Стоимость кубометра газа в твери: Цены и нормативы « Газпром межрегионгаз Тверь

Содержание

Про Тверскую область снова забыли

Второй месяц мы живем в изменившемся мире. Продолжается спецоперация, ужесточаются санкции против России. Часть из них мы еще не почувствовали, часть уже ощутили.

Газ как основа политики внешней…

На прошлой неделе слегка укрепился курс рубля. Он вырос на фоне очень высоких цен на нефть – основной экспортный товар России. А также на фоне заявления президента Путина о том, что теперь российский газ в «недружественные страны» будет продаваться только за рубли. Это означает то, что теперь валюту на Мосбирже будет продавать не экспортер «Газпром», а компании, покупающие у него газ, им теперь понадобятся российские деньги.

На Россию приходится 40 процентов поставок газа в Евросоюз. Некоторые газовые контракты могут расторгнуть, мотивируя это тем, что нарушено условие договора относительно валюты оплаты. Но так быстро Европе от российского газа не отказаться, поэтому поставки российского газа продолжатся. По минимальным прикидкам, переориентация европейских потребителей на газ из других источников (Катар, туркменский и казахстанский газ, разработка проектов по добыче сланцевого газа) займет около семи лет. Другое дело, что, если от российского газа откажутся, это будет навсегда.

Правительству РФ дано поручение разработать механизм продажи газа за рубли в течение недели. Пока этот механизм публично не представлен. Кстати, попытка продавать российский газ за рубли была предпринята в 2019 году и, кажется, не увенчалась успехом.

Европейский потребитель сегодня столкнулся с резким подорожанием топлива, а вслед за ним и всего остального. Стоимость нефти и газа отражается на уровне жизни каждого человека. В России пока внутренние цены сдерживаются. Бензин не сильно подорожал оттого, что крупные нефтяные компании России, такие как «Лукойл», не могут поставлять топливо на рынок США и происходит перенасыщение российского рынка.

Цену на природный газ сдерживает государственное регулирование. Для потребителя Тверской области стоимость кубометра газа каждые три месяца утверждается РЭК (региональной энергетической комиссией). Пока рост незначительный. Правда, на газ в баллонах, которым до сих пор пользуется та часть области, которую с советских времен не могут газифицировать, резко выросла.

…и внутренней

совещание в Министерстве ЖКХ России

На прошлой неделе губернатор Тверской области Игорь Руденя встретился с министром строительства России Ираком Файзуллиным и заявил по итогам встречи, что «принято практически финальное решение по модернизации системы газоснабжения города Твери».

«Финальное решение» – это окончание длительного процесса по передаче всей системы теплоснабжения Твери в лице компании «Тверская генерация» с ее миллиардными долгами главному кредитору – компании «Газпром».

Во времена губернатора Андрея Шевелева мы много писали о том, что это был бы хороший выход для того, чтобы погасить уже тогда миллиардные газовые долги и приобрести инвестора, который приведет в порядок четыре тверские ТЭЦ и теплосети. Тогда «Газпром» готов был на это пойти. Но правительство области предпочло создать контору «Рога и копыта» в виде «Тверской генерации» с непонятными собственниками, а после нескольких лет мучений забрало эту контору под свое крыло, чтобы продолжать множить убытки.

Напомним, именно для ликвидации газовых долгов был в 2016 году прислан в регион Игорь Руденя, считавшийся протеже председателя совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова. Прошло шесть лет, а воз и ныне там – долги растут.

Не факт, что «Газпром» будет долго сдерживать цены для внутреннего потребителя на фоне беспрецедентно высоких внешних цен. Опять же, не факт, что он теперь возьмет «Тверскую генерацию» бесплатно, возможно, региону придется приплатить за то, чтобы это хозяйство хоть куда-то приткнуть.

«Жириновский Шредингера»

Владимир Жириновский (фото: https://ldpr.ru)

Важным событием минувшей недели стала смерть лидера партии ЛДПР Владимира Жириновского с последующим ее опровержением. «Жириновский Шредингера» – так, не сговариваясь, назвали Владимира Вольфовича несколько политических блогеров, включая меня, в память о знаменитом коте из теоретического эксперимента в области квантовой физики. Пока кот сидит в ящике, никто не знает, жив он или мертв. И про Жириновского до сих пор неясно, жив он или не совсем. В самой ЛДПР запрещено давать комментарии на эту тему, о том, как обстоит дело на самом деле, знают человека два, не более.

Самое удивительное, что, пока Жириновский находился в медикаментозной коме и не проявлял признаков мысли и речи, доля россиян, которые ему доверяют, согласно опросу ВЦИОМ, выросла с 29 процентов до 46 процентов. «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог», – универсальный рецепт от Пушкина работает и в эту сторону. Все чаще слышишь о том, что, дескать, именно Жириновский предсказал то, что теперь называется спецоперацией, дескать, начнется она в конце февраля. Правда, таких предсказателей было много – от профессора Валерия Соловья до Глеба Павловского. Но кто ж оценит их пророчества, когда они живы-здоровы?

На самом деле уход Жириновского с политической арены мог бы помочь в послеспецоперационном устройстве России. ЛДПР имеет все шансы из «партии одного актера» стать большой структурированной партией социальной направленности, оппонирующей «Единой России».

«Во всем виноват Чубайс»

Отъезд за рубеж Анатолия Чубайса с супругой Дуней Смирновой – еще одна тема для обсуждений прошлой недели. Чубайс сложил обязанности советника президента и после был замечен в Стамбуле снимающим деньги в банкомате. Я не разделяю всенародной нелюбви к этому талантливому администратору. Но его ошибки до сих пор аукаются нам на разных уровнях. Это и криво проведенная приватизация, и поломанный в 1996 году институт президентских выборов. Интересно, что именно Чубайс пригласил в 1997 году в администрацию президента скромного питерского чиновника Владимира Путина.

Я помню собрания акционеров РАО «ЕЭС» России, проходившие в ныне заброшенном, а 20 лет назад весьма респектабельном пансионате «Энергетик» в Конаковском районе. Чубайс в перерывах садился в катер и выезжал дышать воздухом на середину Иваньковского водохранилища. «Что, Толь Борисыч, для автокатастрофы себя бережешь?» – язвил тогдашний глава Конаковского района Михаил Попович. Судя по всему, Чубайс очень дорожит своими нервами и здоровьем. Вот и уехал от греха подальше, пока под западные санкции не попал.

Его соратники по девяностым Михаил Фридман и Петр Авен, руководители «Альфа групп» (напомню, именно этой структуре за взятки в свое время депутаты Тверской городской думы передали «Тверь Водоканал»), под санкции все же попали. И теперь в Лондоне дают горестные интервью о том, что им не на что даже шофера и уборщицу нанять. Тут я тоже не вижу повода для злорадства. Люди 30 лет строили в России свой бизнес по тем правилам, которые в России действовали. Через 30 лет у разбитого корыта оказались не только они, но и вся российская экономика. А могли бы, если бы поверили в стабильность, тот же «Тверь Водоканал» развивать, а не черпать из него прибыль, пока он не исчерпает свои ресурсы, чтобы потом отдать его все тому же правительству Тверской области.

Тверская область: политический вакуум

здание правительства Тверской области

На фоне внешнеполитических событий все ощутимее и трагичнее внутриполитический вакуум в российских губерниях. На прошлой неделе мне попался на глаза рейтинг заместителей губернатора по внутренней политике всех регионов страны.

Зам по политике – очень интересная должность, эти люди формируют отношения с обществом, часто оттягивая на себя негатив, предназначенный первому лицу. Помните, были у нас такие чудаки, как Сергей Дудукин, Михаил Куржиямский? Так вот, сейчас Тверская область в этом рейтинге не участвует по причине отсутствия такого зама губернатора. И весь негатив сыплется непосредственно на губернатора Игоря Руденю.

В мире Телеграм-каналов как только его, беднягу, не полощут. Без внутриполитического присмотра расцветают совсем диковинные «цветы», например, мною был обнаружен паблик «Тверская народная республика», где призывают к мести Москве за князя Михаила Тверского и прочим странным сепаратистским вещам.

Нет, всем ясно, что в какой-то степени обязанности зама по политике продолжает выполнять Андрей Ищенко. Но вопрос, в какой степени и какова его мера ответственности? Сейчас полномочия по связям со СМИ переданы новому министру информационных технологий Евгению Морозову, приехавшему к нам из Республики Коми. Не знаю, что получится у нового человека на столь запущенном фронте работ.

Штука ведь в чем? Выстроен механизм публикации бравурных пресс-релизов, которые тиражирует государственное РИА «Верхневолжье» и другие СМИ, имеющие договоры с областным правительством. Но эти пресс-релизы никто не читает, прежде всего сами чиновники.

За информацией они идут в независимые источники, из которых газета «Караван» – довольно умеренный источник, поскольку мы действуем в рамках закона о СМИ и других законов Российской Федерации. Взвешенную правдивую информацию даем только мы, остальные, будучи вне правового поля, нагнетают истерику, особенно опасную в нынешних политических обстоятельствах, когда у всех и так депрессия и полная неопределенность.

Как договориться о совместной работе на благо Тверской области? Сможет ли это сделать человек, который пока никого на этом поле не знает, не знает предшествующую историю отношений? Пока одни вопросы.

Замполиты районного масштаба

Кстати, на прошлой неделе появилась еще одна забавная законотворческая инициатива – ввести должность заместителя по внутренней политике на уровне муниципальных округов, в которые спешно переделываются бывшие города и районы регионов. Раньше главными политиками районного масштаба были сами главы, избиравшиеся прямым голосованием. А теперь этих глав назначают из области и рулить местной политикой поручают вообще неизвестно кому.

Если на уровне регионов наблюдается такой кадровый кризис по части замполитов, то как же будут решать этот вопрос в районах? Конечно, есть активные женщины, как правило из бывших завклубами, которые готовы взяться за такую работу. Но беда в том, что эти тетеньки уже в ссоре со всем районом и нового главу-«технократа» могут вовлечь в такую пучину интриг, что мало не покажется. В лучшем случае такие замы по политике будут проводить всякие бессмысленные акции, типа переделывать Зубцов в ZубцоV.

Добрые старые выборы принуждали разбираться во внутренней политике и губернаторов, и глав районов. А сейчас, как ни выстраивай вертикаль, все получается иллюстрация к «Квартету» нашего земляка Ивана Андреевича Крылова: «Как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Особенность бюрократической системы в том, что она очень инерционна. Как сказала в своей знаменитой тверской лекции политолог Екатерина Шульман, в боевого робота-трансформера этот ретроавтомобиль, который и в мирное время едва едет, превратиться не сможет. Сейчас система перенапряжена, и рваться будет там, где тонко. То есть в Тверской области как не жили хорошо, так и не начнем в обозримом будущем.

 

Мария Орлова

фото: пресс-служба правительства Тверской области, пресс-служба ЛДПР, архив «Каравана»

 

Европа не смогла загнать российский газ под потолок

Экономика

8311

Поделиться

Министры энергетики ЕС не договорились об установлении «потолка цен» на газ. Сначала это требование было выдвинуто в отношении исключительно российского сырья, а потом расширено и на других поставщиков, обеспечивающих страны Старого Света «голубым топливом». Насколько реально централизованное введение регулирования стоимости энергоресурсов, дефицит которых испытывает Европа, объяснил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Фото: Global Look Press

— Еврокомиссия на этой неделе подготовила к внеочередному заседанию министров энергетики ЕС документ, в котором намечен план смягчения ситуации на энергорынке континента. Среди предлагаемых экстренных мер — введение потолка цен на российский трубопроводный газ. Документ был не одобрен, хотя большинство европейских государств настроены негативно против России. Что же тогда хотят изменить европейские лидеры в газовом ценообразовании?

— Нужно вспомнить, как создавался мировой газовый рынок. Если нефть добывалась и обрабатывалась в готовое топливо еще со второй половины XIX, то возможности «голубого топлива» распознали лишь во второй половине XX века. Одними из первых это поняли в Германии, которая закупает российский газ уже на протяжении нескольких десятилетий.

— Как устанавливалась стоимость российского, то есть советского газа на первых порах?

— Стоимость газа была привязана к нефтяным котировкам. Пришлось придумать новую схему «замещения стоимости», сформулированную министром экономики Нидерландов Яном де Поусом в 1959 году. Формула была обозначена как «Гронингенский принцип», подразумевавший ценообразование в долгосрочных контрактах на поставку природного газа. Впервые он был применен при заключении контрактов на поставку газа с Гронингенского газового месторождения в Нидерландах.

— Что подразумевал этот принцип?

— Концепция заключалась в следующем. Ценообразование в долгосрочных газовых контрактах выглядело так: стоимость тысячи кубометров была привязана к стоимости альтернативных видов сырья, которые могли заменить «голубое топливо» в части отдельного энергоносителя. Другими словами, сколько газа необходимо использовать для производства определенного объема электроэнергии. Этот объем топлива сравнивался с киловаттами, произведенными с помощью переработки сырой нефти, а также производных «черного золота», например, мазута.

— То есть цена высчитывалась следующим образом: сколько можно выработать киловатт из барреля нефти, столько же электроэнергии можно произвести из тысячи кубометров газа?

— Примерно так. Однако оценка этих объемов может показаться предвзятой. Одну тысячу кубометров природного газа можно сравнить с 0,93 тонами нефтяного эквивалента.

— А что такое нефтяной эквивалент?

— Условная единица измерения, как правило, используемая для сравнения использования большого количества энергии из различных источников. При сжигании бензина и дизельного топлива, то есть того же мазута, выделяется одно количество энергии, тогда как применение природного газа дает другие показатели.

— То есть, для отопления дома нефти нужно меньше, чем при использовании «голубого топлива»?

— Смотря какими агрегатами обеспечено жилое помещение. Современные устройства переработки углеводородного топлива позволяют сэкономить на закупаемом сырье и регулировать отопление домохозяйства.

— Если европейцы требуют установить контролируемые цены на природный газ, то они испытывают необходимость именно в этом виде энергоресурсов?

— Очевидно, что так и обстоят дела. Европейская энергетика уже более пятидесяти лет зависит от поставок из России. Страны Старого Света в последнее время постоянно жалуются на повышенные цены на газ, из-за которых они находятся на грани энергетического кризиса. Стоимость отопления растет, инфляция бьет рекорды, приближается рецессия — промышленные предприятия останавливаются, поскольку владельцам бизнеса нечем расплачиваться на топливо и электроэнергию.

— В такой ситуации ЕС предлагает ввести потолок на стоимость российских энергоресурсов? Это спасет Европу от энергетической голодовки?

— Потолок предлагают ввести не только только на российские углеводороды, но и на энергетические товаров из других стран.

— Как же будут пересчитываться стоимость контрактов?

— Объявляющие об таком сценарии стороны видимо ничего не подозревают о Гронингенском принципе.

— А каким мог бы быть этот ценовой потолок? Себестоимость добычи газа в России составляет $20 за тысячу кубометров. Еще $30 долларов идет на обработку и транспортировку топлива. Тогда отпускная стоимость нашего газа окажется в районе $50. Но ведь тысяча кубометров на европейском рынке стоит не менее $2000 (эксперты говорят, что к зиме котировки достигнут $5000). Для справедливой оценки российского «голубого топлива» придется также пересчитывать нефтяные баррели сначала в кубометры, а потом в джоули электроэнергии.

— Вряд ли кто-то будет пересчитывать конкретные цифры. Европа несколько лет назад отказалась от привязки зафиксированных в долгосрочных газовых контрактах цен к нефтяным котировкам. Страны ЕС решили ориентироваться на биржевую стоимость «голубого топлива», посчитав, что прописанная в договорах цена может быть гораздо выше краткосрочных котировок, которые можно будет получить на свободном рынке. Подобный подход к международным правилам торговли вполне понятен: еще два года назад, когда на мировом топливном рынке ощущался переизбыток углеводородов, цены на сырье падали. Тогда и можно было сэкономить.

— Теперь это вряд ли возможно?

— Объемы поставок газа на мировой рынок недостаточны для обеспечения спроса. Однако главное затруднение не в стабилизации спроса и поставок. Судя по последним отчетам «Газпрома», примерно половину сырья монополия реализует по спотовым, то есть, краткосрочным контрактам. Фактически, по рыночным ценам. «Голубое топливо» на европейском рынке в первую очередь закупают трейдеры, которым глубоко наплевать на энергетический кризис в Европе. Таких перекупщиков в первую очередь волнует цена — если будет $5000 за тысячу кубов, то их премия вырастет в разы.

— Но как они смогут «наплевать», если будет определена конкретная цена, которую нельзя будет превысить?

— Европейским правительствам придется спускать указание на предельную стоимость сырья «сверху» и доводить его до независимых трейдеров, которые, возможно, будут представлять не только европейские страны, но и другие регионы мира. Урегулировать отношения с поставщиками «голубого топлива», а также с фирмами, которые занимаются реализацией и распределением энергоресурсов, Еврокомиссии окажется крайне затруднительно. Каждый из торговцев будет перетягивать на себя «газовое одеяло» — не исключено, что разница в цене в один доллар будет вызывать у конкурентов достаточно резкую реакцию. Споры могут возникнуть не только с Россией, но и с ближневосточными производителями, компании который не связаны с нашей страной.

— То есть спорить о газовом потолке Европе придется уже не с Россией?

— Со всеми поставщиками сырья, которых не устроит назначенная предельная стоимость. С финансовой точки зрения, конфликты могут возникнуть по каждому доллару, внезапно утраченному экспортером. Это может вылиться в судебные разбирательства не только с Россией, но и с энергетическими трейдерами, к которым никаких геополитических претензий по идее ни у кого нет.

Подписаться

Авторы:

Правительство РФ
Газпром
ОПЕК
Россия
Германия

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Как почистить засаленные рукава пуховика без стирки: простой способ

    36498

    Калмыкия

  • Что положить на лобовое стекло вечером, чтобы утром не бороться с ледяной коркой: хитрость для автомобилистов

    28552

    Калмыкия

  • Как отличить сладкие мандарины от кислых прямо в магазине: 6 признаков

    20973

    Калмыкия

  • Развожаев: Киев попытался повторить теракт семилетней давности

    20643

    Крым

    Фото: //t. me/razvozhaev/

  • Ярославский депздрав прокомментировал увольнение директора ОДКБ

    7330

    Ярославль

  • Что делать зимой со скользкой обувью на плоской подошве: 4 лайфхака, доступных каждому

    7288

    Калмыкия

В регионах:Ещё материалы

Газопровод «Ямал-Европа»

Газопровод «Ямал-Европа» представляет собой систему распределения природного газа, проходящую через четыре страны, включая Россию, Беларусь, Польшу и Германию. Трубопровод протяженностью 4 107 км имеет диаметр 1 420 мм и может пропускать 33 миллиарда кубометров в год. Он транспортирует природный газ с полуострова Ямал европейским потребителям.

Строительство началось в 1994 году, а полностью трубопровод был введен в эксплуатацию в 2006 году. Общая стоимость оценивалась в 36 миллиардов долларов.

Строительство и инфраструктура

Строительство велось путем разделения длины трубопровода на разные участки.

Российский участок протяженностью 402 км начинается от Торжокского газотранспортного узла в Тверской области. На этот участок поступает газ из газопровода Северная Тюменская область (СРТО) — Торжок. В его состав входят компрессорные станции на Ржевской, Холм-Жирковской и Смоленской.

«Строительство немецкой части газопровода выполнял ВИНГАЗ».

Белорусский участок протяженностью 575 км проходит по территории Беларуси и включает пять компрессорных станций: Несвижская, Крупская, Слонимская, Минская и Оршанская. Он проходит через 199,6 км болот, 75 переходов через реки, 10 железнодорожных путей и 3 сети электропередачи.

Польский участок имеет длину 683 км и проходит через 32 железнодорожные линии, 246 автомобильных дорог, 108 поверхностных водотоков и семь крупных рек. При строительстве участка использовался уникальный метод микротоннелирования. При его строительстве было вывезено около 1,3 млн м³ земли.

В этот раздел также входят пять компрессорных станций в Цехануве, Шамотулах, Замброве, Влоцлавеке и Кондратки. Станции имеют общую приводную мощность 600 МВт и оснащены от четырех до шести турбокомпрессорных агрегатов, приводимых в движение газовой турбиной мощностью 25 МВт.

Он оснащен 33 клапанными станциями с системами отсечных клапанов. Клапаны позволяют перекрывать участки трубопровода между станциями. Они также позволяют отводить поток от другой линии, уменьшая потери производительности.

Немецкий участок подключен к газотранспортной системе ЯГАЛ-Норд, которая, в свою очередь, подключена к газотранспортной системе СТЕГАЛ-МИДАЛ-Реден ПХГ.

Технология

На польском участке установлена ​​специальная система связи Alcatel, обеспечивающая безопасную и эффективную работу трубопровода. Система состоит из оптоволоконных каналов, подключенных к устройствам SDH со скоростью 155 Мбит/с. Все компрессорные станции и другие объекты участка подключены к оптоволоконным цепям системы связи, что позволяет операторам контролировать трубопровод.

В польском отделении также установлена ​​система SCADA. Это помогает постоянно контролировать трубопровод, компрессорные станции и другие объекты. В случае возникновения чрезвычайной ситуации система генерирует сигналы тревоги, чтобы предупредить операторов. Система SCADA была предоставлена ​​ALSTOM/CEGELEC.

«Российский участок протяженностью 402 км начинается от Торжокского газотранспортного узла в Тверской области».

Польская секция дополнительно оснащена традиционной измерительной техникой с диафрагменными расходомерами. У этой технологии было несколько недостатков, таких как калибровка под высоким давлением и постоянное техническое обслуживание.

В 2008 году ЕвроПол ГАЗ заключил контракт с компанией SICK MAIHAK на установку ультразвукового расходомера FLOWSIC600 на компрессорной станции Кондратки. Ультразвуковой расходомер FLOWSIC600 был более точным и свел погрешность к минимуму.

Подрядчики

Строительство немецкой части газопровода осуществлялось ВИНГАЗом, совместным предприятием Газпрома и Wintershall. «Газпром» нес полную ответственность за строительство белорусского участка.

«Стройтрансгаз» выступил генеральным подрядчиком участка между Россией и Беларусью.

EuRoPol ГАЗ, совместное предприятие Газпрома и PGNiG, отвечал за польский сегмент. Услуги по проектированию были предоставлены «Газопроектом». В число строительных подрядчиков входили ГАЗ-2000, МегаГаз, БУГ Газобудова и Нефтегазовое Предприятие Будовлано-Монтазове Карпаты.

В июле 2004 года компания АББ получила контракт на сумму 96 млн долларов на строительство компрессорной станции Zambrow на польском участке. В 2004 году компания также получила контракт на сумму 190 миллионов долларов на строительство двух компрессорных станций в Шамотулах и Цехануве.

Испытания под давлением были проведены компанией Pipetronix.

Бесплатная загрузка на сумму более 5000 долларов США

Загрузите наш отчет о прогнозах в области технологий, средств массовой информации и телекоммуникаций на 2019 год

Стоимость до 5850 долларов США

В этом отчете мы рассмотрим 30 основных технологических тем на 2019 год, определяя победителей и проигравших тема. Этот отчет затронет все отрасли, помогая:

  • Генеральным директорам/старшим сотрудникам: во всех отраслях понимать разрушительные угрозы их конкурентной среде
  • Investors: Помогает управляющим фондами сосредоточить свое время на самых интересных инвестиционных возможностях в глобальной TM

Российский рынок газомоторного топлива нуждается в частных инвестициях

Согласно транспортной стратегии Российской Федерации, доля российского автопарка, работающего на альтернативных видах топлива (прежде всего газомоторном), к 2030 году должна увеличиться до 24%. В то же время правительство стимулирует развитие газового топлива через дополнительные программы. Группа компаний CREON провела интервью с экспертами рынка, чтобы оценить эффект этих программ и перспективы развития газомоторной отрасли в России.

Мария Дыменко, Александра Зайкина

Правительство активно поощряет перевод части парка на газотурбинный. Так, в марте 2020 года премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил постановление правительства о внесении изменений в госпрограмму «Развитие ТЭК», дополненных подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива». Целями подпрограммы являются увеличение потребления природного газа в качестве моторного топлива, развитие газозаправочной инфраструктуры, увеличение парка автомобилей, работающих на природном газе. На реализацию этих целей в бюджете России будет выделено 190,29 млрд рублей (276 млн долларов США) с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года.

К концу 2024 года ожидается увеличение парка автомобилей на природном газе на 40 000 единиц. Объем потребления природного газа на моторное топливо увеличится до 2,7 млрд кубометров. В настоящее время общая мощность газозаправочной сети «Газпрома» составляет около 2,3 млрд куб. м в год. При этом количество стационарных газозаправочных станций должно вырасти в два с половиной раза до 1273 единиц. На данный момент в России 484 станции, 329из них принадлежат Газпрому.

Субсидия для инвесторов в газомоторное топливо

С 2019 года предприниматели, реализующие инвестиционные проекты по строительству газокомпрессорных (АГНКС) и криогенных АЗС, могут осуществлять программу государственной поддержки по возмездной субсидии в размере 25-40 % от стоимости строительства, но не более 40 млн рублей (0,6 млн долларов США), что сокращает срок окупаемости проектов.

По планам Минэнерго в текущем году будет запущено 110 новых метановых заправок в 27 регионах по перечню, утвержденному департаментом Минэнерго по развитию рынка газомоторного топлива[1]. «Все регионы расположены вдоль ключевых федеральных трасс, в них уже есть базовая газозаправочная инфраструктура. Такой подход позволит эффективно покрыть сетью АЗС европейскую часть России и создать коридоры для газомоторного транспорта», — отметил генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Тимур Соин.

В частности, в 2019 году Воронежской области из федерального бюджета выделено 160 млн рублей на строительство 20 новых метановых заправок к 2024 году. По программе АУГКГ будут строиться как в городах, так и вдоль трасс предполагает использование метана не только для коммунальной техники и общественного транспорта, но и в грузовых перевозках.

Участники рынка считают, что выделенных субсидий недостаточно для строительства АЗС: «Вы можете построить АЗС за 40 млн рублей, но этой суммы недостаточно для запуска АУЦГ или станций СПГ. Кроме того, чтобы получить эти субсидии, нужно собрать кучу документов, потратить время и нет гарантии, что вашу заявку одобрят», — комментирует региональный застройщик. «Мы пытались получить субсидию в размере 40 миллионов рублей на строительство стационарной АЗС. Эта сумма не покрывает всех затрат, но составляет примерно 40% от общей суммы, что тоже очень прилично», — говорит другой эксперт.

Опрос компании CREON показал, что основным препятствием для участников рынка является не получение субсидии на строительство или финансирование, а последующий ввод станции в эксплуатацию. На самом деле строительство новой станции занимает 4-5 месяцев, а получение всех разрешений — больше года. «На популярных АЗС выстраиваются очереди по 3-4 часа, а рядом десять новых заправок, которые не работают из-за бюрократических преград. К сожалению, программа, принятая Минэнерго, не учитывает такие сложности», — прокомментировал региональный оператор.

Льготы для автопроизводителей

По официальным данным, на данный момент едва ли 2% всего автопарка России работает на ГТД (без учета переоборудованных автомобилей). Также незначительна доля продаж новых двухтопливных и газомоторных автомобилей: по данным РААР (Российское автомобильное исследование рынка), она составляет около 0,4% для легковых автомобилей, 3,6% для грузовых автомобилей, 11% для LCV (легкие коммерческие автомобили). и 14,4% для автобусов. В целях стимулирования роста этих показателей в мае Минпромторг утвердил правила федеральной субсидии для тех производителей техники, которые используют компримированный и сжиженный природный газ в качестве моторного топлива.

Автопроизводителям предоставлены субсидии в эквиваленте скидки на газомоторную технику с некоторыми условиями для покупателей. В частности, транспортное средство должно быть произведено в России не ранее года, предшествующего субсидируемому, а также соответствовать нормам экологического класса Евро 5 и выше. Общий объем ассигнований составит 3,3 млрд рублей, что обеспечит реализацию около 6000 единиц.

«Субсидии являются существенным стимулом для участников автомобильного рынка, работающих на компримированном и сжиженном природном газе. С 2014 года было продано около 18 000 автомобилей, изначально разработанных на заводе с двигателем на метане. В настоящее время потребителям доступно более 200 моделей таких автомобилей», — сказал Тимур Соин.

Куда движется рынок

Производитель газобаллонного оборудования из Уральского региона считает, что кризис после пандемии подстегнет переход коммерческого транспорта на газотурбинные двигатели. «Доходы домохозяйств снижаются, поэтому логистические компании и ритейлеры также будут адаптироваться, снижая свои производственные затраты, в том числе на топливо. Ведь газ в два, а то и в три раза выгоднее традиционных видов топлива».

Производитель коммерческих автомобилей считает, что «сдвиг, вероятно, произойдет в секторе послепродажного обслуживания коммерческих автомобилей с целью продления срока эксплуатации автомобиля и снижения затрат. Однако маловероятно, что крупные ритейлеры пойдут на это». А крупнейший российский производитель грузовиков подтверждает повышенный интерес к коммерческому транспорту на газомоторном топливе из-за финансовой выгоды: «Сейчас, конечно, спрос немного просел из-за пандемии, но рынок оживает: приходят новые клиенты и запросы». .

Не все автопроизводители, опрошенные CREON, верят в рост доли рынка газомоторного топлива в ближайшее время. Представитель топ-5 мирового автогиганта считает, что текущая ситуация «вряд ли станет драйвером для стремительного прорыва на российском рынке газомоторного топлива». Его поддерживает представитель другого мирового производителя грузовиков: «Мы не планируем снижать производство газомоторной техники в 2020 году, но и увеличивать его не будем. В России вопрос газомоторного топлива только развивается, и мы не верим, что ситуация на рынке традиционного топлива создаст стимулы для развития газотурбинных двигателей».

Тем не менее все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что Россия имеет хорошие шансы на успешную реализацию программы развития рынка газомоторного топлива. Этому способствуют огромные запасы природного газа, его низкая стоимость и развитая сеть газопроводов. Но для этого нужны значительные частные инвестиции. Российский рынок ГТД не мог обойтись без дополнительных вливаний денег, инвестиционная привлекательность которых будет зависеть от ценовой политики на природный газ.

«Российское правительство поддерживает климатические цели ООН, и все больше и больше российских компаний обращают внимание на свое воздействие на окружающую среду, которое может быть значительно уменьшено за счет разработки газотурбинных двигателей», — сказал Флориан Виллерсхаузен , директор BD в CREON Energy Фонд. «Автомобили с бензиновыми двигателями выбрасывают на 10–25% меньше CO2 даже без использования биотоплива. Однако наряду с экономическими стимулами необходимы и практические действия, такие как расширение инфраструктуры. Экологически безопасные технологии не могут совершить прорыв, если инвестиционные затраты для пользователей технологий высоки», — считает эксперт.

[1] Перечень приоритетных регионов: г. Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Владимир, Волгоград, Воронеж, Курск, Ленинград, Липецк, Москва, Нижний Новгород, Новгород, Орел, Ростов, Саратов, Тверь, Тула, Ульяновская, Челябинская области, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, Республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *