать с помощью различных способов обжига глины. Многое можно сказать об удобстве электрической печи.
Тем не менее, некоторые гончарные изделия, изготовленные более традиционными и простыми способами обжига, действительно изысканны.
Ссылки:
- https://socratic.org/questions/what-does-it-mean-if-something-is-oxidized
- https://www.chemicool.com/definition/electronegativity.html
- https://digitalfire.com/4sight/glossary/glossary_oxidation.html
- https://discover.goldmarkart.com/nic-collins-opening-wood-firing-kiln/
132
акции
Facebook
Твиттер
Изготовление вещей из глины | Улучшение будущего Африки с использованием уроков прошлого
«Му кре ки нга чиин? О лельдолд пра наа пе джавала тири на йирԑ пини. Пра джа на чу тири на чуди фаанри.»
«А вы знали? Наши бабушки были учеными. Они делали горшки из глины. »
Сегодня импортная металлическая и пластиковая посуда доминирует в кухонном оборудовании Банды. Но в прошлые века люди использовали глиняную посуду местного производства для удовлетворения своих повседневных нужд. Прочные обожженные глиняные горшки, помимо прочего, использовались для хранения еды и воды, а также для приготовления и подачи повседневных блюд. Опытные гончары изготавливали сосуды самых разных форм и размеров, чтобы удовлетворить эти различные потребности.
Из всех ремесел, давно практикуемых в районе Банда, только гончарное дело продолжает активно действовать в первые десятилетия 21-го века. Гончары живут и работают в нескольких деревнях на западной стороне холмов Банда. Дорбур и Ададием — это деревни Банда, населенные гончарами Нафаны, а в соседнем Бондакиле живут гончары Мо. Все делают глиняную посуду в похожем стиле.
Наука горшечного дела
Обучение изготовлению глиняных горшков, Дорбур, 1994 г.0013 технологический стиль , термин, который относится к изученным способам, которыми люди что-то делают. Для гончарного дела это включает в себя то, как гончары получают глину и смешивают ее с другим сырьем, чтобы сделать пригодную для использования гончарную глину; методы, которые они используют для изготовления горшков, и стили горшков, которые они делают; и методы обжига, которые делают горшки долговечными. Вначале гончар изучает эти техники, обучаясь у опытного гончара. Гончары, которые работают и учатся вместе, как правило, изготавливают горшки одинаково искусно, образуя то, что ученые называют девяткой.0013 сообщество практики .
Гончары — практикующие ученые . Они должны знать о свойствах глины и о том, как они различаются в зависимости от источника глины. Они должны понимать, как взаимодействует сырье — например, как добавление других материалов (называемых закалкой ) к глине влияет на процесс обжига и готовое изделие. Они также должны понимать свойства топлива, используемого для разжигания котелков, и то, как интенсивность нагрева, поток кислорода и продолжительность обжига могут повлиять на конечный продукт. Огонь, который горит слишком жарко или слишком быстро, может привести к тому, что горшки разобьются во время обжига. То, как горшки подвергаются воздействию воздуха (кислорода) во время обжига, влияет на их цвет. Горшки на воздухе ( окислительная атмосфера ) могут стать красными или желтыми, в то время как те, которые менее подвержены воздействию воздуха ( восстановительная атмосфера ), могут стать темно-коричневыми или черными. Гончары узнают обо всем этом от других опытных практиков, но они также экспериментируют и импровизируют .
Глиняные кастрюли, Ahenkro, 1986 г.
Глиняные кувшины для охлаждения воды, Ahenkro, 1986 г.86
Гончары не только должны знать о материалах и процессах изготовления горшков. Им также необходимо знать, как форма горшка связана с его использованием или функциями. Другими словами, им нужно знать о характеристиках производительности горшка . Например, кастрюля, используемая для приготовления батата, должна быть больше, чем кастрюля, используемая для приготовления супа. Отверстие кастрюли должно быть достаточно большим, чтобы можно было помешивать, но не настолько открытым, чтобы жидкость не выкипала слишком быстро. Кастрюля для приготовления супа должна выдерживать жар очага, чего не может сделать кастрюля для хранения. Емкость для хранения воды с пористыми стенками и меньшим горлышком будет охлаждать и сохранять воду лучше, чем непористая и широко открытая горловина. Чаша, используемая для измельчения, должна иметь канавки нужной глубины, чтобы обеспечить эффективную обработку овощей, таких как перец. А миски, используемые для подачи еды, могут быть разного размера в зависимости от количества людей, которые едят из одной миски. По этим и многим другим причинам гончары изготавливают горшки разных форм и размеров и используют различные методы отделки после обжига.
Операционная последовательность заливки
Операционная последовательность относится к этапам квалифицированной практики, такой как заливка. В случае заливки эти этапы включают получение и подготовку глины, лепку или формирование горшка, нанесение украшения, обжиг горшка и отделку его поверхности.
Подготовка глины
Источник гончарной глины, Бондакиле, 1982 г.
Источник гончарной глины, Бондакиле, 1982
Сушка гончарной глины, Дорбур, 1994 г.
Горшечная глина хранится возле дома, Дорбур, 1994 г.
Смешивание глины, Дорбур, 1994 г.
В качестве первого шага в изготовлении горшков гончары собирают сырье и инструменты. Горшечная глина должна быть выкопана ( добыл) и отнес на рабочее место гончара, которое обычно находится рядом с ее домом. Гончары умеют определять места на ландшафте, где можно найти пригодную для использования глину. Они знают, что глины (мелкозернистые почвенные отложения) с нужными свойствами часто встречаются вблизи рек и других водоемов. Это места, где скопления глины, переносимые ветром и водой, часто отлагаются вместе с другими полезными ископаемыми.
Гончары испытывают новые глины, чтобы увидеть, как пластичен — и, следовательно, работоспособны — они есть и насколько хорошо они стреляют. Другими словами, они проводят экспериментов . Также экспериментируют, добавляя в глину (закалку) что-то для улучшения пластичности и характеристик обжига. Tempers может варьироваться от растительных материалов до щебня или глиняной посуды. Со временем гончары в районе Банда экспериментировали с разными источниками глины и видами темпера.
Большой глиняный карьер к западу от деревни Буй, 1989 г.
Найдя хороший источник глины, гончары могут добывать его в течение многих лет. Женщинам в добыче глины помогают их родственники, а процесс добычи регулируется ритуальными протоколами, чтобы предки и духи земли поддерживали женщин в их работе.
После добычи глину откладывают для просушки, иногда рядом с местом, где она была выкопана, или на рабочем месте гончара. Затем высушенную глину растирают пестиком в ступке до получения однородной текстуры. Глина просеивается, после чего может быть добавлен темпер и к глине подмешивается вода. Затем смесь замешивают до тех пор, пока она не достигнет нужной консистенции для данного типа горшка.
Изготовление горшка
Изготовление основания глиняного горшка, Дорбур, 19. Начав с комка влажной глины, они образуют углубление. Затем они вытягивают глину вверх и наружу, чтобы сформировать корпус и обод керамического сосуда. Гончар передвигает или поворачивает горшок, формируя его. После того, как она сформировала горшок, она царапает и истончает стенку горшка, продолжая двигаться или поворачивать горшок. Она может добавить витки глины, чтобы сделать горшок выше и сформировать край горшка. После формирования корпус и обод откладываются на некоторое время для просушки. Когда горшок высохнет до состояния «твердой кожи», гончар добавляет основу или дно. Затем горшок снова откладывают для просушки.
Гончары из Дорбура продемонстрировали эту технику во время мероприятия наследия Банда в июне 2019 года, которое проходило в Культурном центре Банда в Банда-Ахенкро. Нажмите здесь, чтобы посмотреть видео их демонстрации.
Нанесение украшения
Украшение глиняного горшка, Дорбур, 1994 г.
Инструменты гончара, Дорбур, 1994 г.
Украшение глиняного горшка, Дорбур, 19 г.94
Украшение глиняной кастрюли для супа, Дорбур, 1994 г.
Полировка красного глиняного горшка, Дорбур, 1994 г.
Гончары используют различные инструменты для украшения поверхности горшков после их высыхания и перед обжигом. Острый край металлического инструмента или кусок калебаса можно использовать для нанесения линий, а закругленную поверхность вытертой водой гальки или семян можно использовать для сглаживания и полировки поверхности. Гончары могут использовать металлический браслет, чтобы произвести впечатление на дизайн, и они используют початки кукурузы как для придания формы, так и для украшения поверхности банок. Некоторые горшки могут быть украшены красной шликером — тонким раствором глины с добавлением красного пигмента (гематита). Влажному шликеру дают высохнуть, и его можно полировать перед обжигом горшка.
Положники
Приготовление дров для стрельбы из глиняной керамики, Dorbour, 1994
Глиняные пищевые горшки, готовые к стрельбе, Dorbour, 1994
. , и при подготовке к обжигу готовые горшки складываются вместе с топливом, которое может включать древесину, кору и траву. После того, как зажженный костер тщательно поддерживается, он горит менее часа. Тепло превращает твердые глиняные горшки в прочные обожженные контейнеры. Когда костер догорает, гончары и их помощники осторожно снимают горячие горшки с огня.
Погружение глиняных горшков в раствор коры, Bondakile, 1982
Некоторые типы горшков еще горячими погружают в раствор толченой коры, который запечатывает и затемняет их поверхность. Гончары, однако, знают, что горшки, используемые для хранения воды, должны охлаждаться без такой обработки. Другие горшки, такие как размольные чаши, можно закатать, пока они еще горячие от огня, в сухой траве или скорлупе арахиса. Растительные материалы обугливаются при контакте с горячей кастрюлей и чернеют на поверхности кастрюли.
Горшечные горшки во времени
Обожженные глиняные сосуды (керамические или гончарные) уже давно используются в Африке, причем некоторые очень ранние образцы датируются более чем 11 000 лет (9400 лет до нашей эры, или до н. недалеко от откоса Бандиагара в центре Мали. Керамика была важным изобретением, позволившим людям по-новому хранить, переносить, нагревать и охлаждать жидкости, продукты и другие вещества, и эта технология играла центральную роль в том, как люди готовили пищу на протяжении многих тысяч лет. Самая ранняя известная (на данный момент) керамика в районе Банда датируется более чем 3500 лет назад, когда люди, связанные с тем, что археологи называют Комплекс Кинтампо жил в этом районе.
Керамика — одна из самых распространенных вещей, которую археологи находят при раскопках старых поселений. Это потому, что хотя обожженные глиняные горшки и ломаются, они не разлагаются после того, как их выбросили. Изучая осколки глиняной посуды ( осколков ), археологи могут узнать о том, как люди изготавливали глиняную посуду и как они использовали ее в прошлом. Изучая химический и минеральный состав гончарных изделий ткань (ее глина и закалка) и сравнивая их с известными источниками глины, археологи могут начать точно определять, где в разное время в прошлом производилась керамика. Археологи, работающие в Банде, использовали методы, известные как петрография , инструментальный нейтронно-активационный анализ и разновидность масс-спектрометрии (LA-ICP-MS), чтобы идентифицировать источники глины и характеры, используемые гончарами Банда на протяжении времени.
Изучая места, где люди жили в течение последних 1000 лет в Банде, археологи многое узнали о том, как и где производилась керамика, и о том, как со временем менялись ее стили. Они узнали о том, как гончары экспериментировали с глиной и добавляли материалы (закалки) с течением времени. Археологические данные показывают, что в некоторые века гончарное дело было искусным ремеслом , широко практикуемым по всему региону. В другое время гончарные изделия изготавливались людьми, специализировавшимися на ремесле. В те века, когда существовали гончары-специалисты, искусные мастерицы изготавливали гораздо больше горшков, чем требовалось одному домашнему хозяйству, и обменивали готовые горшки на другие товары. Через эти обменные сети горшки, сделанные в Банде, попали в домохозяйства в соседних районах. Археологи могут изучать эти сети, сравнивая химический и минералогический состав горшков с использованием упомянутых выше методов, чтобы точно определить, где были изготовлены горшки и где они использовались.
18-20 века
Глиняные источники и отдельные археологические памятники, район Банда, Гана
В последнее время горшечное дело практикуется только в таких деревнях, как Дорбур, Ададием и Бондакиле, расположенных к западу от холмов Банда. Но различия в химическом составе почв к востоку и западу от холмов Банда помогают нам узнать об изменениях в местах изготовления гончарных изделий в прошлом.
С 18-го века и совсем недавно, в конце 19-го и начале 20-го веков, женщины, живущие как к западу, так и к востоку от холмов Банда, делали горшки из глиняных источников недалеко от своих деревень. Мы знаем это, потому что химические характеристики керамики можно сравнить с глиной из глубоких ям, созданных людьми, добывающими горшечную глину в прошлом. Таким образом, керамика того времени демонстрирует разнообразие керамических «тканей» или рецептов глины. Женщины того времени делали глиняную посуду для домашних хозяйств в своих родных деревнях, но в те века они также торговали глиняной посудой на холмах Банда. Свидетельством этого являются находки керамики, изготовленной к западу от холмов, характеризующейся глиняными тканями «L-группы» (группа химического состава INAA), на участках к востоку от холмов Банда, а также керамики, сделанной из «K2». «групповые» ткани — из источников к востоку от холмов — на стоянках к западу.
Нажмите на ссылки ниже, чтобы увидеть примеры форм и украшений гончарных изделий фазы Макала.
Кувшин с вывернутым венчиком, стоянка А-9, 2001 г.
Керамический кувшин с вывернутым ободком, Нгре Катаа, 2001 г.
Большая глиняная чаша, Макала Катаа, 1989 г.
Маленькая гончарная чаша на пьедестале, Макала Катаа, 1989 г.
16-17 вв.
В более ранние века, примерно с 1500 до 1650 г. н.э. (с 16 по середину 17 вв.), химия глины предполагает, что большая часть гончарных изделий в районе Банда изготавливалась на восточной стороне холмов Банда с использованием характерного темпера. В этом рецепте использовался измельченный железный шлак (побочный продукт выплавки или кузнечного дела железа), который гончары добавляли в глину в качестве темперирующий агент . Это предполагает связь между тем, что, по мнению археологов, было мужской работой ( выплавка железа и кузнечное дело ) и женской работой ( гончарное дело ). Материал, полученный в одном процессе (шлак как побочный продукт производства металла), использовался в качестве сырья в другом (в качестве добавки к глине для заливки). Этот узор, а также стандартизация форм и украшений керамики в то время предполагают специализированное ремесло и торговлю в течение этих столетий. Другими словами, некоторые общины полагались на гончаров, живущих и работающих в других местах в этом районе, для производства необходимых им товаров. Это было в то время, когда у Банды были прочные связи с регионами на севере через торговлю по реке Нигер, в то же время, когда формировались прибрежные торговые связи Атлантики. В эти века гончары области Банда изготавливали глиняную посуду самых разных форм и цветов. Среди них было небольшое количество привлекательных мисок и кувшинов, украшенных блестящей слюдяной пластинкой, которые продавались за пределами этого района и, вероятно, высоко ценились. Использование слюдяного шликера — это нововведение, которое подразумевает экспериментирование — путем проб и ошибок гончары применяли принципы шликерования, с которыми они были знакомы для слюды, которая была новым материалом.
Нажмите на ссылки ниже, чтобы увидеть примеры форм и украшений гончарных изделий фазы Кууло.
Глиняный кувшин с шаровидной килеватостью, Кууло Катаа, 1995 г.
Глиняный шаровидный керамический кувшин, внешний вид, Кууло Катаа, 1995 г.
Глиняный шаровидный керамический кувшин, интерьер, Кууло Катаа, 1995
Керамическая чаша, украшенная резной рулеткой, Зона А-212, 2001 г.
Загнутый край банки, Кууло Катаа, 1995 г.
13-16 века
В еще более ранние века, примерно с 1200 по 1500 год н.э. (13-16 века), некоторые гончары области Банда начали экспериментировать с добавлением шлака в горшечную глину, что стало обычным явлением в более поздние времена. В это время, как и в 18 и 19 вв.го века (выше) горшечное производство широко практиковалось по всей территории. Гончары, жившие к востоку и западу от холмов Банда, делали горшки похожей формы и украшения, но они делали это из сырья, которое было под рукой. Это говорит о том, что они были частью более широкого сообщества практики , в котором знания о методах и стилях распространялись по всей области. В то время в регионе торговали керамикой, но без такой степени специализации и межрегионального обмена, как в период примерно с 1500 по 1650 год нашей эры.
Керамику, изготовленную в это время, археологи относят к фазе Нгре (ранняя, средняя, поздняя). Керамика более поздней фазы Нгре похожа на керамику ранней фазы Кууло (вверху) с точки зрения некоторых форм и украшений, с тем важным отличием, что более ранняя керамика фазы Кууло была закалена из шлака и, вероятно, производилась к востоку от холмов Банда.
Керамика фазы Нгре отличается по форме и декору от керамики более ранней фазы Вольта (описанной ниже). Форма керамики фазы Нгре часто угловатая, особенно в области плеч. Когда горшок имеет остроугольное плечо, археологи называют это 9. 0013 гвоздика .
Гончары того времени украшали свои кувшины и миски, используя различные инструменты. Это самый ранний этап, когда гончары области Банда использовали резных рулеток для украшения поверхности своей керамики. Рулетка — это инструмент, который гончары катали по поверхности горшка, чтобы произвести впечатление на рисунок. Сложные конструкции можно было создавать, вырезая на палочке выемки под разными углами. Эти резные рулетки, прокатанные по поверхности горшка, создавали узоры в виде елочки и другие узоры. Археологи редко находят эти резные инструменты для рулетки, но узоры, отпечатанные на поверхности горшка, дают представление о том, как должен был выглядеть инструмент.
Гончары фазы Нгре также изготавливали привлекательные горшки, украшая поверхность красной краской или слюдяным шликером, или тем и другим. Нажмите на ссылки ниже, чтобы увидеть примеры этих форм и украшений керамики фазы Нгре.
Ободок керамической чаши с гравировкой, Зона Б-123, 2000 г.
Керамическая чаша, край и корпус, Зона B-143, 2001 г.
Керамический кувшин с вывернутым краем, Зона B-143, 2001 г.
Керамический кувшин, обод и горлышко из слюды, Нгре Катаа, 2001 г.
Окрашенный в красный цвет обод глиняной чаши со слюдяным покрытием, Зона А-94, 2001 г.
До 13 века
Керамика района Банда, датируемая веками до 1200 г. н.э. (до 13 века), отличается технологическим стилем от более поздних периодов. Гончары в это время по-разному оформляли и украшали свои горшки. Вместо широкого спектра украшений, применявшихся к горшкам в более поздние времена, эта более ранняя керамика была украшена только зубчатыми или гребенчатыми оттисками (линиями или полосами небольших квадратных углублений) или узорами, окрашенными красной краской . Эти различия в технологическом стиле, форме и декоре керамики предполагают, что эта керамика была изготовлена другим сообщество практики , чем в более поздние периоды. Примечательно, однако, что эти более ранние гончары использовали некоторые из тех же глин, что и гончары более поздних времен. Это говорит нам о том, что они делали свои горшки в районе Банда, а не импортировали их из какого-то другого региона. Археологи относят керамику, изготовленную в это время, к фазе Вольта . Нажмите на ссылки ниже, чтобы увидеть примеры форм и украшений керамики фазы Вольта.
Кувшин с вывернутым венчиком, стоянка А-212, 2001 г.
Внешний вид глиняной чаши, окрашенной в красный цвет, Banda 27, 2001 г.
Интерьер гончарной чаши, окрашенной в красный цвет, Banda 27, 2001 г.
Край гончарной чаши с гравировкой, Banda 27, 2001 г.
Окрашенные в красный цвет осколки тела из банки, Банда 27, 2001 г.