Русские избы, строительство и убранство деревенских изб на Руси
Жители поселков в Древней Руси строили деревянные избы. Поскольку леса в стране было предостаточно, то запастись бревнами мог каждый. Со временем зародилось и стало развиваться полноценное домостроительное ремесло.
Так к XVI в. в княжеской Москве образовались районы, заполненные срубами, которые были готовы к продаже. В столицу княжества их переправляли по реке и продавали по низким ценам, отчего иностранцы удивлялись стоимости такого жилья.
Для ремонта избы требовались только бревна и доски. В зависимости от нужных габаритов можно было подобрать подходящий сруб и сразу же нанять плотников, которые собрали бы дом.
Бревенчатые избы всегда пользовались высоким спросом. Из-за частых массовых пожаров города (порой даже по причине неосторожного обращения с огнем) и селения приходилось восстанавливать. Большой урон наносили вражеские набеги и междоусобные войны.
Как на Руси строили избы?
Бревна укладывали таким образом, чтобы они были связаны между собой по всем 4 углам. Деревянные постройки были двух видов: летние (холодные) и зимние (оборудованные печью либо очагом).
1. Ради экономии древесины использовали полуземляную технологию, когда нижнюю часть выкапывали в грунте, а сверху была клеть с окнами (их затягивали бычьим пузырем или закрывали крышкой-ставенкой).
Для такого жилья более предпочтительным была легкая, песчаная, не пропитанная влагой почва. Стенки ямы обшивали досками, а иногда обмазывали глиной. Если трамбовали пол, то также обрабатывали его глиняной смесью.
2. Существовал еще один способ — укладка готового сруба из сосны в выкопанной земле. Между стенами ямы и будущего дома засыпали щебень, камни и песок. Конструкций внутри пола не было. Да и потолка как такового тоже не существовало. Хватало устланной соломой и сухой травой и ветками крыши, которая держалась на толстых жердях. Стандартная площадь избы составляла примерно 16 кв. м.
3. Более состоятельные крестьяне Древней Руси ставили себе дома, которые полностью находились над поверхностью земли и имели покрытую досками крышу. Обязательным атрибутом такого жилья была печь. На чердаке организовывали помещения, которые преимущественно использовали в хозяйственных нуждах. В стенах прорубали волоковые окна. Они представляли собой обычные проемы, которые в холодное время года закрывали щитами из досок, то есть «заволакивали».
Вплоть до XIV в. в избах обеспеченных жителей (крестьян, дворян, бояр) окна делали не волоковыми, а слюдяными. Со временем стекло пришло на смену пластинам из слюды. Однако еще в XIX в. в селах оконные стекла были большой и ценной редкостью.
Как жили в русских избах?
На Руси избы представляли собой весьма практичное жилье, которое устанавливали таким образом, чтобы сохранить тепло. Вход в дом находился с южной стороны, с северной стороны была глухая стена. Пространство было разделено на 2 части: холодную и теплую клети, их площадь не была одинаковой. В первой держали домашний скот и инвентарь; теплую оснащали печью или очагом, размещали полати для отдыха.
Русские избы топили по-черному: дым клубился по полу и выходил из двери, из-за чего потолок и стены были покрыты толстым слоем сажи. В состоятельных домах топку выполняли по-белому, то есть через дымоход в печи.
В домах бояр строили дополнительный третий этаж — теремной. Как правило, там размещали покои для жены или дочерей. Важна была порода дерева, которое применялось при возведении жилья. Представители высшего сословия выбирали дуб, так как он считался наиболее прочным материалом. Остальные сооружали постройки из бревен сосны.
Древнерусские хоромы
На Руси хоромами называли избу из деревянного сруба, которую составляли из нескольких построек, соединенных между собой. Вместе сооружения образовывали княжий двор.
Каждая составная часть носила свое название:
- ложница — спальное помещение;
- медуша — кладовая для хранения запасов меда и браги;
- мыльня — помещение для мытья, банная;
- гридница — парадная зала для приема гостей.
В разных частях хором жили родственники и приближенные (дружинники, сподвижники) князя.
Убранство древнерусской избы
Обстановка и интерьер деревянной избы организовывали с соблюдением традиций. Больше всего места отдавали печи, которая располагалась с правой или левой стороны от входа. Этот атрибут выполнял сразу несколько функций: на ней спали, в печи готовили еду, а когда во дворе не было отдельной бани, то в печи еще и мылись!
Напротив печи (по диагонали) размещали красный угол — место для хозяина и почетных гостей. Там же находилось место для икон и святынь, которые оберегали жилище.
Угол напротив печи представлял собой кухонное пространство, которое называли бабьим кутом. Крестьянки находились у печи долгими вечерами: кроме приготовления пищи там они занимались рукоделием — шили и пряли при свете лучины.
В мужском куте были свои домашние заботы: ремонтировали инвентарь, плели лапти и т. д.
Избы были обставлены самой простой мебелью — лавки, стол. Спали на полатях — широких лавках, установленных высоко у стены печи.
Крестьянские дома не украшали элементами декора. В палатах князей на стены размешивали ковры, шкуры зверей и оружие.
Русская изба: внутреннее убранство — Щи.ру
Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.
Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.
Крыльцо русской избы
Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.
В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.
На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.
Сени
Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени — это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.
Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.
Русская печь
Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.
Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.
С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.
Печной угол
Его также называли «бабий угол», поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.
Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись — это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.
Лавки в избе
В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.
Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.
Мужской угол (Коник)
Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют «коник». Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.
На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.
Женский угол (Середа)
Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.
Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.
Красный угол
Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах — лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.
И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.
Крупы, муку и другие продукты народ хранил в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.
Русский стиль: из прошлого в будущее
Русский стиль декора интерьера становится в последние годы все более популярным, причем не только в России, но и за рубежом. В эпоху стремительного развития промышленности и роста городов люди все чаще задумываются о возвращении к природе. И только русский стиль дает им такую возможность в полной мере: бревенчатый домик, простота и непритязательность интерьера, натуральные материалы создают неповторимое ощущение единения с природой.
Русские деревни состояли из деревянных домов, церкви, бани, ветряных мельниц, амбаров и других хозяйственных построек, расставленных для предотвращения распространения огня.
Дома были построены из бревен и не отличались особой планировкой, но имели особые архитектурные особенности, которые могли быть украшены . К ним относятся конек крыши, концы фронтона (или фронтоны), горизонтальная доска, отделяющая треугольный фронтон от квадратного основания дома, вертикальные доски на каждом углу («полотенца»), а также рамы окон и двери.
Декоративные детали , формы растений и животных, мифические и волшебные существа или инициалы и даты были среди персонализирующих мотивов.
Древесина была наиболее распространенным строительным материалом. Металл был ценным и редко использовался в гвоздях для зданий. Все части здания были вырезаны и соединены ручным топором. Пилы использовались редко.
На севере и в Приволжье расположение хозяйственных построек предусматривает множество площадей для оформления, например крытые лестницы и переходы между домами. Резьба , в виде ажурного ажурного орнамента, украсила карнизы, оконные рамы и балкон.
Краску иногда добавляли под широкие карнизы и балконы, где она была бы защищена от непогоды. Другим важным архитектурным элементом на севере был охлупень , или конек , крупная фигура, вырезанная из корня лиственницы и служившая коньком дома. Они принимали форму лошади, утки, курицы или оленя и, вероятно, представляли собой древнюю славянскую или скандинавскую форму, возможно, когда-то представлявшую божество природы или духа-защитника.
Доминантой любой избы была большая глиняная печь , занимавшая угол слева или справа от главного входа. Прилегающая территория, чулан, была женской стороной дома и содержала бочку с водой, стол для приготовления пищи и шкафы для хранения посуды и кухонных принадлежностей. Приподнятые спальные площадки, полаты, укладываются рядом с печью, иногда доходят над входной зоной до противоположной стены. Низкие скамьи, лавки , были построены вдоль других стен и использовались для сидения, сна или иногда для поддержки отдельно стоящих шкафов.
Большой украшенный ткацкий станок обычно стоял в центре комнаты. Кованые светильники держали деревянные шины, чтобы обеспечить свет для вечерних и зимних работ. Духовным центром дома был иконный уголок , расположенный по диагонали от печи.
Ну вот историческая история традиционного русского зодчества . И, в то же время, большое вдохновение для украшения собственного дома, если вы любите, чтобы вас окружали разные, уникальные вещи. Конечно, не каждый может воссоздать русский стиль в вашем доме – многое зависит от архитектурных особенностей вашего дома (или квартиры). Но, безусловно, даже в мельчайших деталях можно привнести дух русского фольклорного стиля.
Маленькие (или даже большие) сокровища можно найти на ebay, антикварных распродажах, в антикварных магазинах или даже попытаться сделать их самостоятельно.
Попробуйте поиграть со специфическими цветами (красный, синий, желтый…), народными орнаментами, крупными цветами… Вы можете использовать текстиль с похожим дизайном, обои и широкий выбор украшений – классические русские матрешки, постеры, расписные деревянные шкатулки, высокодекоративные пасхальные яйца…
Красный угол и символика русского дома – Вишневый тайник
Этот пост адаптирован из «Русского дома и ремесла жизни» — Глава третья в моей книге Русская магия (впервые опубликована как Душа России ). Это последний из текущей серии постов о моих путешествиях по России и культуре, в которую я погрузился.0019 изба ) — модель вселенной и самостоятельный микрокосм. Хотя изба может выглядеть так, как будто у нее есть только первый этаж, при ближайшем рассмотрении обычно обнаруживается люк в первом этаже, ведущий в подземный погреб, и очень часто лестница, ведущая в неотапливаемое чердачное помещение наверху. Это символически воплощает три мира подземного мира, человеческий или средний мир и верхний мир, соединяющий его с небом. Использование украшений и предания русского дома благоухают этой символикой, связывая ее со славянским мифом и тремя вертикальными мирами, представленными в древнерусском Древе Жизни.
‘ Дом, в котором жили и умерли многие поколения крестьянской семьи, ассоциировался у его обитателей с маленькой вселенной, неразрывно связанной с миром природы и Космоса. В этом благоустроенном мире должны царить мир и согласие – раз и навсегда .» (Красунов, с.12)
В традиционном русском доме все наполнено смыслом. Это жизненно важное жизненное пространство, устроенное в соответствии с законами космоса, и в котором следует тщательно соблюдать определенные обряды, чтобы поддерживать его в добром здравии как дома и приносить пользу людям, которые там живут.
Мой собственный дом в селе Хули
Мир людей Избы
Когда вы входите в русский дом, вам, возможно, придется низко наклониться, проходя через дверной проем. Это сделано намеренно, чтобы каждый входящий проявлял уважение к дому, и в особенности к Красному углу, священной части дома, где хранится семейная икона. Традиционно икона стоит на высокой деревянной угловой полке, задрапирована вышитым льняным полотенцем и освещена небольшой вотивной лампадкой. В православной культуре иконы являются не просто религиозными изображениями, но считаются святынями, наделенными властью сами по себе как врата к божественному. Икона также является заряженным символом, олицетворяющим благополучие самой семьи. В телеинтервью во время катастрофы подводной лодки «Курск» в 2000 году пожилая женщина горько рыдала, рассказывая о своем внуке, застрявшем на дне океана: «Икона упала со стены через несколько дней. назад, — всхлипнула она. «Это плохой, плохой знак».
Красный угол – обычно икона, стоящая напротив входа в комнату, задрапированная вышитым полотенцем. Считалось, что такие полотенца обладают способностью исцелять больного, если им вытирать лицо
Красный угол , красный угол , так называется потому, что красный цвет в русской культуре означает «красивый». Слово krasni для красного происходит от того же корня, что и слово для красивого, krassivi . Это дохристианская славянская традиция, и обрядовые льняные полотенца вышивают красным цветом, так как этот цвет считается священным и олицетворяет не только красоту, но и силу самой жизни. Россия известна как «страна двух вер», и очевидно, что между христианским и исконно славянским символизмом в России мало границ. Тем же полотенцем, на котором могут быть вышиты фигуры Богини-Матери, древа жизни и небесных духов в образе коней, в знак глубочайшего почтения драпируется семейная икона.
У меня есть старое вышитое полотенце. Павлин символизирует небо, как и лошади. Фигура на доме, вероятно, представляет собой старую Богиню-Мать. Икона Святой Параскевы, иначе известная как «Мать-Пятница», связанная с прядением и браками. Ее роль напоминает роль древнеславянских богинь-пряхлиц, и она защищает женщин, но накажет их, если они не чтят ее праздники. Илья-пророк также был подходящим сюжетом для домашней иконы, так как он был тесно связан с Перуном, древним богом. грома и молнии, и лучше держаться справа от него
Плита
Полярность христианской и местной религий проявляется и в планировке комнаты. По диагонали от Красного угла находится место, где часто стоит печь, печь , она же «Мать». В то время как православная икона гарантирует связь с небесными обрядами Византии, печь является стихийным горнилом самой жизни. Русская пословица, которая дословно переводится как «Пляскать от печки», означает «Начать сначала»: печка — источник и хранительница жизни. Без печка , в доме нет жизни; она – источник тепла и уюта, который может поддерживать жизнь семьи долгими русскими зимами. Печка универсальна – она используется не только для обогрева дома и приготовления пищи, но и традиционно является местом для сна. Классическая конструкция печи представляет собой большую коробчатую форму, построенную из кирпича с отделкой из гипса; его плоская вершина, примерно в шести футах ниже потолка, обеспечивает прекрасную спальную платформу.
Старинная русская домашняя печь или «печка». Этот, вероятно, находится в доме, превращенном в музей (Wikipedia creative commons)
Печь требует умения и терпения в управлении. В деревенском доме, которым я владел в том же селе Холуй, я знал, что должен внимательно слушать, когда мне дают указания, как его зажечь, иначе мое пребывание там зимой будет ледяным. Критической стадией операции было наблюдательное ожидание того момента, когда бревна сгорят, а крошечные остаточные синие языки пламени сменятся оранжевым свечением. Только после этого можно было безопасно закрыть заслонки, которые сохраняли тепло еще часов восемь или около того, а кирпичный корпус действовал как гигантский накопительный нагреватель. В противном случае смертельный угарный газ может просочиться в дом, вызывая острые головные боли или что-то похуже. Я так и не овладел навыками вяления грибов или варки каши за ночь в более прохладных печах печи, но я научился уважать жизнь и смерть «Мамаши» и любить ее нежное, проникающее тепло.
Деревенская свадьба: действие происходит в традиционном доме со столом перед Красным углом и печкой рядом (Федоскинская лаковая миниатюра)
Угощение и гостеприимство
Другой ключевой особенностью традиционной гостиной является обеденный стол, и сидеть за ним значит быть «на ладони божьей», как выразительно выражается старая поговорка. По традиции его ставили под Красным углом, и большая часть семейной жизни проходила за этим столом. Еда и гостеприимство являются важной частью русской культуры, как сельской, так и городской.
Старинный самовар, один из многих, которые я собрал и привез в Великобританию.
Самовар, или «самоварка», как переводится это слово, также является ключевой частью русского гостеприимства. Иногда его рассматривают как еще один символ матери, наряду с печкой и матрешкой. Уютные изгибы, декоративная и блестящая отделка из латуни, никеля или серебра, а также почти безграничный запас горячей воды делают его естественным центральным элементом чайного стола. Традиционные самовары, в отличие от современных электрических, нагреваются за счет поджигания пучка палочек или древесного угля в центральной воронке, которая затем, в свою очередь, нагревает воду в большой внешней камере. Сам чай заваривается отдельно, в особо крепких количествах в маленьком чайнике, который потом доливают горячей водой из самого самовара. Самовары по-прежнему популярны, а большие версии часто используются в гостиницах и офисах, а также дома. Но как сказал мне друг:
‘ Самый лучший самовар тот, который топишь углем и веточками, да еще травками посыпаешь. Вы можете посидеть в саду, вдыхая ароматный пар и время от времени выпивая чашку чая; это счастье, которое длится часами .»
Церемония «Хлеба-Соль», по этому случаю приветствие гостей, прибывающих на лодке
Самый известный ритуал гостеприимства в России — церемония встречи, известная как «Хлеб-Соль» , хлебсоль . Используется круглая буханка, в которой вырезано небольшое углубление, чтобы вместить горку соли; буханку кладут на одно из длинных вышитых льняных полотенец и предлагают гостям по прибытии. Хотя обычай хлеба-соли в наши дни не проводится регулярно, его все еще часто проводят на свадьбах, когда новобрачная входит в дом своей свекрови.
Хохломская деревянная посуда и декоративные панно до сих пор популярны в русских домах. Говорят, что основные красный, черный и золотой цвета связаны с жизнью, состраданием и вечностью.
Подземный мир
После бурной жизни на первом этаже дома, срединный мир, спуск в подвал может показаться темным и жутким. Погреб, или podpol , представляет собой небольшую комнату под полом дома, обычно используемую в качестве места хранения, где корнеплоды могут храниться при прохладной, но ровной температуре в течение зимы, или банки с маринованным салатом и домашними овощами. приготовленный яблочный сок оставлен до тех пор, пока они не понадобятся. Но с точки зрения традиционных верований, он известен как место предков и резиденция домавой , или домашний дух.
Домавой, в одном из своих типичных обличий
Имя Домавого происходит от «дом», что в переводе с русского означает «дом», и он принадлежит к племени русских «духов природы». Эти персонажи темпераментны, неуловимы и с ними сложно иметь дело. Они во многом похожи на озорных «элементалей» западной магической традиции или на пикси и духов западного фольклора. domavoi на самом деле ассоциируется с семьей, а не с домом, и любая семья, которая переезжает, может столкнуться с трудностями, если не убедит своих домавой идти с ними. Один из проверенных способов — заманить его в мешок, отнести мешок в новое жилище, а затем быстро предложить domavoi тарелку овсянки, чтобы помочь ему успокоиться. Другой — отрезать толстый ломоть хлеба и положить его под печку в новом жилище. Важно пригласить с собой домавой ; даже если он капризен, семье нужно, чтобы он был рядом.
Хотя домавой обычно ассоциируется с предками и подвалом дома, он тоже любит посидеть в печке, а иногда и на чердаке. Вообще считается несчастливым увидеть домавого, ибо это может предвещать смерть в домашнем хозяйстве. Если вы его увидите, к нему не следует обращаться как domavoi , но чаще как «хозяин» или «дедушка». (В различных традициях принято избегать называть волшебное существо его настоящим именем; в России медведя часто называют Мишкой, ласковым прозвищем, а чем по собственному имени Медведь, или «знаток меда».) Нужно уметь распознавать домавой и , так как, как и большинство духов природы, он может появляться в различных формах. Он мог появиться в образе крошечного, сморщенного старичка, покрытого пушистыми волосами, или в виде высокой фигуры, «черной, как уголь», или даже в виде животного или охапки сена.
Медведь Мишка, к которому в русской традиции относятся с уважением и любовью. Вот он пчелиный улей, чтобы в нем можно было делать мед, который он любит.
Вера в домавой устарела? Некоторые русские вполне могут считать это причудливым старым народным поверьем, но для других присутствие духов в доме и ландшафте вполне реально. На острове Кижи, на крайнем севере России, я спросил женщину из областного города Петрозаводска, что она думает о домавой . Она ответила мне очень серьезно:
«Каждое лето я приезжаю сюда по работе с туристами и живу одна в одном из старых деревянных домов. Ах да, домавой наверняка существует. Когда я сижу в этом темном доме ночью, я иногда слышу стук или слышу, как кто-то поет мелодию. И даже когда я знаю, что дом пуст, я чувствую, что наверху кто-то есть. Это, несомненно, домавой ».
И небольшой постскриптум: только что я села завтракать с мужем, написав это, как мы оба вздрогнули, услышав громкий стук из шкафа под лестницей. Подумав, что одна из кошек застряла там, я открыла дверь, чтобы разобраться. Ничего не было видно. Кроме, пожалуй, домавой ?
Здесь Домавой вроде бы в хороших отношениях с домашней кошкой. В России кошек очень любят как домашних животных, и они сами обладают магическими способностями. Русская женщина, демонстрирующая искусство прядения, в народном музее
Чердак и Верхний мир
Во многих русских домах есть неотапливаемая чердачная комната, используемая в основном летом. Его часто называют светелка , слово, связанное с солнечным светом и с самим солнцем, которое считается защитником дома. Говорили, что его высокое положение выгодно для молодых девушек и поможет защитить их невинность. Однако, хотя незамужние сестры и их подруги могли официально сидеть здесь вместе, чтобы шить или прясть, это также было местом для гадания, особенно в вопросах любви. Здесь они могли расплести косу, действие, которое ослабило бы оковы повседневного мира и пригласило бы силы магии. В то время как их матери считали, что они без опаски занимаются прядением и рукоделием, они смотрели в зеркало, чтобы увидеть лица своих будущих мужей, или гадать, интерпретируя формы расплавленного воска, брошенного в чашу с водой.
Гадание в зеркале, которое часто проводилось накануне особых праздников. Девушки гадали по плавающей свече. Действие этой сцены происходит в гостиной, а не на чердаке. Они распустили волосы, чтобы выпустить духов потустороннего мира.
На памяти живых женщин прялка и ткачество были ключевым занятием в сельской жизни, а выброшенные веретена, прялки и прялки до сих пор можно легко купить на блошиных рынках. Это было не только практическое занятие, но и символизировало наведение порядка и цивилизации в обществе.
Прядильщица – офорт Б. Забирохима в моей коллекции
Особую роль по отношению к прядению играла старославянская богиня Мокошь, а прялкой и ткацким станком руководил другой женский домашний дух по имени Кикимора. Кикимора быстро наказывала женщин, которые не убирали аккуратно прядение и рукоделие в конце рабочего дня! Однако она могла бы помочь прилежной домохозяйке, взяв на себя часть ее работы по ночам.
Кикимора сварливая, дух прядения
Прялки часто были богато украшены, окрашены в яркие цвета с человеческими фигурами, животными и геометрическими мотивами.
Музейная коллекция прялок (Русский музей, Санкт-Петербург)
Таким образом, чердак мог быть местом и света и невинности, и места волшебства. Небесный мир связан с верхней частью дома, которая часто украшается снаружи, чтобы отразить это. Особенно в Поволжье выступающий конец конька часто придают форму коня, известного в русской мифологии как небесное существо. Символы солнца, такие как петушки или круги с лучами вокруг них, и символы, обозначающие небо, такие как павлины и грозди винограда, обычно вырезаны в верхней части фасада дома, а доски, закрывающие концы балок крыши. широко известны как «крылья».
Крышная резьба с изображениями павлинов и винограда, хранящаяся в музейной коллекции Баня, стоящая вдали от основного дома для предотвращения пожара
Баня
Баня с незапамятных времен является важной частью русской жизни, и обычай Еженедельное парение при экстремальной температуре было с удивлением отмечено первыми путешественниками в Россию, один из которых назвал это «настоящим мучением». .
Баня представляет собой домик в миниатюре, построенный из дерева, с двускатной крышей и собственным небольшим дымоходом. Обычно он стоит отдельно от избы, чтобы избежать пожара. Вода нагревается в котле в растопленной печи, а искусство бани заключается в искусном создании пара до нужной степени. Ритуал состоит из нескольких этапов, таких как ополаскивание теплой водой, а затем лежание на одной из деревянных скамеек, прежде чем приступить к более интенсивному процессу пропаривания. Ветки березовые ( venniki ) используются для того, чтобы один человек хлестал другого; ощущение легкое и стимулирующее, и далеко не болезненное! Существует традиция срезать березу в начале лета, когда она наиболее сильна. Семья, в чью баню я ходил, рассказала мне, что они стараются собрать их около 24 июня, на старинный русский праздник Иванова дня.
Здесь березы также считаются «деревьями желаний» — лентами, которые завязывают, чтобы подтвердить молитву или желание. Березовые ветки срезают в середине лета для сушки и использования в бане.
Баня неразрывно связана с магией и гаданием. Любое заклинание или чары наиболее сильны, если они наложены в полночь в бане. Некоторые авторитеты считают, что роль бани заключается в роли языческого храма, перенесенного в это теплое и наполненное паром место после того, как старая религия была вытеснена приходом христианства. Ритуалы, проводившиеся когда-то в канун свадьбы невесты, всегда проводились в бане. Это был праздник только для женщин, обычно в присутствии только подруг невесты, хотя иногда присутствовал и деревенский колдун-мужчина. Девушки, надеющиеся выйти замуж, забирали немного воды для купания, чтобы обеспечить себе удачу в будущем.
Особые свойства березы также находят свое отражение в обычае украшать церковь ветвями или – как здесь – березками во время праздника Троицы
Игровые варианты гадания в бане на любовь все еще имеют место Cегодня. Девушки устраивают восхитительно-страшный ритуал, в котором они по очереди входят в баню, в атмосферу, густую от пара, и ощупывают все вокруг, пока не коснутся чьей-то руки. Тип прикосновения, с которым они сталкиваются, говорит им, за какого мужа они выйдут замуж: если это будет волосатая рука, то он будет богатым, если гладкая, то он будет бедным, а если мокрая, то он непременно будет пьяницей! На практике игре часто помогают и подстрекают местные мальчики, которым нравится по очереди прятаться в бане и пугать каждую из девочек по очереди.
Банник – еще один озорной домашний дух
Банник
Банный дух известен как банник . Как и большинство русских домашних духов и духов природы, он оборотень, который может менять свою внешность по своему желанию. Большую часть времени его вообще не видно, так как у него есть шапка-невидимка, но он может появляться в виде большого черного кота или, возможно, в виде старика с зеленой бородой. Банник также может проявляться как тяжелый камень или горящий уголь, поэтому потенциально он может находиться в бане в любое время, что делает ее опасным местом, поскольку он вспыльчив и не терпит нарушений этикета. Студенты, работающие на острове Кижи (на крайнем севере России) во время летних каникул, рассказали мне, что они всегда лечили банник с большим уважением. Один из них, интеллигентный молодой человек, считавший, что знает лучше, отказался испросить у банника разрешения войти в баню, как это требовалось, и забыл оставить небольшое подношение в виде мыла или еловой веточки для банного духа, как это принято. обычай. В следующий раз, когда он вошел в баню, он споткнулся, уронил очки и наступил на них по ошибке. Нагнувшись, чтобы подобрать уже разбитые очки, он слишком резко встал и ударился головой о ближний свет. С тех пор, как сообщали его друзья, он всегда проявлял должное уважение к духу бани.
Мощная, рискованная, языческая, но в то же время доставляющая большое удовольствие почти каждому россиянину сегодня, баня сохраняет свое место в наследии русской традиционной культуры и магии.
Еще одно изображение Банника, частично замаскированное березовыми ветками
Украшение дома
В России очень любят цвет и декор, страна богата декоративно-прикладным искусством. Дома часто украшают снаружи резьбой по дереву, и владельцы домов соревнуются друг с другом, чтобы создать лучшую из них. Помимо символов, изображающих солнце или небо в верхних частях, могут быть вырезаны изображения львов или русалок для защиты дома, птиц как символ счастья, а также красивые нисходящие панно из лепнины на передней стене, имитирующие вышивки на парадном полотне. полотенца.
Наиболее заметным и типичным декоративным элементом избы является резьба вокруг окна: ажурные ажурные оконные рамы, известные как наличники , которые включают в себя различные мотивы, часто розетки или цветочные узоры, а иногда даже коммунистическую пятиконечную звезда. Что касается происхождения этого обычая, одно из предположений состоит в том, что это способ защитить дом, охраняя окна от проникновения злых духов. Во-вторых, это создавало прекрасную основу для незамужней дочери, которая сидела и шила у окна, готовая привлечь внимание любого подходящего молодого человека, проходящего мимо.
Девушки в другой форме украшения, гирлянды из осенних листьев, возможно, также для того, чтобы привлечь внимание проходящих мимо молодых людей. (Санкт-Петербург)
Текст и фотографии © Cherry Gilchrist 2020
Дополнительная литература
Герхарт, Женевра (1994) Мир русских , Холт, (Рейнхарт и Уинстон, США)
Дом у Двины: Русское детство (Корги, Великобритания)
Хаббс, Джоанна (1988) Мать Россия , (Indiana University Press)
Милнер-Гулланд, Р. (1997) Русские , (Блэквелл, США)
Биллингтон, Джеймс Х. (1970) Икона и топор , (Винтажные книги: Random House , Нью-Йорк)
Гейнор, Элизабет и др.