«Колониальный дом» Жана Пруве: история памятника архитектуры 50-х годов | Admagazine
Седьмого июня 2007-го на Christie’s почти за пять миллионов долларов был продан памятник архитектуры 1950-х годов – “колониальный дом” Жана Пруве.
Седьмого июня 2007 на Christie’s почти за пять миллионов долларов был продан памятник архитектуры 1950-х годов – “колониальный дом” Жана Пруве.
На торги выставляли мебель французского модернизма: послевоенные работы Ле Корбюзье, Пьера Жаннере, Шарлотты Перриан, Жана Пруве. Но главным лотом Christie’s был сборный металлический Maison Tropical. Правда, этот дом нельзя полностью отнести к “недвижимости” – он был придуман для того, чтобы легко передвигаться по миру. Его автор Жан Пруве говорил когда-то, что дома надо проектировать, как автомобили, и не видел принципиальной разницы между домом и шкафом.
Осенью 2006 года дом из Браззавиля восстановили на парижской набережной — там, где когда-то показывали дом для Ниамея (Нигер). Шедевр Пруве простоял до начала 2007 года и отправился в Нью-Йорк.
© INSTITUTE POUR L’HISTOIRE DE L’ALUMINIUM, GENNE VILLERS, COURTESY OF GALERIE 54; ERIC MORIN; © CENTRE GEORGE POMPIDOU, © LUCIEN HERVÉ, COURTESY OF GALERIE 54
Пятидесятивосьмилетний дом из алюминия (на время торгов восстановленный на берегу Ист-Ривер в Нью-Йорке) купил Андре Балаш, владелец знаменитого лос-анджелесского отеля “Шато Мармон” и бывший приятель Умы Турман. Продавцом был французский галерист Эрик Тушалом, владелец парижской Galerie 54, специализирующейся на модернистской мебели. Тушалом называет себя “археологом современности”. В поисках вещей, достойных музеев и аукционов, он готов отправиться на край света. Буквально. Когда цены на модернизм подскочили до потолка, а количество вещей на рынке резко уменьшилось, ему пришла в голову блестящая идея: после Второй мировой страны третьего мира импортировали модную архитектуру, и там должны были остаться залежи всякого заброшенного модернизма. Эрик Тушалом отправился в Индию и привез из Чандигарха мебель Жаннере, а из Ахмадабада – мебель Корбюзье. А потом заинтересовался судьбой трех сборных металлических домов, которые в 1950-х сконструировал Жан Пруве для французских колоний в Африке.
1949 год. Дом для директора колледжа в Ниамее на выставке Equipment de l’Union Française на берегу Сены.
© INSTITUTE POUR L’HISTOIRE DE L’ALUMINIUM, GENNE VILLERS, COURTESY OF GALERIE 54; ERIC MORIN; © CENTRE GEORGE POMPIDOU, © LUCIEN HERVÉ, COURTESY OF GALERIE 54
Дома были сделаны в мастерской Пруве в Максевиле под Нанси. Такими или похожими хотели застроить разрушенную Европу. Сборные дома можно было перевозить на самолете, каждую из деталей весом до ста килограммов могли поднять два человека, то есть возводить их следовало без подъемного крана. Максимальный размер панелей был ограничен станками, стоявшими на фабрике Пруве, и не превышал четырех метров.
Французский архитектор и инженер Жан Пруве (1901–1984) любил говорить о себе, что он “человек заводской”.
© INSTITUTE POUR L’HISTOIRE DE L’ALUMINIUM, GENNE VILLERS, COURTESY OF GALERIE 54; ERIC MORIN; © CENTRE GEORGE POMPIDOU, © LUCIEN HERVÉ, COURTESY OF GALERIE 54
Французы решили использовать сборные дома в своих африканских колониях. Во время войны эти заморские территории остались верными Франции: именно в Браззавиле (Конго) генерал де Голль создал свой Совет обороны. Теперь африканские владения следовало развивать на благо страны – никто же не знал, как все обернется в ближайшем будущем с национально-освободительными движениями. Идея привезти на самолете сразу почту, мэрию под французским флагом и школу с учителем была очень соблазнительной, и Пруве получил заказ на пробные экземпляры.
Дом из Браззавиля когда-то имел гостиную, три спальни, кухню, кладовку и санузлы, но на торги он был выставлен единым пространством — перегородки почти не сохранились. Зато можно почувствовать всю прелесть колониального модернизма Жана Пруве.
© INSTITUTE POUR L’HISTOIRE DE L’ALUMINIUM, GENNE VILLERS, COURTESY OF GALERIE 54; ERIC MORIN; © CENTRE GEORGE POMPIDOU, © LUCIEN HERVÉ, COURTESY OF GALERIE 54
В 1949-м первый из этих домов был установлен на берегу Сены в качестве экспоната выставки Французского содружества, затем разобран, погружен в двухмоторный “Бристоль” и отправлен в Нигер, чтобы стать резиденцией директора колледжа в Ниамее. Два других улетели в Браззавиль, столицу Французской Экваториальной Африки, ныне Народной Республики Конго. В них должны были разместиться офис Aluminium Français и квартира его директора Жана Пиже. Из двух корпусов получилось по сути одно здание, связанное мостиком – господин директор по пути из спальни на службу мог даже не ступать на африканскую землю. Дом построили за месяц под руководством самого Пиже, причем хозяин, не имевший талантов строителя, легко справился с этой задачей с помощью конголезских подмастерьев. Термиты, жировавшие в Браззавиле, напрасно точили на дом зубы.
“Тропический дом” в Ниамее, 1949.
© INSTITUTE POUR L’HISTOIRE DE L’ALUMINIUM, GENNE VILLERS, COURTESY OF GALERIE 54; ERIC MORIN; © CENTRE GEORGE POMPIDOU, © LUCIEN HERVÉ, COURTESY OF GALERIE 54
Дом Пиже имел двадцатичетырехметровую гостиную, двадцатичетырехметровую главную спальню, две спальни по двенадцать метров, восьмиметровую кухню, кладовку и санузлы. Стены были сделаны из двухслойных алюминиевых панелей с изолятором, голубые стекла защищали от избытка солнечного света. Оба здания стояли на крутом рельефе, поэтому снизу они опирались на этажерки из железобетона.
Алюминиевые жалюзи, защищавшие террасу от солнца, во многих местах пробиты пулями.
© INSTITUTE POUR L’HISTOIRE DE L’ALUMINIUM, GENNE VILLERS, COURTESY OF GALERIE 54; ERIC MORIN; © CENTRE GEORGE POMPIDOU, © LUCIEN HERVÉ, COURTESY OF GALERIE 54
Открытие 3 декабря 1951 года собрало всю французскую администрацию, а на страницах местного журнала подробное и очень заинтересованное описание дома сопровождалось отчетом о светских мероприятиях. На следующий день приплыли гости из соседнего Бельгийского Конго. Увы, это никак не помогло архитектору – его сборные дома из алюминия оказались в два раза дороже построек из местных материалов. Заказ Пруве так и не получил и в 1953‑м вынужден был расстаться со своей фабрикой.
Этот дом из Браззавиля не остался в Париже, но в коллекции Центра Помпиду теперь есть его сосед.
© INSTITUTE POUR L’HISTOIRE DE L’ALUMINIUM, GENNE VILLERS, COURTESY OF GALERIE 54; ERIC MORIN; © CENTRE GEORGE POMPIDOU, © LUCIEN HERVÉ, COURTESY OF GALERIE 54
Что Ниамей, что Браззавиль – места славные. Не раз они назывались в качестве самых неподходящих для жизни городов на планете, замыкая список из двухсот пятнадцати адских местечек. Именно в Браззавиль отправилась в 2000 году экспедиция французского галериста. Он вспоминает, как в самый разгар комендантского часа таксист подвез его к останкам домов, покинутых хозяевами после ухода французов, разграбленных после обретения независимости и изрешеченных пулями во время последовавших гражданских войн.
В браззавильских журналах давалось подробное описание дома с планами. По ним понятно, что речь идет об очень маленьких пространствах — дома должны были легко разбираться и собираться.
© INSTITUTE POUR L’HISTOIRE DE L’ALUMINIUM, GENNE VILLERS, COURTESY OF GALERIE 54; ERIC MORIN; © CENTRE GEORGE POMPIDOU, © LUCIEN HERVÉ, COURTESY OF GALERIE 54
Во Франции Эрик Тушалом отреставрировал все три железные коробочки. Самый маленький дом из Конго (140 м²), тот, где располагался кабинет господина Пиже и его секретарши, купил за миллион долларов американский финансист Роберт Р. Рубин. Показав дом в американских музеях, Рубин подарил его парижскому Центру Помпиду, фонд которого возглавлял. Для Парижа это был вдвойне дорогой подарок, поскольку Жан Пруве, в свою очередь, возглавлял жюри архитектурного конкурса, отдавшего в 1971 году победу проекту Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. В результате они и стали авторами Центра Помпиду, в котором, если присмотреться, можно увидеть что-то, напоминающее металлические фантазии Пруве. В январе – к тридцатилетию Центра Помпиду – Ренцо Пьяно восстановил дом Пруве на террасе пятого этажа.
Для своего металлического дома Жан Пруве спроектировал соответствующую мебель.
© INSTITUTE POUR L’HISTOIRE DE L’ALUMINIUM, GENNE VILLERS, COURTESY OF GALERIE 54; ERIC MORIN; © CENTRE GEORGE POMPIDOU, © LUCIEN HERVÉ, COURTESY OF GALERIE 54
Второй дом из Конго – с тремя спальнями, гостиной и ванной (180 м²) принадлежит теперь Андре Балашу. Третий дом (240 м²) из Нигера галерист пока оставил себе и хочет сделать в нем выставочный зал на юге Франции. Но более чем вероятно, что однажды дом тоже окажется на торгах. А в ожидании я бы присмотрелся к африканскому наследию советского модернизма – в том же Браззавиле в 1960–1970-х годах наши архитекторы построили гостиницу “Космос”, которую, я полагаю, давно пора вывезти на Sotheby’s.
Мебель в доме Жана Пруве.
© INSTITUTE POUR L’HISTOIRE DE L’ALUMINIUM, GENNE VILLERS, COURTESY OF GALERIE 54; ERIC MORIN; © CENTRE GEORGE POMPIDOU, © LUCIEN HERVÉ, COURTESY OF GALERIE 54
Текст: Алексей Тарханов («Коммерсантъ»)
Фото: © INSTITUTE POUR L’HISTOIRE DE L’ALUMINIUM, GENNE VILLERS, COURTESY OF GALERIE 54; ERIC MORIN; © CENTRE GEORGE POMPIDOU, © LUCIEN HERVÉ, COURTESY OF GALERIE 54
Колониальный дом-музей Eureka на острове Маврикий, Мока, Порт-Луи
Всего в нескольких километрах южнее Порт-Луи находится поселок Мока, история которого началась в период французской колонизации. Его название, а также название горной гряды и живописной речки, происходит благодаря сорту кофе, который французы пытались культивировать в этой части Маврикия в надежде сделать производство кофе доходным предприятием. Увы, но ураганные ветра помешали массовому производству этой культуры (на Маврикии никогда не было плантаций кофе более 1000 га), равно как и хлопку и индиго, а победу в сельскохозяйственной сфере Маврикия одержал неприхотливый сахарный тростник.
Таким образом в этих местах в XVIII веке появился сахарный завод с многообещающим названием «Эврика» (Eureka). Производство сахара приносило фамилии Ле Клезио баснословные деньги, поэтому в 1856 году все большое семейство переехало сюда, в особняк 1830 года постройки, принадлежавший до этого предпринимателю из Англии Керри.
Семь поколений Ле Клезио прожили в этом роскошном поместье, окруженном тропическим садом, счастливую и беззаботную жизнь. Не зря из клана Ле Клезио выходили художники, поэты и писатели. Аристократическая сдержанность и минимализм, изящная архитектура поместья Эврика, с присущему этому периоду дворцовому великолепию, вырабатывали с детства у всех членов семьи хороший вкус и оказывали на всех жильцов только благотворное влияние. Весь мир знает произведения Жана-Мари Ле Клезио, получившего в 2008 году Нобелевскую премию в области литературы. В его произведении «Золотоискатель» (читать книгу) подробным образом описана эпоха легких заработков и поисков приключений. Некоторые сцены из книги — собственные воспоминания автора о проведенных в поместье Эврика детских годах.
В 1984 особняк Eureka и все прилегающие к нему сады выкупил Жак де Марусем. Именно он создал здесь музей и открыл ресторан традиционной креольской кухни.
За небольшую плату все желающие могут посетить этот музей. Просторная веранда дома, опоясывающая его по контуру, создает во всем помещении благодатную прохладу. Дом был полностью отреставрирован, чтобы явить посетителям былое великолепие образцового дома колониальной эпохи, с торжественными белоснежными фасадами, колоннами, ажурной резьбой по дереву.
Выставка в музее посвящена искусству, музыке, картографии, индийскому и китайскому быту.
С одной стороны территорию сада обрамляет горная река Мока, протекающая в глубокой лощине и впадающая в океан. Туристы могут прогуливаться вдоль этой реки, для этого предусмотрена специальная дорожка, и даже искупаться в водопаде, образующем естественный бассейн-джакузи неподалеку.
В магазинчике при музее Eureka можно приобрести почтовые марки, чай и специи. А если проголодались — к вашим услугам ресторан маврикийской кухни — Eureka La Maison Creole.
Прогулка по территории поместья побудит в вас чувства, схожие с теми, что возникают при перелистывания альбома со старыми фотографиями, жажду приключений и романтики путешествий.
График работы: ежедневно с 09:00 до 17:00, по воскресеньям — до 15:00
Арес: La Maison Eureka, Moka
Тел.: +230 433 8477
Сайт музея
О нас | Ресторан и бар Colonial House в Рапид-Сити, Южная Дакота
Гостеприимство — это одно из тех материальных нематериальных благ — как бы странно это ни звучало, но оно появляется, как только вы толкаете дверь и входите в ресторан и бар Colonial House. Вы возвращаетесь домой, притормаживаете и даете отдых этим лающим собакам, любуясь эклектичным декором, пропитанным ностальгией, включая винтажную и немного странную коллекцию сорокалетней истории, начиная с матриархальной бабушки Сэнди в качестве главного декоратора интерьера.
Влажным жарким летом 1981 года Билл и Сэнди Бешара стали гордыми родителями этого ресторана, который теперь притягивает местных жителей и является местом, которое любят приземляться путешественники. С их сыном Кевином у руля родилась кухня Среднего Запада Америки с изобретательным чутьем, которая продолжает развиваться, обеспечивая надежное меню, отточенное под его точностью «самого острого ножа в кухонном ящике». Его талантливая команда парней и девушек в фартуках продолжает обновлять и поставлять свежие сезонные блюда с использованием высококачественных ингредиентов для комфортных блюд, таких как куриный жареный стейк и свиные ребрышки барбекю, а также более современные блюда, включая блюдо с хумусом, морским лососем и полуфунтовым буйволом. Бургер.
На завтрак вы найдете все, от простого блюда с беконом и яйцами до изысканной виллы Frittata и скремблера Jack Rabbit. Наши непревзойденные карамельные рулетики Black Hills Original с 1965 года доступны каждый день, пока не закончатся.
Хлеб — это не запоздалая мысль о корзинах, наполненных рыхлыми белыми скучными булочками. Вместо этого наша команда пекарей создает хлеб ручной работы, который подается вместе с нашими вкусными блюдами. Ассортимент хлеба варьируется от классического закваски, приготовленной Анной-Марией, нашей закваской для кислого теста, которая в 35 лет все еще выглядит горячей, до наших более уникальных комбинаций, таких как розмарин и морская соль, а также сыр Азиаго с жареным луком и перцем.
Для тех, кто любит выпечку и пирожные, возьмите с собой каждое утро кусочек Орегонского ягодного пирога, фунт хрустящего батончика с арахисовым маслом или порцию яблочного кростата с изысканно слоеной корочкой. Любители печенья могут получить удовольствие от классического печенья с шоколадной крошкой и сахарной глазурью или выбрать один из самых причудливых вариантов, таких как соленая овсянка № 9, Mudslide и шоколадная крошка с арахисовым маслом. А пирог, столько пирога!
Многие из наших гостей считают, что поесть в баре веселее, чем выпить в ресторане, где вы найдете разношерстную компанию CH, состоящую как из постоянных клиентов, так и из путешественников. Выпейте фирменный напиток с друзьями, съешьте восхитительные полоски из судака, прогуляйтесь и понаблюдайте за диким миром спорта или выпейте местного пива, пока не наберетесь смелости, чтобы выстрелить в Рапид-Крик.
В ресторане и баре Colonial House мы готовим на огне, а затем передаем этот дух нашим гостям. Это идея, в соответствии с которой нам нравится жить и работать, и она ежедневно напоминает нам о том, что мы делаем для наших гостей лучше.
Присоединяйтесь к большой семье Сэнди и Билла Бешары, включая жену Кевина Вики и нескольких внуков. Они испытывают огромную благодарность за их трудолюбивый и дружелюбный персонал. Многие из этих людей долгое время работали вместе с семьей — до двадцати и тридцати лет, что довольно редко встречается в сфере услуг. Эти сотрудники поддерживают этот ресторан своими бесценными навыками и трудовой этикой — от прилежных поваров до внимательных официантов и никогда не забывая о трудолюбивых посудомойщиках, которые гордятся тем, что посуда и столовые приборы остаются чистыми до скрипа.
Вы можете найти нас за крепкими напитками и местным пивом в самом сердце шоссе 605 в Рапид-Сити, у подножия Блэк-Хиллз, прямо на 2315 Маунт-Рашмор-роуд.
Что такое колониальный дом?
Следующая статья посвящена эстетике и истории колониальной архитектуры, то есть зданиям, возникшим или относящимся к американской колониальной эпохе. При осмотре любого типа архитектуры в колониальном стиле , очень важно понять, как колониализм повлиял на дизайн во всем мире. Чтобы узнать больше о корнях колониальной архитектуры во всем мире, прочитайте наш подробный обзор здесь.
Американская колониальная архитектура имеет довольно очевидную историю происхождения: мы можем проследить ее появление в качестве обычного стиля дома в американских колониях во время колониального правления (с 1600-х до середины 1700-х годов). На всей территории Соединенных Штатов есть образцы испанской, французской, голландской и британской колониальной архитектуры, поскольку колонизаторы из всех этих стран населяли части территории, которая сейчас является США, в течение разного времени.
Сегодня, однако, термин американская колониальная архитектура почти всегда относится к британской колониальной архитектуре в Америке. Это связано с тем, что (1) Америка находилась под британским колониальным правлением дольше всех и на самой большой территории, и (2) британская колониальная архитектура как тип архитектуры «гораздо менее определена, чем кажется, учитывая обширность Британской империи и чрезвычайно разные отклики на колониальную архитектуру в каждой колонии», — говорит Эндрю Когар, архитектор и президент Historical Concepts , архитектурная фирма из Атланты и Нью-Йорка, которая специализируется на традиционных, но современных резиденциях, вдохновленных историческими прецедентами.
John Greim//Getty Images
Прежде чем двигаться дальше, важно отметить, что архитектурные стили не являются жесткими правилами. Два дома, построенные «в одном и том же архитектурном стиле, несмотря на то, что они могут иметь много схожих характеристик, могут иметь очень разные результаты», — отмечает Когар. Даже в пределах американских колоний существуют различия в климате и доступных строительных материалах, которые влияют на то, как строятся дома, не говоря уже о пространственных ограничениях, которые определяют, как проектируются дома 9.0037 в городских районах по сравнению с сельскими. Однако, как указывает Когар, «не говоря уже об индивидуальных и региональных различиях, архитектурные стили имеют общие ключевые атрибуты, которые легко узнаваемы в каждом стиле».
Что определяет американские колониальные дома:
Благодаря инфраструктуре и материалам, доступным в эпоху их тезок, традиционные американские колониальные дома довольно просты. Подобно домам, в которых жили колонисты в Англии, они прямоугольные, обычно двухэтажные и довольно симметричные. У них крутые двускатные крыши, что означает, что треугольная часть крыши видна только сбоку; глядя на входную дверь, вы видите только опоясывающий лишай. Традиционно построенные из дерева, а иногда и из камня (доступные материалы), эти дома были всего одной комнатой в глубину и двумя или тремя комнатами в ширину, с одним массивным центральным камином или каминами в обоих концах дома. У них центральная входная дверь и такое же количество маленьких многослойных окон по обе стороны от двери и над ней.
John Greim//Getty Images
Когар говорит, что ему нравится в этом относительно простом стиле дома «честное и серьезное выражение деталей и форм», и что общий вид американского колониального дома гораздо больше зависит от размер и пропорции крыши, «чем от конкретных архитектурных деталей или орнамента». Он также отмечает, что американский колониальный стиль универсален, «и может ощущаться как минималистский современный, так и традиционный и исторический, особенно с использованием больших стеклянных дверных и оконных проемов».
Что отличает настоящий американский колониальный стиль от «вдохновленного»:
Дома в истинно американском колониальном стиле перестали строиться во время американской революции — популярные стили зданий эволюционировали с рассветом новой страны и усилением британского влияния до обочины, но суть американской колониальной архитектуры продолжает оставаться популярным стилем сегодня в Соединенных Штатах.