Тарифы на электроэнергию в крыму на 2021 год: В Республике Крым с 1 декабря изменятся тарифы на электроэнергию

Содержание

Подача электроэнергии в Крым была полностью прекращена

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Aleksey Pavshialk\tass

Подпись к фото,

Официально причины аварии не называются, представитель «Крымэнерго» в беседе с местными СМИ говорил об аварии на российской стороне

Подача электроэнергии в Крым в пятницу днем была полностью прекращена из-за аварии. Все четыре линии энергомоста, связывающие полуостров с материком, перестали работать. Крымские города и села остались без света.

Города Крыма — Симферополь, Ялта, Феодосия, Судак и Керчь, — а также Бахчисарайский и Симферопольский районы, остались без электричества из-за аварии, сообщили в компании «Крымэнерго». Свет отключился примерно в два часа дня по местному времени (совпадает с московским).

Крым был аннексирован Россией в 2014 году. Украина прекратила поставки электроэнергии на полуостров в 2015 году, в 2016 году полностью вступил в строй энергомост, связывающий Крым с Краснодарским краем.

  • Крым не ваш: что известно о поставках турбин Siemens на полуостров
  • Власти Крыма поторопились объявить о запуске энергомоста

В пресс-службе минэнерго России Русской службе Би-би-си в три часа дня по московскому времени сказали, что Крым оставался обесточен.

В пресс-службе «Крымэнерго», в свою очередь, сообщили, что не располагают данными о причине сбоя, добавив, что у них в здании в настоящий момент нет света. Устранением сбоя начали заниматься специалисты министерства топлива и энергетики Крыма.

Министр топлива и энергетики Вадим Белик заявил агентству Интерфакс, что произошло отключение всех четырех линий энергомоста, по которому полуостров получает электричество из России.

«Полное отключение»

«Произошло полное отключение электроэнергии в Крыму. Сработала противоаварийная автоматика в Краснодарском крае», — добавил министр.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Как следует из заявления минэнерго России, авария произошла из-за «аномально высоких температур воздуха» в Краснодарском крае, откуда идут поставки электроэнергии.

«Погодные условия привели к аварийному погашению кабельно-воздушных линий, по которым ведется электроснабжение Крыма», — сказано в сообщении.

В «Крымэнерго» обещали восстановить электроснабжение полуострова в течение часа, сообщало агентство RNS.

Позже агентство Крыминформ передало, что энергоснабжение Крыма восстановлено по двум из четырех веток энергомоста. А «Ведомости» со ссылкой на Федеральную сетевую компанию пишут, что по состоянию на 15:35 были включены все четыре линии, «идет набор нагрузки».

Еще позже глава Крыма Сергей Аксенов заявил о полном восстановлении электроснабжения полуострова.

На улицах Симферополя во время аварии были отключены светофоры и не работал электротранспорт. Жители Севастополя и других городов Крыма также рассказывали Би-би-си об отключении света.

Крупнейшие объекты инфраструктуры подключались к резервным источникам питания, пишет Крыминформ. По данным агентства, мобильные операторы в Крыму работали в штатном режиме благодаря автономным генераторам.

Без света в 2015 году

В прошлый раз массовое отключение электричества в Крыму произошло в ноябре 2015 года после того, как на территории Херсонской области были взорваны четыре опоры линий электропередачи. В результате были полностью прекращены поставки электроэнергии со стороны Украины. На полуострове начался энергетический кризис.

  • Жизнь в Крыму без электричества
  • Путин лично запустил энергомост в Крым

В Крыму тогда был введен режим чрезвычайной ситуации, без света остались около миллиона человек.

В декабре 2015 была запущена первая нитка энергомоста из России на полуостров. Президент России Владимир Путин лично запускал энергомост — комплекс из линий электропередач и подстанций, которые должны были подключить полуостров к энергосистеме России.

На полную мощность энергомост был запущен в мае 2016 года, когда вступила в строй последняя, четвертая нитка. Путин тогда сообщил, что по энергомосту в Крым из России будет поступать более 800 мегаватт.

«С учетом собственной генерации этого достаточно для нормальной работы и даже немножко больше», — говорил президент России.

По данным минэнерго России, в Крыму потребляется 1280 МВт электроэнергии. Из них до 800 МВт поступает по энергомосту, еще 195 МВт — собственная генерация, остальное — выработка мобильных газотурбинных электростанций.

Строительство двух электростанций в Симферополе и Севастополе, которое ведет дочерняя компания «Ростеха» «Технопромэкспорт», было омрачено скандалом с поставками газотурбиннных установок немецкого концерна Siemens.

  • Siemens разрывает контракты: что будет с Россией без немецких турбин?
  • Siemens подал иск в Москве по делу о поставке турбин в Крым

Компания заявила, что вопреки ее воле и контракту на полуостров были поставлены четыре турбины, предназначенные для строящейся электростанции в Краснодарском крае в Тамани.

Скандал привел к тому, что Siemens сократил сотрудничество с российскими партнерами, подал иск к «Технопромэкспорту» и через суд добивается возвращения турбин из Крыма. Сотрудничество в сфере энергетики в Крыму запрещено европейским компаниям из-за санкций Евросоюза против России.

Крым был аннексирован Россией в 2014 году. Западные страны и Киев считают его украинской территорией, Москва — российским регионом.

Экономисты оценили возможность возобновления поставок российского электричества в ЕС

Экономика

Эксклюзив

2060

Поделиться

Россия может возобновить экспорт электроэнергии в страны Евросоюза. В Финляндию, Латвию, Литву и Эстонию отечественные производители могут отправить 6,4 млрд кВт/ч, что составит половину всех наших потенциальных поставок за рубеж. Впрочем, с учетом текущей геополитической обстановки такой сценарий маловероятен. Пока он фигурирует лишь в прогнозном документе «системного оператора» и выглядит, скорее, попыткой выдать желаемое за действительное.

Фото: Лилия Шарловская

«Системный оператор» (СО, диспетчер энергосистемы), он же монопольный экспортер электроэнергии «Интер РАО», «не исключает восстановления» продаж в ЕС. Поставки были прерваны весной 2022 года из-за невозможности проводить денежные расчеты на фоне санкций и вместе с тем — по чисто политическим причинам. Эти выпавшие на сегодняшний день объемы СО намерен учесть в долгосрочной, на 2023-2028 годы, программе развития энергосистем России.

Словно нет ни бесконечных пакетов европейских санкций, ни практически полного разрыва любого рода контактов Москвы с Финляндией, Латвией, Литвой и Эстонией. Как заявляет «системный оператор», «техническая возможность для поставок сохраняется в полной мере для всех традиционных направлений экспорта-импорта». Хорошо, но как быть со стойким нежеланием былых партнеров в ЕС иметь сегодня дело с Россией?

Согласно свежему прогнозу по экспорту от СО, предполагаемый объем поставок из РФ в Финляндию в 2023 году составит до 4 млрд кВт/ч, а в Латвию, Литву и Эстонию – 2,4 млрд кВт/ч. Эти четыре страны исторически были самым крупным и рентабельным направлением продаж для российского монополиста. В 2021 году туда ушло рекордное количество электроэнергии – 12,9 млрд кВт/ч (около 60%) от совокупных поставок. По оценкам аналитиков, за январь-май Москва успела продать в ЕС до 5 млрд кВт/ч. Теперь же у нее остается лишь шесть направлений экспорта – Китай, Казахстан, Монголия, Грузия, Белоруссия, Южная Осетия, куда в общей сложности планируется продать 6,4 млрд кВт/ч. Львиная доля (4 млрд кВт/ч) придется в этом году на Китай, на втором месте – Казахстан (1,25 млрд кВт/ч).

«С учетом публичных заявлений со стороны представителей властей и энергокомпаний стран ЕС, а также неослабного санкционного давления на Россию крайне сложно прогнозировать что-либо, — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Как показал 2022 год, все планы и стратегии могут поменяться моментально, по независящим от бизнеса обстоятельствам».

Но сам по себе экспорт электроэнергии, как вид бизнеса и потенциал для развития отечественной экономики, конечно, очень перспективный. Рано или поздно экономические интересы должны возобладать над политической риторикой, противоречащей выгоде государств. Будем рассчитывать, что в дальнейшем сотрудничество с Европой в сфере поставок электроэнергии (причем по стабильным и доступным тарифам) будет постепенно восстанавливаться, рассуждает Деев.

«С чисто технической точки зрения у российского «системного оператора» есть основания «не исключать» возобновления поставок в ЕС, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Да, весной 2022-го полностью прекратил работу платежно-расчетный механизм, но сегодня Россия в своих экспортных операциях использует разные схемы денежных расчетов, которые теоретически могут быть адаптированы к ситуации с электроэнергией для стран Балтии и Финляндии. В реальности же риски очень велики, поскольку платежно-расчетные отношения в первую очередь страдают от любых санкционных поворотов».

По словам собеседника «МК», в этой истории смущает одно обстоятельство: почему нет не слова об отечественном потребителе, разве он сполна обеспечен электроэнергией, разве его устраивают качество услуг по электроснабжению и тарифы? Неужели те мощности, что работают в энергосистеме Северо-Запада (Калининградская, Ленинградская и Псковская области) и во многом ориентированы на экспорт в ЕС, придется непременно закрывать, консервировать? Ведь их можно использовать в интересах рядовых россиян и бизнеса.

Можно увеличивать предложение внутри страны (или перенаправлять его на восток), тем самым снижая цены на электроэнергию. А вообще, рассуждает Масленников, вся эта ситуация заставляет посмотреть на наше энергохозяйство с позиций не столько экспортных, сколько общеэкономических. России нужна более эффективная его модель, способная обеспечить функционирование экономики в сложных условиях структурной трансформации.

Подписаться

Авторы:

Евросоюз — ЕС
Литва
Латвия
Эстония
Финляндия
Россия
Москва
Китай
Белоруссия
Грузия
Казахстан
Псковская область

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Сегодня чтут Богородицу: что категорически нельзя делать 8 января

    21280

    Крым

    Фото: //t. me/Aksenov82/

  • «Кракен»: особенности нового штамма коронавируса, отличия от «Омикрона»

    15942

    Санкт-Петербург

    Анастасия Князева

  • Голубь прилетел на ваш подоконник: что значит и на что обратить внимание

    14135

    Калмыкия

  • Ищут родители, ищет полиция: 31 декабря в Ярославле пропал восьмилетний мальчик

    12162

    Ярославль

  • 9 трупов и уничтоженный дом участника СВО: детали громких новогодних ЧП в Псковской области

    Фото

    9061

    Псков

    Светлана Пикалёва

  • Чем опасен и как защититься: в Роспотребнадзоре ответили на шесть главных вопросов о новом штамме «Кракен»

    6660

    Санкт-Петербург

    Валерия Борисенко

В регионах:Ещё материалы

Энергетический профиль Украины – Анализ

МЭА (2020), Энергетический профиль Украины , МЭА, Париж https://www. iea.org/reports/ukraine-energy-profile, Лицензия: CC BY 4.0

  • Поделиться в Твиттере Твиттер
  • Поделиться на Facebook Facebook
  • Поделиться в LinkedIn LinkedIn
  • Поделиться по электронной почте Электронная почта
  • Выложить в печать Распечатать

Скачать

Это выдержка, полный отчет доступен для скачивания в формате PDF

Скачать полный отчет

Обзор страны

Население Украины составляет 41,9 миллиона1, а ее площадь составляет 603 549 квадратных километров ( 2  км). Это вторая по величине страна в Европе по площади. Расположенная на пересечении Европейского Союза, Российской Федерации (России), регионов Черного и Каспийского морей, Украина обладает богатыми минеральными ресурсами, включая нефть, природный газ и уголь, а также большим потенциалом гидроресурсов и биомассы. С его значительным населением и высоким потреблением энергии он является одним из крупнейших энергетических рынков Европы. Это также страна, через которую проходит самый большой объем природного газа в мире, и она играет ключевую роль в доставке российского газа на европейские рынки.

Украина пережила длительный период очень сильного экономического роста в 2000-2007 гг. благодаря низким ценам на газ, сильной национальной валюте (гривне [UAH]) и высокому спросу и ценам на сталь за границей. Экономика Украины оставалась открытой и ориентированной на экспорт, и в 2008 году она вступила во Всемирную торговую организацию. После резкой девальвации валюты в 2014-2015 годах ВВП на душу населения снизился в 2018 году до 3 09 долларов США.5 (в долларах США 2018 г.) по данным Всемирного банка. Доля стали и цветных металлов в общем объеме экспорта сократилась за последние годы примерно вдвое, до 21,7% в 2019 году, а доля продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности достигла 48%, согласно статистике Национального банка Украины. Доля машиностроения и обрабатывающей промышленности в общем объеме экспорта снизилась в 2014–2019 годах в основном из-за торговых ограничений, введенных Россией в 2013–2015 годах. В качестве своего ключевого торгового партнера Европейский Союз получил 37,1% от общего объема экспорта в 2019 году., в то время как на долю России приходилось всего 10%, резкое снижение по сравнению с 29% в 2013 году. Общий объем экспорта в страны Содружества Независимых Государств (СНГ) также снизился в 2019 году до 17,4% (https://bank.gov.ua/statistic/ внешний сектор/внешний сектор данных#1).

Украина по-прежнему сильно зависит от импорта нефтепродуктов и газа. Колебания курса гривны к доллару США, доступ к экспортным рынкам, закрытие российского рынка, внешняя строительная деятельность в Азии и на Ближнем Востоке, сельское хозяйство, а также динамика цен на энергоносители оказывают существенное влияние на ее внутреннюю экономику.

Несмотря на высокие темпы роста до 2007 г., Украина пережила два тяжелых экономических кризиса в период с 2008 по 2017 г. Из-за выхода на внешние рынки Украина сильно пострадала от глобального экономического и финансового кризисов, начавшихся осенью 2008 г.: ее экономика глубокая рецессия в 2009 году, когда реальный ВВП упал на 14,8%, а объем промышленного производства упал почти на 22%. Международный валютный фонд (МВФ) предложил поддержку и в ноябре 2008 года подписал соглашение о резервном капитале (SBA) на сумму 16,4 млрд долларов США для стабилизации банковской системы и смягчения последствий падения производства в Украине. В общей сложности около 11 миллиардов долларов США было выделено МВФ в рамках соглашения, а также 3,4 миллиарда долларов США в рамках второго SBA в середине 2010 года. Реальный ВВП Украины восстановился на 4,2% в 2010 г. и еще на 5,2% в 2011 г.

Украина вступила в очередную рецессию в середине 2012 г., при этом рост ВВП упал до 0% в 2013 г., -6,8% в 2014 г. и -9,9% в 2015 г. Из-за таких факторов, как недостаточные капиталовложения, снижение спроса на сталь, высокие цены на импорт энергоносителей , отсутствие структурных реформ и коррупция, экономика так и не оправилась от кризиса 2009 года. Месячные уличные протесты в Киеве привели к смене власти в марте 2014 года, после чего последовала потеря контроля над Крымом и начало военного конфликта в восточных областях Украины, что привело к жертвам, значительному ущербу инфраструктуры и значительным экономическим потерям. Это спровоцировало сильное обесценивание гривны (с 8 гривен = 1 доллар США в декабре 2013 года до 26 гривен = 1 доллар США в июне 2018 года), существенное снижение доходов бюджета и падение промышленного производства на 24% в 2014–2015 годах. В 2016-2019 гг., экономика показала предварительные признаки восстановления: реальный ВВП увеличился на 2,4% (2016 г.) и 2,5% (2017 г.) по данным Государственной службы статистики Украины, а также на 3,4% в 2018 г. и 3,2% в 2019 г. Это неустойчивое восстановление экономики может однако им угрожает пандемия COVID-19. В апреле 2020 года Всемирный банк прогнозировал снижение реального ВВП на 3,5% в 2020 году, но, согласно этому прогнозу, ожидается, что рост восстановится до 3% в 2021 году и 4% в 2022 году, учитывая быстрый прогресс в ключевых предстоящих реформах, а также осмотрительные меры. макроэкономическая политика (https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/33476/9781464815645.pdf).

Глубокие структурные изменения и общий спад экономической активности привели к снижению общего потребления газа с 50,4 млрд куб. м в 2013 г. до 29,8 млрд куб. %. Также в этот период спор с «Газпромом» по поводу цены на газ и его транзита через территорию Украины побудил Украину вместо этого закупать импорт у европейских поставщиков, поэтому доля «Газпрома» в общем объеме импорта газа сократилась с 92% в 2013 г. до 0% в 2016–2019 гг. Добыча и транспортировка угля были серьезно нарушены в Донбассе, равно как и выработка электроэнергии на теплоэлектростанциях2, особенно в зонах конфликтов.

В 2014 году правительство Украины воспользовалось еще одним SBA МВФ и выделило два финансовых транша в размере 3,6 млрд долларов США и 1,4 млрд долларов США. Правительство Украины договорилось с МВФ о проведении структурных реформ, чтобы стабилизировать свою экономику и вернуть ее на путь устойчивого роста. Серьезную финансовую поддержку также оказали Европейский союз, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и несколько стран на двустороннем уровне. В марте 2015 года МВФ и Украина заключили новое Расширенное соглашение на сумму более 17,5 млрд долларов США, отменив предыдущее СБА. Стороны согласовали политику по укреплению государственных финансов, продвижению структурных реформ и обеспечению финансовой стабильности. В апреле 2017 года МВФ выделил 1 миллиард долларов США после завершения третьего обзора механизма расширенного финансирования Украины (EFF), в результате которого общая сумма освоения средств составила 8,38 миллиарда долларов США. В декабре 2018 года соглашение EFF было заменено новым 14-месячным соглашением SBA стоимостью 3,9 доллара США.миллиардов, из которых было освоено только 1,4 миллиарда долларов США. В декабре 2019 года Украина и МВФ договорились о новом соглашении о EFF на сумму 5,5 млрд долларов США, но по состоянию на 20 апреля 2020 года средства не были выделены из-за задержки выполнения Украиной предварительных действий, предусмотренных соглашением.

Украина сотрудничает с Европейским Союзом в рамках Восточного партнерства, целью которого является содействие политической ассоциации и экономической интеграции между Европейским Союзом и странами Восточного соседства (Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной).

Украина стала наблюдателем Договора об энергетическом сообществе в ноябре 2006 г. и полноправным членом в сентябре 2010 г., и приступила к принятию и внедрению законодательства в области энергетики, а именно законодательных основ для электроэнергетического и газового секторов и требований в области возобновляемых источников энергии. , конкуренция и окружающая среда.

Правительство Украины также подписало и ратифицировало Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом в 2014 году, а 1 января 2016 года вступило в силу Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом. 

Ключевые энергетические данные
  • Украина производит все виды ископаемого топлива (в 2018 году: 14,4 млн тонн нефтяного эквивалента [Мтнэ] угля, 16,5 млн тнэ природного газа и 2,3мннэ сырой нефти), но в количествах, недостаточных для удовлетворения общего спроса на энергию.
  • Тем не менее, почти 65% общей потребности Украины в энергии покрывается за счет внутреннего производства. Эта высокая самодостаточность объясняется производством атомной энергии, поскольку Украина занимает седьмое место в мире по производству (83 тераватт-часа [ТВтч] в 2019 году).). Более половины электроэнергии в стране производится на атомной энергии, а Украина и Армения являются единственными странами EU4Energy, производящими ядерную энергию.
  • Украина является крупнейшим потребителем энергии среди стран, в которых фокусируется EU4Energy. В 2018 году ее предложение первичной энергии составило 93 млн т н.э., что соответствует примерно 90% потребления Польши.
  • Энергетический баланс Украины относительно диверсифицирован, при этом ни одно топливо не составляет более 30% энергетического баланса. В 2018 году доля угля (основного топлива страны) упала до 30%, за ним следуют природный газ (28%) и ядерная энергия (24%).
Поставка
  • Украина зависит от импорта примерно 83% потребляемой нефти, 33% природного газа и 50% угля. В 2018 году Украина импортировала 8,5 млн т н.э. (10,6 млрд куб. м) природного газа, 13,8 млн т н. э. угля и 10,4 млн т н. э. нефтепродуктов. Беларусь является основным поставщиком нефтепродуктов в Украину.
Импорт/экспорт
  • В 2018 году общее конечное потребление в Украине (ОКП; исключая сектор переработки) составило 51,5 млн т н.э.
  • Промышленность является крупнейшим конечным потребителем энергии (19,1 млн т н.э. в 2018 г.). Жилой сектор занимает второе место (16,7 млн ​​т н. э.), при этом домохозяйства являются основными пользователями природного газа (8,7 млн ​​т н. э. в 2018 году). Доля угля в конечном потреблении очень мала (12%), поскольку большая часть потребляемого в стране угля используется для производства электроэнергии и тепла.
  • Энергоемкость на единицу ВВП по паритету покупательной способности (ППС) очень высока: 0,25 тонн нефтяного эквивалента (тнэ) на тысячу долларов США по ППС в 2015 году, что является вторым по величине среди стран EU4Energy после Туркменистана и более чем в два раза превышает среднемировой показатель. (0,11 тнэ/1000 долларов США).
  • В 2018 году на долю возобновляемых источников энергии приходилось лишь 5% энергетического баланса и 9% производства электроэнергии (13,4 ТВтч в 2019 году).
Спрос
Управление энергетическим сектором

Кабинет министров , высший орган принятия решений, отвечает за координацию политики и надзор за государственными энергетическими компаниями. Энергетическая политика занимает важное место в ее политической повестке дня, при этом парламент и президент также участвуют в принятии решений. Семь основных учреждений национального уровня несут ответственность за энергетическую политику:

  • Министерство энергетики и охраны окружающей среды (MEEP) отвечает за большую часть политики в области энергоснабжения, политики в области устойчивой энергетики и политики в области изменения климата, а также за координацию энергетической политики в правительстве и консультирование парламента.
  • Министерство финансов отвечает за налогообложение энергетического сектора.
  • Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ (Minregion) разрабатывает политику и программы на местном уровне.
  • Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению (SAEE) , входящее в состав MEEP, является центральным государственным органом, ответственным за продвижение и продвижение разработок и технологий в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.
  • Национальная комиссия государственного регулирования энергетики и коммунального хозяйства (НКРЕКП) , созданная Указом Президента № 715/2014 в сентябре 2014 года, осуществляет надзор за рынками природного газа и электроэнергии, а также за сектором теплоснабжения. НКРЕКП заменила Национальную комиссию по регулированию государственных энергетических рынков (НКРЕ) (ликвидирована Указом Президента № 69). № 3/2014 в августе 2014 года) и Национальной комиссией по регулированию рынков муниципальных услуг. НКРЕКП подчиняется президенту и подотчетна парламенту.
  • Антимонопольный комитет отвечает за предотвращение чрезмерной концентрации рыночной власти.
  • Государственная инспекция ядерного регулирования отвечает за регулирование эксплуатации ядерных объектов, включая добычу урана, хранение радиоактивных отходов и вывод из эксплуатации в Чернобыле.

Законодательный процесс Украины определен Конституцией. Президент, Кабинет министров, депутаты и Национальный банк Украины имеют право инициировать законопроекты в однопалатном парламенте. Чтобы парламент принял законопроект, он должен пройти три чтения (но нередко его принимают и во втором). После получения подписи спикера закон поступает в Канцелярию президента: президент может либо подписать закон, либо вернуть его в парламент с правом вето, которое может быть отменено конституционным большинством в две трети парламента (300 голосов). . Закон вступает в силу после его официального опубликования, если иное не установлено самим законом.

Право издавать нормативные акты в виде указов, постановлений, распоряжений и т.п. имеют Президент, Кабинет Министров, министерства, Национальный банк Украины и государственные органы — в пределах своих полномочий и общие положения закона. Эти документы регистрируются в Министерстве юстиции.

Органы местного самоуправления принимают свои областные бюджеты в порядке, установленном Законом о Государственном бюджете Украины, и издают местные постановления и распоряжения в пределах своей компетенции.

Законодательный

В середине 2016 года парламент принял судебную реформу, результатом которой станет масштабная трансформация судебной системы. Новое законодательство предусматривает трехуровневую структуру судебной системы: 1) суды первой инстанции, состоящие из окружных судов (уголовной и гражданской юрисдикции), окружных административных судов и окружных хозяйственных судов; 2) апелляционные суды, состоящие из апелляционных судов (уголовной и гражданской юрисдикции), апелляционных административных судов и апелляционных арбитражных судов; и 3) верховный суд (http://www. lexology.com/library/detail.aspx?g=8bc6f8b6-1c53-4e3c-a56f-0cbf8519).а729).

С ратификацией Украиной Договора к Энергетической хартии инвесторы могут обращаться в международный арбитраж в рамках механизма защиты инвестиций, либо в договор также могут быть включены положения о международном арбитраже, как в договорах на поставку и транзит газа между государст- венными принадлежат Нафтогазу и российскому Газпрому. Недавние дела включают апелляцию JKX Oil & Gas по арбитражному регламенту Стокгольмской торговой палаты в 2015 году после того, как Украина увеличила роялти за добычу газа с 28% до 55%, а также иск производственной дочерней компании Нафтогаза «Укргаздобыча» в Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты. Торгово-промышленная палата расторгла соглашение с ООО «Карпатыгаз» и Misen Enterprises AB.

Судебная власть

НКРЭКП или Регулятор (до 2011 года называвшийся Национальной комиссией по регулированию электроэнергетики) регулирует как энергетику, так и коммунальные услуги. Он отвечает за экономическое регулирование рынка и за его прозрачное, предсказуемое, недискриминационное и эффективное функционирование. В ноябре 2016 года Украина приняла Закон о НКРЭКП для выполнения своих обязанностей в соответствии с требованиями Договора об энергетике. Закон направлен на установление правового статуса НКРЭКП и его регулирующих полномочий, а также на обеспечение его экономической и финансовой независимости для эффективного регулирования энергетического рынка.

НКРЭКП устанавливает цены на транспортировку, распределение и поставку газа и имеет право устанавливать тарифы на передачу и распределение электроэнергии, производство атомных и гидроэлектростанций, а также цены на энергетический уголь для угольных электростанций. Он также утверждает тарифы на тепло и горячее водоснабжение для крупнейших компаний централизованного теплоснабжения и утверждает льготные тарифы для разработчиков возобновляемых источников энергии (ВИЭ) после завершения проекта. В соответствии с Законом о рынке природного газа кабинет министров отвечает за регулирование обязательств по оказанию государственных услуг (PSO) в газовом секторе. В настоящее время он устанавливает цену на газ как на товар для регулируемого сегмента рынка (домохозяйства и компании централизованного теплоснабжения) для производства тепла в жилом секторе, но ожидается, что в 2020 году после либерализации рынка газа для жилых домов от PSO придется отказаться. транзит нефти и газа, тарифы устанавливаются межправительственными соглашениями.

Государственная инспекция ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) (до 2010 г. называвшаяся Государственным комитетом ядерного регулирования) отвечает за регулирование эксплуатации атомных электростанций и двух исследовательских реакторов; вывод из эксплуатации
Чернобыльской АЭС (блоки 1, 2 и 3) и строительство нового безопасного конфайнмента для 4-го блока Чернобыльской АЭС; два хранилища отработанного топлива и одно строящееся в Чернобыле; хранилища радиоактивных отходов; добыча урана; транспортировка радиоактивных материалов; производство и использование источников ионизирующего излучения. Госатомрегулирование также информирует общественность о безопасности ядерных установок страны через свой веб-сайт и встречи с общественностью.

Нормативно-правовая база
Ключевые политики

В августе 2017 года правительство приняло новую Энергетическую стратегию Украины (ЭСУ) до 2035 года (http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/605-2017-%D1%80). Она заменила Энергетическую стратегию до 2030 г., которая уже устарела на момент ее принятия в июле 2013 г. Новая ЕСУ предусматривает разделение энергопотребления и экономического роста: ВВП в 2011 г., долл. США по ППС, по прогнозам, увеличится в 2,3 раза за 20 лет со среднегодовым темпом 4,2%, в то время как общее предложение первичной энергии (ОППЭ) увеличивается всего на 7%. В результате прогнозируется снижение энергоемкости более чем в два раза с 0,28 до 0,13. Кроме того, структура ОППЭ значительно меняется: общая доля ВИЭ подскочила с 4% в 2015 г. до 25% в 2035 г., а самообеспечение природным газом ожидается в 2020 г.

Либерализованные конкурентные энергетические рынки являются необходимым условием устойчивого развития энергетического сектора. ЕСУ обеспечивает полное соблюдение обязательств по сокращению выбросов двуокиси углерода (CO 2 ), оксидов азота (NO x ) (оксид азота и диоксид азота) и пыли крупных установок по сжиганию, а также по внедрению системы торговли квотами на выбросы (ETS). ), к 2035 г. В то же время уголь будет по-прежнему использоваться для выработки электроэнергии до 2035 г. Хотя по прогнозам основная модернизация угольных электростанций начнется после 2025 г., их электрический КПД увеличится до скромных 36,8% к 2035 г.

Внедрение ЕСУ разделено на три этапа:

  1. Первый этап (2018-2020 гг.) направлен на создание либерализованных, конкурентных энергетических рынков и минимизацию вмешательства государства в их работу.
  2. На втором этапе (2021-2025 гг.) основное внимание уделяется развитию энергетической инфраструктуры и ее интеграции в европейскую систему, а также привлечению необходимых инвестиций в энергетический сектор.
  3. Наконец, третий этап (2026–2035 годы) касается устойчивого развития: выполнение обязательств по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ); быстро развивающиеся возобновляемые источники энергии; обеспечение энергетической безопасности за счет дальнейшего наращивания добычи газа, в том числе за счет нетрадиционного газа и морского бурения, после выхода на газовое самообеспечение на втором этапе.

Вместо моделирования общего конечного энергопотребления по секторам, ESU фокусируется исключительно на TPES. Однако правительство планирует провести комплексное энергетическое моделирование спроса на энергию до 2035 года для своего Национального плана действий (NAP) в области энергетики. Стратегия реализации Украины на 2018-2020 годы (задача 171 НПД: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/497-2018-%D1%80). НПД также предусматривает, что после 2020 года все планы, стратегии и другие документы Министерства энергетики и угольной промышленности (МЭУ) будут основываться на энергетическом моделировании9.0005

Национальный план действий по возобновляемой энергетике (НПДВЭ) был принят в 2014 году в соответствии с обязательствами Украины перед Энергетическим сообществом. По данным SAEE, амбициозные цели NREAP требуют инвестиций в размере от 60 до 70 миллиардов гривен (от 3,5 до 4,3 миллиардов долларов США) для увеличения мощности ветровой энергии в стране до 2,28 гигаватт (ГВт) к 2020 году, что на 500 % больше, чем планировалось. 410 мегаватт (МВт) мощности на момент утверждения NREAP. Солнечная энергия увеличится с 450 МВт до 2 300 МВт, а мощность малых гидроэлектростанций будет увеличена со 120 МВт до 150 МВт. И последнее, но не менее важное: установленная мощность производства электроэнергии из биомассы увеличится в 40 раз, с 24 МВт до 9 МВт.50 МВт. Общее намерение NREAP состоит в том, чтобы увеличить текущую установленную мощность (за исключением крупных гидроэлектростанций) более чем в пять раз, с 1 024 МВт до 5 700 МВт.

В 2015 году Украина также приняла Национальный план действий по энергоэффективности (НПДОЭ) в соответствии с Договором об энергетическом сообществе. В НПДЭЭ изложены меры по повышению энергоэффективности для достижения экономии энергии на уровне 9% в 2020 году по сравнению со средним внутренним конечным потреблением в 2005–2009 годах. Однако две крупные рецессии 2009 и 2013–2014 годов, а также потеря государственной власти над Крымом и частью Донбасса уже привели к сокращению общего конечного потребления 290,6% в 2015 г. по сравнению со средним справочным значением за 2005–2009 гг., что значительно превышает утвержденный целевой показатель на 2020 г. Поскольку это снижение потребления может быть связано главным образом со структурными изменениями в промышленности и общим снижением активности, целевые показатели энергоэффективности НПДЭЭ должны быть пересмотрены. чтобы извлечь выгоду из значительного неиспользованного потенциала Украины в области энергоэффективности.

Таким образом, утвержденный НПД предписывает разработать новый НПДЭЭ и обновленный НПДЭВ, действующие до 2030 г., при условии, что все планы до 2019 г.(для NEEAP) и 2020 (для NREAP). В июне 2019 года в соответствии с НПД Министерство регионального развития также возложило на Министерство регионального развития ответственность за отчетность о расчетных значениях показателей энергоэффективности (EEI) в SAEE на основе методологии Международного энергетического агентства (МЭА) и публикацию EEI для промышленности, сельского хозяйства, услуг, строительства и жилищного сектора к концу 2019 года. ИЭЭ необходимы для оценки неиспользованного потенциала энергосбережения, постановки целей по энергоэффективности и обеспечения мониторинга прогресса.

Энергетическая статистика

Государственная служба статистики Украины (ГССУ) отвечает за публикацию официальных статистических данных страны.

Основными источниками статистических данных являются ежемесячные и ежегодные обследования промышленного производства, производства электроэнергии и потребления энергии предприятиями, в том числе для целей преобразования. Они дополняются данными обследований домохозяйств и административных источников, в том числе данных Государственной таможенной службы.

С 2012 года национальный энергетический баланс составляется и публикуется в Статистическом ежегоднике Украины. Товарно-энергетические балансы также публикуются в специальном издании «Топливно-энергетические ресурсы Украины», доступном онлайн в электронном формате с загружаемыми таблицами Excel. Структура и качество энергетического баланса соответствуют Международным рекомендациям по статистике энергетики (IRES), а данные сопровождаются ключевыми графическими изображениями. С 2016 г. издается брошюра, в которой обобщены основные выводы в более компактном формате.

Госстат Украины обменивается данными со Статистическим отделом ООН (СОООН), МЭА и Евростатом посредством совместных вопросников МЭА/Евростата/ЕЭК ООН. Украина также вносит свой вклад в Инициативу совместных организаций по данным (JODI), отправляя ежемесячные данные о нефти и газе в СОООН.

Кроме того, каждый год Госстат Украины организует собрание для представления энергетического баланса основным поставщикам данных и пользователям. Он также курирует большую рабочую группу по статистике энергетики, в которую входят энергетические ассоциации и различные министерства, в том числе министерства экономики, окружающей среды и энергетики.

Несмотря на сложную политическую ситуацию, качество энергетических данных Украины с каждым годом улучшается. Госстат Украины активно взаимодействует с поставщиками данных для устранения выявленных пробелов в данных и расхождений с другими источниками. Планы развития тесно связаны с требованиями отчетности Украины как Договаривающейся стороны Энергетического сообщества, такими как сбор данных моделирования о конечном потреблении в домохозяйствах и соблюдение Директивы 2008/92/EC о прозрачности цен на газ и электроэнергию.

В 2019 году Госстат Украины активно взял на себя ответственность за составление показателей энергоэффективности, которые будут активно поддерживать планирование энергоэффективности в стране.

Справки
  1. За исключением временно оккупированной Автономной Республики Крым, г. Севастополя и части Донецкой и Луганской областей.

  2. Отечественное производство/TPES.

  3. Когенерация относится к комбинированному производству тепла и электроэнергии.

Без учета временно оккупированных Автономной Республики Крым, г. Севастополя и части Донецкой и Луганской областей.

Отечественное производство/ТПЭС.

Когенерация относится к комбинированному производству тепла и электроэнергии.

Возможности и вызовы для производства возобновляемой энергии в Украине

26 сентября 2022 г.

В то время как война в Украине продолжается без видимого конца, политики начали решать вопрос о необходимости стратегии восстановления страны. Украина оценила затраты в 750 миллиардов долларов на восстановление разрушенных городов и достижение экономических целей к 2032 году. По последним оценкам Всемирного банка и Европейской комиссии, стоимость реконструкции составляет около 349 миллиардов долларов. Критический и стратегически важный компонент этой перестройки касается энергетического сектора и инфраструктуры Украины. Россия использовала энергию в качестве оружия в своей войне, как за счет прекращения поставок газа в Европу, так и за счет прямых атак на энергетическую инфраструктуру Украины, подчеркивая необходимость надежного энергоснабжения и устойчивой энергетической инфраструктуры как в Европе, так и на Украине. Расширение и развитие производства возобновляемой энергии в стране открывает путь к обеспечению энергетической независимости Украины и большей интеграции с Европейским Союзом.

До войны возобновляемые источники энергии играли большую роль в электроэнергетике Украины. После введения программной поддержки в 2009 году доля возобновляемой генерации за счет энергии ветра, солнца, гидроэлектроэнергии и биомассы увеличилась с менее чем 2 процентов до примерно 11 процентов в 2020 году. В 2021 году Украина поставила цель получать 25 процентов своей общей энергии. смешать энергию с возобновляемыми источниками энергии к 2035 году — амбициозная цель, решение которой будет зависеть от значительных инвестиций в ветряную и солнечную энергию. Война мотивировала и будет продолжать мотивировать дальнейшие действия по развертыванию возобновляемых источников энергии, поскольку энергетическая независимость от России и сетевая интеграция Украины с Европейским Союзом стали критически важными для национальной безопасности. На Конференции по восстановлению Украины страна объявила о планах добавить дополнительные 5–10 гигаватт (ГВт) мощностей возобновляемой энергии в течение следующих 10 лет. Для достижения краткосрочного и долгосрочного роста производства возобновляемой энергии необходимо рассмотреть и решить несколько задач.

Во-первых, большинство районов с высоким потенциалом ветровой и солнечной генерации находятся в оккупированных или оспариваемых регионах Украины. Данные, опубликованные и собранные Группой Всемирного банка, показывают самый высокий фотоэлектрический потенциал в оккупированных южных регионах, включая Крым и Донбасс. Поскольку Крым и большая часть южного побережья Украины находятся под контролем России, возможности для развития оффшорной ветроэнергетики сильно ограничены. Кроме того, большинство действующих и планируемых проектов по производству возобновляемой энергии в настоящее время заняты или находятся в оспариваемых регионах. Около 66 процентов действующих ветряных и солнечных электростанций находятся в пяти южных областях страны (Одесской, Запорожской, Николаевской, Херсонской и Днепровской), которые в настоящее время оккупированы Россией или находятся под повышенной угрозой9.0 процентов действующих ветропарков в Украине находятся в оккупированных регионах. Запланировано значительное увеличение мощностей в южных и прибрежных регионах страны. ДТЭК ВИЭ, крупнейший оператор активов возобновляемой генерации в Украине, отложил на неопределенный срок запланированные 700 МВт дополнительных ветровых мощностей на юге Украины. Возвращение оккупированных территорий остается приоритетом Украины, но продолжающаяся война и масштабы разрушений в этих регионах задержат возобновление развертывания.

Во-вторых, для достижения общих целей правительству и отраслевым партнерам необходимо разработать политику и финансовую основу, которые будут поддерживать постоянные частные инвестиции в сектор возобновляемых источников энергии. Даже без учета затрат на реконструкцию сектора возобновляемых источников предполагаемые капитальные затраты, необходимые для добавления 5–10 ГВт возобновляемой энергии, составляют около 11,5 миллиардов долларов. Основным механизмом поддержки сектора возобновляемых источников энергии является льготный тариф (так называемый зеленый тариф), введенный в 2009 г.. Законодательством установлена ​​льготная цена на электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников энергии. Еще до войны между производителями возобновляемой энергии и правительством росли разногласия по поводу рыночных структур и действия зеленого тарифа. Быстрое расширение возобновляемых генерирующих мощностей подорвало способность правительства Украины поддерживать схему поддержки зеленого тарифа. В ряде случаев Гарантированный покупатель не выплатил компенсацию производителям из-за проблем с ликвидностью. Меморандум о взаимопонимании между сторонами был направлен на устранение некоторых разногласий путем снижения зеленого тарифа и обеспечения погашения непогашенной задолженности перед производителями возобновляемой энергии. Хотя это приведет к увеличению сроков окупаемости для инвесторов, улучшение платежей от Гарантированного покупателя производителям электроэнергии является важным шагом в развитии государственно-частного партнерства и инвестиций в этот сектор.

Война усилила бюджетную и финансовую напряженность как для правительства, так и для производителей возобновляемой энергии. В начале войны Минэнерго Украины издало приказ №140, заморозив значительную часть платежей производителям возобновляемой электроэнергии. ДТЭК ВИЭ подчеркнул проблемы, с которыми сталкиваются компании при поддержании операций и погашении кредитов в условиях заморозки, а неопределенность в отношении подхода правительства к энергетическому сектору добавит дополнительную нагрузку для частных инвесторов, оценивающих пространство. В более общем плане привлечение инвестиций и расширение сектора возобновляемой энергетики может начаться только после того, как будет обеспечена безопасность регионов развития и безопасность работников. Обеспечение безопасности работников и имущества в какой-то степени будет определять темпы реконструкции. Пока война продолжается, развитие тесного диалога с частными инвесторами и операторами поможет заложить основу для успешного внедрения возобновляемых источников энергии. Кроме того, международные финансовые учреждения, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), будут играть важную роль в обеспечении механизмов управления инвестициями и рисками в процессе реконструкции. ЕБРР принимал активное участие в предоставлении экстренной ликвидности ключевым секторам экономики Украины и будет играть заметную роль в создании необходимой финансовой и рисковой среды для реконструкции.

Наконец, увеличение возобновляемой мощности и генерации потребует значительных инвестиций в ремонт, модернизацию и присоединение сетей. Увеличение балансирующих возможностей сети было приоритетом для страны до войны, поскольку было подсчитано, что к 2025 году потребуется около 2 ГВт дополнительной пиковой мощности и 500 мегаватт (МВт). Конференция по восстановлению Украины подсчитала, что дополнительная 3,5 ГВт гидромощностей, 1,5–2 ГВт пиковой мощности и 0,7–1 ГВт аккумулирующих мощностей потребуются в течение следующих 10 лет для балансировки, чтобы обеспечить целевой рост возобновляемой генерации. Дальнейшее подключение к европейской энергосистеме и расширение экспортных мощностей Украины по электроэнергии будут приоритетами в усилиях по восстановлению. В июле Украина начала экспортировать электроэнергию в Европейский Союз, используя интерконнект мощностью 100 МВт с Румынией. Поскольку спрос на электроэнергию в Украине так резко упал, страна имеет избыточные генерирующие мощности, которые могут поддержать экспорт. Пока Европа переживает собственный энергетический кризис, увеличение экспорта из Украины будет способствовать стратегическим интересам обеих сторон и интересам безопасности. Тем не менее, Украина все еще должна выполнить несколько технических требований, чтобы доказать, что она может обеспечить стабильные поставки электроэнергии в Европу.

Расширение развертывания возобновляемой энергетики в Украине станет стратегически важным шагом в восстановлении страны. Несмотря на то, что Украина имеет высокий уровень энергетической независимости благодаря своим ядерным генерирующим мощностям, расширение использования возобновляемых источников энергии позволит стране снизить зависимость от импорта из России и Беларуси. Например, в 2019 году Украина импортировала 33 процента природного газа и 50 процентов угля. Кроме того, увеличение возобновляемых и экспортных мощностей будет способствовать экономической интеграции Украины и интеграции в области безопасности с Европейским союзом и ограничит способность России использовать энергию в качестве оружия в войне. Восстановление во время и после конфликта будет сложной задачей для Украины, международных партнеров и частных инвесторов. Создание прочной политической основы для развертывания возобновляемых источников энергии и инвестиций должно быть ключевым направлением для реконструкции Украины и будущего энергетики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *