Скрывая свой рост за снижением тарифов |
К 1 января 2021 года правительство преподнесло гражданам Украины вполне конкретные «подарки»: отменили льготный тариф на электроэнергию для населения на первые 100 киловатт, подняли цену на доставку газа и сам газ, а также тепловая энергия. И это при том, что и президент, и премьер обещали снизить тарифы.
В очередной раз подорожание происходит по просьбе западных партнеров и МВФ.
Ситуация спровоцировала массовые протесты по всей Украине, из-за чего власть решила сделать небольшой шаг назад. Мы понимаем, что, как и почему происходит.
Необоснованные тарифы на газ
С 2021 года принято решение о повышении стоимости газа для населения Украины с 6,99 до 10,8 грн за кубометр в зависимости от поставщика. Для сравнения: цена газа в декабре 2020 года от «Нафтогаза» составляла 6,33 грн за куб плюс доставка, а уже в январе — 7,22 грн за куб. Это происходит на фоне роста безработицы, зимы и самоизоляции. Снижение предлагается сохранить до окончания отопительного сезона или на период карантина.
После протестов правительство решило вообще снизить цену на газ до 6,99 грн за кубометр. Обратите внимание, что форма цены — маркетинговая, аналогичная ценам в супермаркетах: не 7,00, а 6,99 — для психологического эффекта. И даже в этом случае будет не снижение, а повышение тарифа — ведь в декабре цены были ниже . Кроме того, реального снижения себестоимости не будет, если сравнивать тарифы после «понижения» с декабрьскими.
Газораспределение тоже дорожает
С 1 января 2021 года для украинских домохозяйств начал действовать отдельный тариф на газораспределение, выделяемый как самостоятельный платеж. Теперь уйдет около 2 грн за куб, при том, что в 2020 году он был на уровне 1,2 грн.
Регулятор объясняет необходимость такого повышения упущенной выгодой облгазов в 2015-2019 годах, когда компании якобы поставляли газ себе в убыток.
Почему два платежа?
По данным Национальной комиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП), раздельная оплата за газ и его доставку теоретически позволит потребителям свободно менять поставщика, выбирая наилучшее предложение. Мы даже записали об этом позитивный ролик с довольными потребителями газа.
Посмотреть это видео на YouTube
В конце видео указано, что оно создано в рамках проекта USAID «Прозрачность энергетического рынка», который реализует НКО «Дикси Групп». В конце написали, что «Мысли, выраженные в этом видео, являются исключительной ответственностью Dixi Group и не могут рассматриваться как представляющие позицию USAID или правительства США» .
Напомним, что USAID — агентство США по международному развитию, высшее федеральное государственное агентство в сфере иностранной помощи, администратор и заместитель которого назначаются президентом с согласия Сената и действуют по согласованию с госсекретарем США государства. А Dixie Group выпускает издания при поддержке фондов Джорджа Сороса «Открытое общество» и «Возрождение», а также государства Швеция. Маловероятно, что такие доноры могут финансировать проекты, с которыми они не согласны.
То есть раздел стоимости снова производится с подачи Запада.
На сайте НКРЭКП также регулярно размещались сравнительные таблицы стоимости тепла в Украине и странах Европы, при этом отсутствовала информация о сравнении с доходами населения.
Дорогая электроэнергия для самых бедных
С 1 января отменен льготный тариф на потребление электроэнергии до 100 киловатт в месяц на уровне 0,9 грн.за киловатт. Теперь для населения до 31 марта 2021 года вне зависимости от объемов потребления его стоимость составит 1,68 грн за киловатт. Это ударит по беднейшим украинцам, которые старались потреблять минимум электроэнергии, чтобы сэкономить деньги, а теперь будут платить за то же потребление почти в два раза больше.
Кроме того, Кабмин обсуждает возможность установления стоимости электроэнергии при потреблении более 300 киловатт в месяц на уровне 3,36 грн за кВтч.
Напомним, что необходимость повышения стоимости электроэнергии в Украине связана с увеличением средней стоимости электроэнергии на рынке из-за высокого «зеленого тарифа».
Тарифы на тепло также растут.
Регулятор утвердил повышение тарифов на производство тепловой энергии в 2021 году. После повышения средняя стоимость тепловой энергии для населения составила 1121,71 грн за Гкал.
Наименьший рост тарифа был у Днепровской ТЭЦ (5,5%), наибольший у ООО Еврореконструкция (на 49,7%).
Среди других компаний, наиболее существенно повысивших тарифы для населения, — Новороздольская и Новояворовская ТЭЦ (ООО «Нафтогаз Тепло», на 37,1% и 34,1%), Белоцерковская ТЭЦ (33,2%), ООО «Сумытеплоэнерго» (на 25%), Черниговская ТЭЦ (ООО «ТехНова», на 24,1%), а также две ТЭЦ КП Гортепловодоэнерго (на 33,5%) и КП Хмельницктеплокоммунэнерго (на 29,3%).
Что интересно: тарифы подняли после того, как поставщики обратились в регулятор. Решение объяснили значительным снижением выработки тепловой энергии Вероятно, из-за теплой погоды. А также — повышение заработной платы рабочих, увеличение стоимости услуг по распределению топлива и газа. Иными словами, снижение потребления считалось уважительной причиной для повышения тарифов , что не имеет ничего общего с рыночными методами ценообразования .
Долги населения за коммуналку растут
По данным Государственной службы статистики, с начала отопительного сезона население Украины стало менее платежеспособным. Так, в ноябре 2020 года общая начисленная сумма составила 22,1 млрд грн, а уплаченная сумма – 11,6 млрд грн. При том, что в октябре при накоплении 11 млрд грн украинцы смогли выплатить 9 млрд грн.
Общая сумма долга в ноябре 2020 года увеличилась до 66,1 млрд грн, а в октябре составила 56,1 млрд грн. Для сравнения долги домохозяйств на ноябрь 2019 г.составляли около 60,1 млрд грн.
Дотации сокращаются
При значительном повышении тарифов продолжают сокращать государственные расходы на дотации населению. В бюджете-2021 им выделено 2,7 млрд грн, или на 6,9% меньше денег, чем в прошлом году: 36,6 млрд грн против 39,3 млрд грн в 2020 году.
Повышена ответственность за неуплату
В настоящее время в Украине комитет рассматривает законопроект №3613, разработанный депутатами от «Слуги народа».
Предполагается произвести обязательную реструктуризацию долгов за коммуналку.
За долги, накопившиеся в течение года, хотят ввести штраф в размере 20% от суммы долга, за два года — 30%, за три и более — 50%. И процедура наложения ареста на имущество должника за долги сможет начаться даже при наличии трехмесячной задолженности по оплате. Кроме того, должников хотят ограничить в праве выезда из Украины, в вождении автомобиля, владении оружием, охоте и т.д. То есть человек не сможет, например, работать таксистом или ходить на работу в другой стране для оплаты счетов.
Законопроект рассмотрит председатель Комитета по социальной политике и защите прав ветеранов Третьякова Галина . Тот, который намекнул, что сограждане, получающие социальную помощь, должны быть стерилизованы, потому что у них получаются дети «низкого качества».
Шмыгаль «не понимает» причин протестов
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль обратился в Антимонопольный комитет и СБУ с просьбой разобраться с причинами протестов, которые проходят в Украине в связи с повышением тарифов на газ. Премьер признал, что протесты проходят не только из-за повышения цен, но и с целью политических манипуляций.
А такое заявление премьера — это просто политическая манипуляция. Следуя его логике, любой социальный протест можно «подвести под политику», поскольку протесты против власти всегда выгодны оппозиции, и она воспользуется любой такой возможностью.
Например, представители «Оппозиционной платформы за жизнь», «Батькивщины» и «Европейской солидарности» частично использовали протесты предпринимателей «Спасти ФОП», а в СМИ была развернута кампания по дискредитации их лидера. Если «тарифный майдан» продолжится, ситуация может развиваться аналогичным образом. Особенно с учетом того, что власти решили привлечь СБУ.
PR для Зеленского
На якобы «снижении» тарифов президент решил повысить рейтинги Владимир Зеленский .
В сообщении также подчеркивается, что по инициативе президента «решено снизить цены на газ ниже рыночных» на 30%.
И вот несколько очень важных моментов:
- Президент не отвечает за установление цен, за цены отвечает Кабинет министров.
- Украине не хватает как прозрачных рыночных цен на газ, так и самого конкурентного рынка.
- Снижение цены после ее повышения — это не реальное снижение, а просто манипуляция цифрами. Такое «понижение» приведет к дальнейшему падению рейтингов власти и президента, который пытается таким образом себя пиарить.
Украина производит достаточно газа для населения
Общая стоимость газа в Украине формируется с привязкой к ценам на европейских хабах. При этом Украина может полностью покрыть потребление газа населением за счет собственного производства.
Да, к декабрю 2020 г. Украина потребила около 28 млрд куб. м газа, в 2019 г. — 29,8 млрд куб. Потребление газа постепенно снижается – в 2018 году оно было на уровне 32 млрд кубометров.
По данным Ассоциации газодобывающих компаний, в 2020 году Украина добыла около 20,5 млрд кубометров газа. То есть нам приходится импортировать около 6,5 млрд кубометров, но при этом весь природный газ продается украинцам по цене импортного .
А вот со стоимостью украинского газа ситуация еще интереснее. Так, по оценке экс-главы Укргаздобычи Ильи Рыбича на 1 апреля 2020 года, на старых месторождениях стоимость украинского газа составляет примерно $30-35 за тысячу кубометров. По его словам, в стоимость новых месторождений входят затраты на разведку — около 160 долларов, и амортизационные расходы, из-за которых цена может колебаться в районе 200 долларов.
Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявлена стоимость 160-250 долларов за тысячу кубометров. В то же время «Нафтогаз» продолжает скрывать себестоимость добычи газа своей «дочкой» «Укргаздобычи». По сообщениям СМИ, Счетная палата не имеет доступа к своей статистике.
Сложившаяся ситуация приводит к возможности формирования необоснованных цен на газ, которые могут быть не привязаны к реальной стоимости газа.
Основные выводы
- Повышение минимальной заработной платы и пенсий в 2021 году украинцы вообще не почувствуют из-за значительного повышения тарифов.
- Тарифы в Украине можно рассматривать как дополнительный метод налогообложения – своего рода «теневой налог», от которого не могут уйти даже те, кто работает в теневой экономике.
- Разговоры о рынках газа и электроэнергии ведутся для отвлечения внимания от сути происходящего. Без открытых, прозрачных и понятных формул ценообразования, списков компаний, оказывающих услуги с открытыми ценами, не о чем и говорить. И без открытых данных о себестоимости добычи украинского газа и возможности его покупать, не ориентируясь на европейские хабы. А также без возможности выбрать, например, покупку электроэнергии у АЭС, а не по смешанному с «зеленым» тарифом.
- Учитывая, что в первую очередь тарифы ударили по малообеспеченным слоям населения, долги за коммуналку будут продолжать расти.
Общая таблица тарифов на коммунальные услуги в Ташкенте, Узбекистан в 2019-2021 гг. + архив за предыдущие годы
Тариф на холодную воду
Наименование | Тариф от | Тариф от | Тариф от | Тариф от | Тариф от | |
В квартирах (с централизованной системой горячего водоснабжения) | на 1 человека в месяц | 17 033 сум | 16 060 сум | 12 697,44 сум | 10 263 сум | 9 937,13 сум |
по счетчику на 1 м3 | 1 400 сум | 1 400 сум | 1 110 сум | 1 050 сум | 850 сум | |
В частных домах (со всеми удобствами, с локальными отопительными приборами): | по счетчику на 1 м3; | 500 сум | 500 сум | 410 сум | 380 сум | 380 сум |
по счетчику на 1 м3; | 950 сум | 950 сум | 760 сум | 715 сумма | 615 сум | |
на 1 человека в месяц | 12 242 сум | 13 606,90 сум | 10 826,36 сум | 10 116,43 сум | 8 933,22 сум |
* Тариф на холодную воду с 14. 02.18 приведен с учетом специальной надбавки (решение Хокима города Ташкента № 69 от 12 января 2018 года) к тарифам на услуги питьевого водоснабжения для 2018 г. в размере 100 сум за 1м3
Формула расчета тарифа на холодную воду в г. Ташкенте при наличии счетчика в квартирах (с централизованной системой горячего водоснабжения) на примере цены от 24 января 2021 года
Вода 1 куб.м — 400 сум (плюс специальная надбавка за 1 куб.м по г.Ташкенту — 100 сум) = 500 сум
Канализация (за слив 1 куб.м холодной воды) — 350 сум (плюс специальная доплата — 100 сум) = 450 сум
Канализация (за слив 1 куб.м горячей воды) — 350 сум (плюс специальная доплата — 100 сум) = 450 сум
Итого за 1 куб.м: 500+450+450=1400 сум.
Формула расчета тарифа на холодную воду в г. Ташкенте при отсутствии счетчика (по количеству человек) в квартирах (с централизованной системой горячего водоснабжения)
Вода: (0,33 м3 в сутки х 365 дней/12 месяцев) х (400 сум х 1,5 (коэффициент) + 100 сум (специальная надбавка)) или (0,33 х 365 ÷ 12) х (400 х 1,5 + 100) = 7026,25 сум в месяц.
Канализация (отвод холодной и горячей воды): (0,66 м3 в сутки х 365 дней/12 месяцев) х (350 сум + 100 сум (специальная надбавка)) или (0,66 х 365 ÷ 12) х (350 + 100) = 9033,75 сум в месяц.
Тариф на горячую воду
Имя | Тариф от | Тариф от | Тариф от | Тариф от | Тариф от | |
В квартирах без приборов учета | 1 человек в месяц | 30 705 сум | 27 913,86 сум | 25 376,24 сум | 22 938,78 сум | 21 890,34 сум |
В общежитиях с общим душем | 1 человек в месяц | 22 842 сум | 20 765,21 сум | 18 877,47 сум | 11 376,16 сум | 10 856,20 сум |
С дозирующим устройством | 1 м3 | 5 242 сум | 4 765,20 сум | 4 332 сум | 3 915,90 сум | 3 736,92 сум |
* С 1 декабря 2013 г. в соответствии с ПКМ № 300 от 6 ноября 2013 г. «О мерах по финансовому оздоровлению тепло- и водоснабжающих организаций Республики» при отсутствии горячей и холодной воды метров в жилых помещениях, в которых отсутствуют зарегистрированные граждане, расчеты за услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения будут осуществляться по нормам потребления, с применением повышающего коэффициента 1,5 к установленным тарифам на услуги холодного и горячего водоснабжения в расчете на одного человека. человек в однокомнатном и двухкомнатном жилище, на двух человек — в трехкомнатном жилом помещении, на трех человек — в четырехкомнатном жилом доме и на четырех человек — в пятикомнатном жилом помещении.
В данной таблице цена за горячую воду без счетчика дана уже с повышающим коэффициентом 1,5 на человека
Тариф на отопление**
Наименование | Тариф от 17.10.20 | Тариф от с 15. 08.19 по 02.08.20 | Тариф от с 08.12.18 по 14.08.19 | Тариф от с 01.05.18 по 07.12.18 | Тариф от с 21.07.17 по 30.04.18 | |
В квартирах и домах в зависимости от площади отапливаемого помещения (календарный год) | 1м2 отапливаемой площади | 142 сум (за 1 сутки отопительного периода) | 1 772 сум (за 1 месяц) | 1 610,99 сум (за 1 месяц) | 1 464,53 сум (за 1 месяц) | 1 323,86 сум (за 1 месяц) |
** Начиная с отопительного сезона 2020-2021 годов для потребителей г.Ташкента в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствование системы теплоснабжения и финансовое оздоровление теплоснабжающих предприятий»; от 02. 12.2019№ ПП-4542.
Тариф за 1 кв. м отапливаемой площади за 1 (одни) сутки отопительного периода устанавливается в размере 142 сум по городу Ташкенту. Начало отопительного периода будет определено решением хокима города Ташкента. (в 2020 году начался 17 октября 2020 года и продолжался до 7 апреля 2021 года, в 2021 году отопительный период начался 14 октября 2021 года)
Остальные тарифы остаются прежними.
Отапливаемая площадь: сумма площадей жилых комнат. Площадь балконов, лоджий, веранд, террас, в которых устанавливаются или перепланируются отопительные приборы (поверхности обогрева) с подключением к помещениям, оборудованным отопительными приборами, подключенными к внутренним системам отопления, увеличивает размер отапливаемой площади.
Уточнение: До введения данного положения тариф на отопление рассчитывался ежемесячно в течение года. Например: Если у вас отапливаемая площадь 30м2, то вы заплатили 1 772 сум * 12 месяцев * 30 м2 = 637 920 сум в год. Эту сумму (637 920 сумов) разделили на 12 месяцев, в результате чего получилось 53 160 сумов в месяц вне зависимости от того, когда начался и/или закончился отопительный сезон (обычно с конца октября до конца марта, т. е. около 5 месяцев). Начиная с этого периода отопительный период будет осуществляться ежедневно. Пример: в этом году (2020) отопительный сезон в Ташкенте начался 17 октября. Если предположить, что отопительный сезон продлится до 17 марта 2021 года, то также выйдет 5 месяцев, а точнее 151 отопительный период. Теперь сумма на отопление (при 30 м2 отапливаемой площади) составит 142 сум * 30 м2 * 151 день = 643 260 сум в год. Фактическая сумма может немного играть в конце, как в большую, так и в меньшую сторону. Все будет зависеть от того, когда они начнут и когда фактически закончат (или на бумаге) отопительный сезон.
** Разрыв во времени между 2 августа и 17 октября 2020 года обусловлен новым положением об оплате за 1 сутки отопительного периода. До этого момента ежемесячная оплата производилась по принципу: с 1 января по 3 августа оплачивался предыдущий отопительный период, а начиная с 3 августа начислялась плата за новый отопительный период. Для тех, кто успел оплатить отопление на год вперед (за весь 2020 год), будет произведен перерасчет исходя из фактического начала (с 17 октября) и окончания нового отопительного периода.
** Тариф на услуги центрального отопления для населения до 08.02.20 установлен исходя из расчета единой месячной платы в течение календарного года.
Тариф на электроэнергию
Наименование | Тариф от | Тариф от | Тариф от | Тариф от | Тариф от | |
Население, населенные пункты | 1 кВтч | 295 сум | 250 сум | 228. 60 сум | 204.30 сум | 191 сумма |
Население жилых домов, оборудованных электроплитами | 1 кВтч | 147.50 сум | 125 сум | 114.30 сум | 102.15 сум | 95.50 сум |
* В Юнусабадском районе г.Ташкента с 1 января 2019 годадо 1 апреля 2020 года в экспериментальном порядке введен базовый тариф потребления электроэнергии населением. Базовая норма потребления электроэнергии на одного абонента в месяц установлена в размере 300 кВтч.
Согласно новому порядку расчеты за поставленную электроэнергию в пределах базового тарифа будут осуществляться по установленному тарифу, а сверх базового тарифа — с применением 1,2-кратного мультипликатора к установленному тарифу.
Эксперимент длился до апреля 2020 г. (согласно сообщению Минэнерго от 11.04.2020)
При предоплате за электроэнергию до вступления в силу новых тарифов (т. е. до 15 августа 2019 г.) население освобождается от доплаты при изменении тарифов на срок, не превышающий следующих 6 месяцев со дня оплаты . В дальнейшем этот срок сокращается до не более 2 месяцев (сейчас он составляет 6 месяцев).
Тариф на природный газ
Имя | Тариф от | Тариф от | Тариф от | Тариф от | Тариф от | |
Поставка природного газа населению при наличии счетчиков газа | для 10 м3 | 3 800 сум | 3 200 сум | 2 897,40 сум | 2 634 сум | 2 461,20 сум |
Газ природный населению при отсутствии счетчиков газа | Бытовая газовая плита для приготовления пищи в домах с центральным (индивидуальным) горячим водоснабжением (с одного человека — 11,0 м3) | 7 260 сум | 6 083 сум | 5 511,65 сум | 5 011,49 сум | 4 648,50 сум |
Бытовая газовая плита для приготовления пищи в домах без центрального горячего водоснабжения при отсутствии газовой колонки (с одного человека — 15,0 м3) | 9900 сум | 8 295 сум | 7 515,90 сум | 6 832,65 сум | 6 383,85 сум | |
Водонагреватель газовый для горячего водоснабжения в домах без центрального горячего водоснабжения или с периодически действующим горячим водоснабжением (от одного жильца — 16,0 м3) | 10 560 сум | 8 848 сум | 8 016,95 сум | 7 288,15 сум | 6 809,45 сум | |
Отопление на 5 месяцев отопительного сезона |
* В Юнусабадском районе г. Ташкента с 1 января 2019 годадо 1 апреля 2020 года в порядке эксперимента вводится базовая норма потребления газа населением. Базовая норма потребления газа на одного абонента в месяц установлена в размере 250 кубометров (в отопительный сезон для частных домов и квартир, отапливаемых индивидуально, — 1000 кубометров).
Согласно новому порядку, расчеты за поставленный газ в пределах базовой ставки будут осуществляться по установленному тарифу, а сверх базовой — с применением 1,2-кратного мультипликатора к установленному тарифу.
При авансе за природный газ до вступления в силу новых тарифов (т.е. до 15 августа 2019 года) население освобождается от доплаты при изменении тарифа на срок, не превышающий следующих 6 месяцев со дня оплаты. В дальнейшем этот срок сокращается до не более 2 месяцев (сейчас он составляет 6 месяцев).
Тариф на бытовые отходы (мусор)
Наименование | Тариф от |