Изразцовая печь что это: История изразцовых печей | CeramicaDecor

История изразцовых печей | CeramicaDecor

 

Изразцовые печи – произведения искусства, отличающиеся богатым убранством и эффективностью в отоплении помещений. Плитки, используемые в облицовки печей, известны с давних времен. Однако в Европе, на Руси они стали популярны только в 15-18 веках.

Поскольку кладка изразцовых печей достаточно трудоемкое мероприятие, такие отопительные сооружения могли позволить себе лишь состоятельные граждане. Вместе с тем быстрое развитие изразцового искусства и технологий привело к повсеместному применению изразцовых печей в обиходе людей прошлого времени.

 

История печей с изразцами

Первые русские изразцовые печи стали сооружаться на Руси в 15-16 веках. Первоначально рельефный декор плиток был простым терракотовым в виде сюжетных изображений, растительных рисунков, орнаментов. После кладки такие печи покрывались белой побелкой.

К началу 17 века лицевая часть изразцовых плиток стала обрабатываться муравой или глазурью зеленого оттенка. Настоящие муравленые изразцы и образцы таких печек до сего дня не дошли.

С середины 17 века на Руси стали производить многоцветные изразцовые плитки, богато декорированные рельефами. Производство было налажено на Валдае, откуда затем мастеров стали приглашать для украшения палат дворцов и соборов Москвы. В это время облицовка печей дополняется новыми элементами, и мастера начинают класть богатые, сложные печи, декорированные красивыми сюжетными картинами.

В конце 17 века появляются высокохудожественные русские изразцовые печи.

·                 двухъярусные, облицовка которых выполнялась рельефными изразцовыми плитками, богато декорированными рельефными орнаментами;

·                 трехъярусными с четырех изразцовыми клеймами с усложненными орнаментами.

К 18 веку рельефная отделка изразцовых плиток становится более плоской. Поверхности украшаются:

·                 геральдическими щитами;

·                 художественными росписями;

·                 красивыми медальонами;

·                 портретами.

Изразцовая русская печь становится преимущественно трехъярусной, имеющей пояса со скромной отделкой, цокольный ярус и красивое завершение.

Со второй половины 18 века печники начинают применять профильные пояса, декоративные колонны, сложные завершения. Рисунки изразцовых плиток становятся сложными, многоцветными, и по насыщенности деталей они кардинально отличаются от облицовки прошлого периода. Уникальные печи того времени сохранились в Царском чертоге и покоях митрополита Троице-Сергиевой лавры. Это большие трехъярусные печи, имеющие высокий цоколь, красивые горизонтальные пояса, богато декорированные завершения и колонны.

С этого же времени меняется и характер сюжетной росписи. Она становится орнаментальной, включающей флориальные мотивы, гирлянды, цветочные корзинки и крупные вазоны

В 19 веке печное изразцовое искусство затухает, что вызвано массовым производством плиток на заводах. Изразцы становятся дешевыми, менее яркими и самобытными.

 

Голландские печи

 

В 18-20 веках в России была широко распространена печь голландка, которая до появления централизованного отопления использовалась для обогрева комнат. Такие печи использовались летом в дополнение к основным печам и имели скромные размеры:

·                 1 м в ширину;

·                 2 м в глубины;

·                 2,5 м в высоту.

Голландки имели закрытую топку и дымоход. Впервые такие печи стали строить по приказу Петра Первого, который для борьбы с частыми пожарами издал указ класть печи по голландскому образцу. В облицовке голландских печей использовались изразцы белые, гладкие, декорированные синими орнаментами из глазури. Классические голландские печи, сохранившиеся до сего дня, представляют собой произведения искусства, настоящий антиквариат, богато декорированный сложными орнаментами и многоцветными росписями.

Настоящая хлебопекарная печь с облицовкой в сине-белом исполнении и голландской стилистике росписи

 

Современные изразцовые печи

 

Сегодня голландки, как и изразцовая печь бавария и русские классические печки, декорированные изразцовыми плитками, повсеместно используются для оснащения частных коттеджей. Для кладки используют старинные технологии, неглазурованные, глазурованные изразцы. В печном наборе есть:

·                 рядовые, плоские изразцовые плитки;

·                 угловые детали;

·                 фасонные изразцы, которые монтируются на выступающих участках;

·                 карнизные, предназначенные для облицовки горизонтальных выступающих частей печи, маскировки стыков;

·                 цокольные.

Для кладки сложных изразцовых печей, имеющих пространственную конструкцию, также поставляются венцы, полки, полосы, края, вьюшки.

Современные изразцовая печь для дома коллекции Византия

Современные изразцовые печи украшаются голландскими, фламандскими, древнерусскими, восточными, классическими рисунками и орнаментами. Технологии производства печей остались прежними, как и методы создания изразцов. Производители предлагают и готовые идеи для кладки изразцовых печек, а также создают продукцию на заказ, поэтому для любого интерьера, независимо от планировки помещений и их площади, можно подыскать оптимальный вид печи с облицовкой из изразцов.

Благодаря мастерам-печникам CeramicaDecor вы можете создать в своём доме настоящее произведение искусства!

Любая сложность, вплоть до воссоздания печи с понравившегося Вам изображения. По запросу на индивидуальный проект мы бесплатно предоставляем 3D модель изразцовой печи, со всеми замерами и расчетами. Профессионализм наших мастеров, занимающихся возведением печей уже много лет, обеспечит Вам печь с долгосрочной гарантией.

Добавьте антураж в свой дом с CeramicaDecor!

Русские изразцовые печи — история и современность

Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно». Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили — она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня — главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве».  О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».

Устройство русской печи предполагало не только очаг  для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож.

С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу. Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища:  горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.  

Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь». 

И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.

Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов и в конце-концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.  
XVII век стал пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века».

Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена. 

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб. Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».

К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции  систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы  проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей.

Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу. Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху.

Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России. Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте. 

Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны. Этот период русского искусства даже получил свое название — Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль  — растреллиевское барокко.

Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в  своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры.  Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него. Его творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.  
Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.

«Елизавета Петровна обновила все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он смело мог соперничать, в особенности своими фонтанами, с Версалью и Марли».

Мечеслав Пилсудский, 1857 год

Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские — мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах.

В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.

На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая — в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи, российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись».  

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении. 

Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов. Гессеном  была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе. 

Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять. Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин — для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив. Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только последние 10-12 лет. На рынке не так много компаний, способных изготовить изразцовую облицовку для печи. К тому же, у современных заказчиков практически отсутствует потребность в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из них. Поэтому сейчас скорее речь идет об изготовлении архитектурной керамики и изразцовой плитки. Хотя иногда появляются заказы на настоящие изразцы с румпой.

Современные российские предприятия по изготовлению изразцов относятся к нескольким типам — мастерские с определенным ассортиментом форм и проектов, которые подгоняются под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальные облицовки по эскизам заказчика или создающие новые эскизы; художественные мастерские, изготавливающие  авторские работы; и керамисты-частники.

В любой из перечисленных мастерских заказчик получает объект с высокой степенью уникальности, поскольку полностью идентичных изразцов не бывает и даже в рамках одного комплекта каждый изразец будет отличаться от другого. Разница между мастерскими не слишком существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а это, в первую очередь, вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае, на рынке сейчас можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских.

Одна из самых крупных в России, компания «Паллада» из Санкт-Петербурга основана коллекционерами и исследователями русской архитектурной керамики Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компания имеет в своей базе огромное количество восстановленных антикварных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи — изразцовое богатство Северо-запада».

Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов — это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы компании «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями.

Компания «АртБазл» — мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы. 

Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это — полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.

Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого. 

Изразцовые печи, зимнее тепло — HomeThingsPast

Елена

1500-е и 1600-е, 1700-е, 1800-е, Мебель, Кухня, Освещение и отопление


3 минуты

Изразцовая печь с «печной скамьей» в швейцарском доме-музее (фото Йолы Симон) и картина 1861 года, изображающая гостиную/печную комнату в Шварцвальде, Германия.

Изразцовые печи были прекрасным способом обогрева домов в Северной Европе. Я часто задавался вопросом, почему британцы никогда их не использовали. Поселенцы в Северной Америке тоже почти не пользовались ими, даже в регионах с суровыми холодными зимами. Сначала они, кажется, следовали британской идее иметь огонь, чтобы согреться, а не пытаться согреть всю комнату. В англоязычных странах открытый очаг господствовал долгое время после того, как другие народы перешли к печам, хотя в ранних США и колониальной Новой Англии было несколько железных печей… но я напишу о них в другой раз. Речь идет скорее о керамических изразцовых печах, иногда известных под немецким названием 9.0007 Качелофен .

Печи обогревают помещения эффективнее и чище, чем открытый огонь. Тепло не уходит в дымоход, безопаснее и проще поддерживать их работу на ночь, и вам не нужно рубить так много деревьев, чтобы их топить. (Движение зеленых вновь открыло для себя дровяные печи.)

Какие могут быть объяснения традиционного британского сопротивления печам для отопления? Некоторые из них, которые я рассматривал, обсуждаются в книге Присциллы Брюэр «От камина к кухонной плите: технологии и домашний идеал в Америке» — обязательное чтение, если вы интересуетесь историей отопления и приготовления пищи на плитах в США. Можете ли вы придумать что-либо, кроме этих трех?

Две шведские печи для угла комнаты, простая в деревенском доме, цветочная в большом доме. Белая печь справа находится в Литве. Шведские фотографии от HomeThingsPast. Литовское фото Alma Pater

  • Зимы мягче, чем в остальной части северной континентальной Европы
  • Отвращение к «нездоровой» идее закрытой теплой комнаты без свежего воздуха, без открытого дымохода
  • Чувство, что открытый огонь является частью британского образа жизни – поддержал Лоуренс Райт в 1960-е годы в домашних пожарах, горящих

Изображенные здесь печи не из особняков. Конечно, во дворцах и роскошных домах много хороших печей, но такие можно увидеть в простых или средних домах.

Зеленый, кажется, популярный цвет плитки для деревенских немецких печных с их характерными скамейками и сушилками. В Швеции много высоких белых печей. Если кто-то знает больше о региональных стилях керамической печи, я буду рад услышать от вас.

Печное помещение для печи?

Эта картина была названа «печь со спальней» в 1659 году в учебной книге, обучающей латинским и английским названиям вещей, помеченных цифрами. Подробнее об этом в тексте.

Печь раньше означала отапливаемое помещение, а не то, что его обогревает. В 15 веке в немецкоязычных частях Европы начала распространяться идея поддерживать тепло в гостиной, отводя тепло через глазурованную плитку или железные панели. На кухне все еще был открытый огонь для приготовления пищи. Его можно было соединить с закрытым печным ящиком в соседней комнате, чтобы создать теплое пространство, называемое «печкой» (нем.0007 Стубе «). Тепла может хватить и на соседнюю спальню. Это был большой шаг вперед в комфорте для людей, живущих в обычных домах. Французский путешественник сообщил:

От холода…. [Немцы] имеют печи, которые топят так, что им тепло в комнатах, а зимой ремесленники работают и держат там своих жен и детей, и для их обогрева требуется очень мало дров.
Жиль ле Бувье, Livre de la description des pays, середина 15 века

Печное помещение, спальня и их обстановка, описанные в школьном учебнике 1659 года.

Во многих странах отопительный «ящик» до сих пор называют печью (нем. Ofen ), но англоязычные привыкли называть его печью и забыли, что печь раньше обозначала комнату. На приведенной выше иллюстрации XVII века печь находится в правом заднем углу под номером 5. Вот список изображенных предметов: из английского издания школьного учебника Коменского 1659 года Orbis Pictus с оригинальной пунктуацией.

Печь 1. украшена сводчатой ​​крышей 2. и обшитыми панелями стенами, 3  Она освещена окнами; Отапливается печью.

Посуда: скамейки, табуреты, 7, столы, 8, с решетками, 9, подножки, 10 и подушки, 11.

Есть также Гобелен повешен. 12. для мягкого ночлега, в спальной комнате, 13. есть Кровать 14. расстеленная на Кровать, 15. на соломенной подушке, 16. с простынями, 17. и крышками, 18. Валик 19. находится под головой. Кровать накрыта балдахином 20. Горшок 21 предназначен для наполнения водой.

Еще одна зеленая изразцовая печь, на этот раз из Эльзаса. Фото Кристины

Фото

Авторы указаны в подписях. Ссылки на оригиналы здесь: Швейцарская печь, Литовская печь, Эльзасская печь. Больше информации о картинке здесь
//
http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js

Нравится:

Нравится Загрузка…

Опубликовано Хелен

Просмотреть все сообщения Хелен

Опубликовано

Загорание в гостиной: печи-печи и тепловые стены

Большинство людей думают, что металлическая печь была преемницей костра и камина, и если вы посмотрите только на США, это правда. В Новом Свете никогда не было недостатка в дровах и поэтому не было стимула улучшать неэффективный камин. Но в Европе и Северной Азии существовала важная и успешная связь между камином и металлической печью.

Известна как русская, австрийская, финская, шведская или немецкая печь, или как «какелугн» (в Швеции), «печка» (в России), «качелофен» или «штайнёфен» (в Германии и Австрии), и как «туликиви» (в Финляндии).

Более общие термины: изразцовая печь, кирпичная печь, керамическая печь, изразцовая печь, обогреватель из мыльного камня или каменный обогреватель. Эта технология более тесно связана с традиционной печью, чем с металлической печью, поэтому немецкий термин «kachelöfen» (печь) лучше всего описывает ее как общий термин.

Печи-печи уже появляются на рисунках и картинах 1300-х годов (см. иллюстрации выше и ниже). По сути, это первые в истории настоящие отопительные приборы. Ранее римляне изобрели гипокауст, предшественника центрального отопления, но эти знания были в значительной степени утеряны, когда их цивилизация рухнула.

Печи-печи традиционно работают на дровах, но сегодня они также могут быть оборудованы для работы на газе или попеременно на обоих видах топлива. Они могут даже работать с системой центрального отопления. Печь-печь может быть любой формы и размеров: она может быть почти невидимой, встроенной в стену или под лестницей, а может быть впечатляющим произведением искусства, стоящим посреди гостиной.

Камень против металла

Самое главное в печи-печке то, что она сделана из какого-то камня или кирпича, тогда как все наши современные отопительные приборы сделаны из стали. Металл быстро нагревается, но так же быстро и остывает. Таким образом, металлический нагревательный прибор должен быть постоянно заправлен топливом.

Камень требует больше времени для разогрева, но как только он нагреется, он удерживает тепло гораздо дольше. Печь топят только на короткое время, от четверти часа до одного-двух часов и только один-два раза в день. Средняя духовка излучает тепло не менее 12 часов.

Дымовые каналы

Основная часть отопительного прибора состоит из лабиринта дымовых каналов и коптильных камер. Их цель состоит в том, чтобы как можно дольше удерживать теплые газы внутри печи, чтобы камень мог поглотить тепло до того, как он покинет дымоход.

Энергетическая мощность печи-духовки составляет от 80 до 90 процентов по сравнению с 40-50 процентами для металлических печей или приборов центрального отопления и только 10-15 процентов для камина, где большая часть тепла уходит через дымоход. Одной из самых поразительных особенностей печи-печи (на дровах) является кочегарка, которая выглядит смехотворно маленькой по сравнению с самой печью.

Благодаря высокой мощности для скромной каменной печи или изразцовой печи (для обогрева помещения площадью 60 квадратных метров) требуется всего 6 кубометров дров в год: одно дерево. Если у вас есть даже небольшой огород, вы легко сможете топить печь своими дровами – тонкая древесина очень хорошо подходит для изразцовых печей, хотя она должна быть достаточно сухой.

Лучистое тепло

Все наши современные отопительные приборы обогревают дом или комнату в основном за счет конвекции: они нагревают воздух. Печь-печь делает это с помощью лучистого тепла: инфракрасного излучения, сравнимого с солнечным теплом. В помещении, отапливаемом печной печью, термометр вряд ли что-то измерит.

Эффект сравним с эффектом лыжника, который наслаждается шнапсом во время принятия солнечных ванн, несмотря на минусовую температуру. Лучистое тепло не (только) нагревает воздух, но особенно непосредственно тело лыжника.

Печь-печь действует так же, как солнце: она нагревает не столько воздух, сколько пол, стены, мебель и людей в помещении. Эти объекты, в свою очередь, излучают поглощенное тепло в окружающую среду – подобно городу, излучающему тепло после долгого жаркого летнего дня, когда стены и мостовая медленно отдают обратно солнечное тепло.

Это может показаться немного странным для компьютерных волшебников 21-го века, но еще 150 лет назад отопление было по определению лучистым. Отопление конвекцией — совсем недавнее изобретение, и недостатков у него больше, чем достоинств.

Воздушный шар

Конвекция вызывает постоянное движение воздуха в доме, так как горячий воздух выталкивается вверх (принцип воздушного шара), а холодный всасывается (все конвекторы нуждаются в постоянной подаче воздуха) . Теплый воздух поднимается к потолку, а люди, которых он должен согреть, оказываются на полу. Это не очень эффективно. Кроме того, рядом с батареей или печкой всегда слишком жарко, а в другом конце комнаты всегда слишком холодно.

Во-вторых, конвекция вредна. Пыль в доме начинает плавать, раздражая дыхательную систему. В сочетании с подсушивающим действием теплого воздуха и обжиганием пыли металлическими поверхностями радиаторов и печей это приводит к неприятному, щелочному воздушному климату, который может вызывать головные боли.

Эту проблему в основном решают увлажнители воздуха или электрические водонагреватели, которые нагнетают в помещение смесь пара и воздуха. К сожалению, это создает идеальные условия для клещей домашней пыли и неприятных грибков. Нельзя открывать окно для проветривания, потому что тогда теплый воздух быстро уходит.

Сон на плите

У печи нет ни одного из этих недостатков. Поскольку он почти не нагревает воздух, отсутствует циркуляция пыли. Поскольку поверхность духовки не нагревается так сильно, как поверхность металлической плиты или радиатора, пригорания пыли не происходит.

А поскольку воздух не поднимается вверх, тепло распределяется по помещению равномерно, а не поднимается к потолку (или по открытой лестнице на верхние этажи). Это означает, что вы можете открыть окно наверху, чтобы проветрить дом без потери энергии.

Поскольку поверхность духовки не нагревается слишком сильно, нет опасности обжечься. Это качество иногда используется для того, чтобы встроить в печь скамейку или кушетку — роскошь, которую не может предложить ни один другой отопительный прибор. На Руси было принято ставить лежаки поверх печной печи.

Благодаря своему теплому (но не слишком) внешнему виду печи-печи предлагают больше возможностей. Они очень хорошо подходят для подогрева кастрюль и сковородок или для сушки белья — металлические плиты или батареи обычно слишком горячие для этого. Керамическая плита может быть оснащена конфорками и духовкой, чтобы ее можно было использовать и как кухонный прибор.

Полное сжигание

Печи-печи являются альтернативой всем современным отопительным приборам, но по сравнению с дровяными печами имеют еще одно важное преимущество. Все больше и больше людей выбирают древесину в качестве источника энергии для отопления, чтобы не зависеть от непредсказуемых цен на энергоносители на нефть и газ.

В каком-то смысле это неплохо, поскольку, в отличие от газа и нефти, древесина является возобновляемым и нейтральным по выбросам CO2 топливом (CO2, образующийся при сгорании древесины, выносится деревом из атмосферы в течение многих лет). до). Проблема в том, что дровяные печи не очень эффективны и чрезвычайно загрязняют окружающую среду.

Дрова можно сжигать без особого загрязнения воздуха, но при этом температура должна быть достаточно высокой: от 1100 до 1200 градусов Цельсия. В этом случае 99 процентов древесины преобразуется в CO2 и водяной пар почти без образования дыма. Однако металлическая дровяная печь достигает температуры только от 650 до 700 градусов, что приводит к неполному сгоранию дров.

Древесина на две трети состоит из горючих газов и на одну треть из горючего материала. В случае неполного сгорания эти газы выходят в виде дыма через дымоход. В регионах, где многие люди используют дровяное отопление, резко ухудшается качество воздуха (неполное сгорание дров более загрязняет окружающую среду, чем сжигание нефти или газа).

Перегрев

В дровяной печи огонь гасится за счет уменьшения подачи воздуха, иначе помещение перегреется за счет быстрого выделения тепла металлическим прибором. Поскольку печь-печь не сразу отдает тепло огня, а временно сохраняет его в массе кладки, дрова можно сжигать при очень высокой температуре, не перегревая помещение.

Печь всегда топится на полную мощность, даже если требуется более низкая температура: в этом случае вы просто топите меньшую порцию дров или топите реже.

Полное сгорание не только выгодно для качества воздуха и эффективности, но и безопаснее. В случае неполного сгорания дымоход все более плотно забивается креозотом, что может привести к возгоранию дымохода, когда однажды печь затопится на полную мощность (причина, по которой дымоход необходимо регулярно чистить).

Мгновенный нагрев

Духовки тоже имеют некоторые недостатки, хотя ни один из них не является непреодолимым. Наверное, самым большим недостатком является тот факт, что изразцовая печь или каменная каменка не дают того мгновенного тепла, к которому мы привыкли.

Если вы включите газовую плиту, то почти сразу получите тепло. Но духовке требуется пара часов, прежде чем она начнет излучать тепло. Это не такая проблема в долгие холодные периоды, потому что после запуска цикла и быстрого топления печи каждое утро в доме всегда тепло.

 Это менее заметно в периоды больших перепадов температуры или при длительных поездках. Вы можете извлечь из этого максимум пользы, например, одевшись потеплее, или менее технологичным способом, установив дополнительный отопительный прибор, например, газовую плиту, в той же комнате.

Этот второй генератор тепла также может быть гораздо меньшей изразцовой печью или керамической печью (небольшая изразцовая печь, предназначенная исключительно для приготовления пищи). Затем маленькую можно использовать для относительно быстрого обогрева комнаты, пока нагревается большая. Такую же возможность дает изразцовая печь, оборудованная двумя котелками, большим для отопления и меньшим для приготовления пищи.

Перегрев

Обогреватель для кирпичной кладки не обеспечивает точного регулирования температуры, как другие отопительные приборы. Если дровяная или газовая печь перегревает комнату, вы просто делаете ее меньше, и температура быстро падает. С изразцовой печью это сделать невозможно.

Если утром вы сожжете слишком много дров или газа, это решение нельзя будет отменить в течение дня. Не остается другого выхода, кроме как открыть окна, а это уже не так эффективно. Таким образом, обогрев помещения до нужной температуры требует некоторой практики и самоотверженности, особенно в климате, который не такой, как в России или Финляндии.

Третий недостаток изразцовой печи – следствие лучистого тепла. Печь-духовка обогревает только помещение, в котором стоит. Открытие двери не прогреет комнату рядом с ней, потому что она в значительной степени лежит в «тени» лучистого тепла.

Это опять же сравнимо с теплым солнцем зимним днем: если выйти из-под солнца в тень, лучистое тепло улетучится, и вы почувствуете только температуру воздуха. Газовая или дровяная печь тоже не слишком хорошо справляется с этим, но система центрального отопления кажется бесспорным победителем. Однако изразцовая печь не исключает систему центрального отопления.

Стены с подогревом

Стены с подогревом или полы с подогревом — еще один способ применения лучистого тепла. Здесь теплая вода подается не через пластинчатые стальные радиаторы, как в обычной системе центрального отопления, а по пластиковым шлангам, встроенным в стены (или в фальшстены). Из-за своей пористой поверхности каменная стена не может нагревать воздух, она излучает, как изразцовая печь.

Тепловые стены можно комбинировать с печью. Печь подключена к системе котлов, которая распределяет теплую воду через шланги в стенах или полу по всему дому. Таким образом, одна изразцовая печь (при условии, что она достаточно мощная) может обогреть все комнаты в доме, что иначе невозможно. Точно так же изразцовая печь может доставлять теплую воду в дом.

Тепловые стены также можно комбинировать с существующим прибором центрального отопления. Это уже шаг в правильном направлении, потому что потребление энергии снижается (вода не должна быть такой теплой, как в случае традиционной системы центрального отопления, потому что тепло излучается на большей площади поверхности), и вы получить лучший внутренний климат воздуха.

В качестве третьего варианта печь можно также подключить к сети металлических радиаторов (как в этой церкви), но в этом случае вы теряете преимущество лучистого тепла. Стальные пластинчатые радиаторы нагревают воздух.

Тяжелые, громоздкие и дорогие

Еще один, довольно принципиальный недостаток – печи-печки довольно большие и тяжелые. Скромная изразцовая печь весит не менее 800 килограммов, а большие (особенно в США и странах бывшего СССР) могут весить до 5 тонн и более. Меньшие модели существуют, но они теряют некоторые преимущества по сравнению со своими более крупными братьями (их нужно чаще топить, и они не всегда достигают полного сгорания древесины или такой же энергоэффективной мощности).

Каменный обогреватель должен быть большим и тяжелым, с этим ничего не поделаешь. Металлические отопительные приборы имеют неоспоримое преимущество компактности.

Каменные печи также стоят в 2-3 раза дороже, чем другие системы отопления. Поскольку затраты на потребление энергии ниже, а хорошо построенная печь-печь служит всю жизнь, эти инвестиции окупаются через некоторое время. Тем не менее, вы должны быть в состоянии позволить себе покупку.

В Финляндии, крупном производителе обогревателей из мыльного камня, покупка печи субсидируется государством, в результате чего 90 процентов новых домов имеют их внутри.

Печи стоят дорого, потому что они являются продуктом мастерства. Они не очень подходят для массового производства (хотя усилия предпринимаются) и поэтому не представляют большого интереса для отопительной отрасли. Они предпочитают продавать, например, пеллетные печи.

Печи на пеллетах

Печь на пеллетах – единственная дровяная печь, в которой достигается полное сгорание, как в духовке. Для этого используется сложная технология, которая также является слабым местом этой системы отопления.

Печь на пеллетах нуждается в электричестве для питания всех высокотехнологичных устройств (конвейерная лента, вентиляция, регулирование температуры и т. д.), а это значит, что это потребление электроэнергии следует учитывать при расчете экологической оценки. Кроме того, пеллетная печь перестает отдавать тепло при поломке.

Печь на пеллетах можно питать только пеллетами, маленькими стержнями из дерева, которые перерабатываются на заводе. Обрезанная древесина или распиленная древесина бесполезны в печи на пеллетах. Производство этих гранул требует много энергии.

Другим последствием является то, что вы снова зависите от непредсказуемых цен поставщика энергии. Кроме того, печь на пеллетах в основном нагревает воздух и почти не излучает лучистого тепла, поэтому нет пользы для здоровья по сравнению с дровяной печью, газовой плитой или системой центрального отопления. Однако, благодаря всем высокотехнологичным элементам, печь на пеллетах стоит столько же, сколько и духовка.

Плиты-духовки

Сейчас, когда печи-печки снова набирают популярность, производители металлических отопительных приборов пытаются отхватить себе кусок пирога. Некоторые начали предлагать их в соответствии с традиционными методами, посылая каменщиков в ваш дом, чтобы построить любую печь, которую вы пожелаете.

Большинство производителей, однако, в настоящее время используют лучистое тепло в качестве стратегии продвижения Greenwash. Сейчас на рынке есть печи, похожие на печную печь, только они ею не являются. Это обычные металлические печи, обложенные изразцами. Они выдают себя решетками для впуска прохладного воздуха, чего печка не требует (см. рисунок ниже).

Конечно, плитка нагревается при работающей печи, но так же быстро остывает и при выключенной. Эти приборы рекламируются как идеальное сочетание обеих технологий, но это просто конвекционные печи. Они почти не излучают лучистого тепла, сжигают пыль и имеют более низкую производительность. Тем не менее, они продают.

Другой пример — немецкая дровяная печь, изображенная ниже. Ее с энтузиазмом продвигают как современный вариант печи-духовки, и она понравится стимпанкам и выживальщикам, но это всего лишь обычная дровяная печь, не очень эффективная и сильно загрязняющая окружающую среду.

Сжигание дров

Печь-печь — единственная технология, позволяющая сжигать дрова без дополнительных затрат энергии, и, таким образом, это единственная технология, которая обещает экологически безопасную альтернативу истощающимся ресурсам газа. и масло.

Ключевой вопрос заключается в том, может ли земля произвести достаточно древесины, чтобы согреть значительное количество людей. Сегодняшний энергетический кризис не первый в истории человечества. Начиная с 15 века некоторые страны Европы уже столкнулись с серьезной нехваткой дров, а в 17 и 18 веках это стало острой проблемой, которая была «решена» только с приходом угля.

Кажется невозможным, чтобы нынешнее европейское население снова могло обогреваться дровами, потому что сейчас людей намного больше, чем в те времена. Но есть некоторая надежда, что потенциал больше, чем ожидалось.

Массовая вырубка лесов в Средние века была следствием камина, для которого требовалось в десять раз больше топлива, чем для печи (древесина также была основным строительным материалом). Несмотря на то, что изразцовой печи почти 10 веков, она широко распространилась только в 19 веке, да и то только в некоторых европейских странах.

Потенциал технологии так и не был полностью раскрыт из-за начала промышленной революции и изобилия угля. Исследования еще не показали, насколько большим может быть потенциал древесины в качестве топлива, если бы мы использовали печи-печи, но он, безусловно, больше, чем если бы мы вернулись к дровяным печам.

© Крис Де Декер (под редакцией Винсента Грожана). Спасибо De Twaalf Ambachten

Более низкотехнологичное отопление:

  • Месть грелки
  • Восстановление старого способа обогрева: обогревать людей, а не места
  • Лучистые и кондуктивные системы отопления: альтернатива изразцовым печам
  • Утеплитель: Сначала тело, потом дом: Тематическое нижнее белье
  • Нагрейте свою одежду, а не дом: одежда с электрическим подогревом
  • Солнечная оболочка: как обогревать и охлаждать города без ископаемого топлива
  • Месть циркуляционного вентилятора: персональное охлаждение

Картины:

  • Средневековые печи: Furnologia
  • Русские печи: печи Кузнецова / Flickr: 1 & 2
  • Шведские печи-печи: Стокгольмский Ленский музей
  • Швейцарские печи: Albert Iten
  • Ирландские духовки: Biofire
  • Немецкие и австрийские печи: Bernthaner & Co / LEHMO / Peter Nikol / Flickr
  • Американские печи-печи: Североамериканская ассоциация нагревателей каменной кладки / Gimme Shelter Construction / Строители каменных печей
  • Графика: здесь и здесь.

 

————————————————————- ————————————————— ————————————————————

Связанные Статьи:

  • Плитка вместо стали: искусство тимбрального свода позволило построить конструкции, которые сегодня ни один архитектор не посмеет построить без стальной арматуры.
  • Средневековые дымовые трубы: ископаемое топливо в доиндустриальные времена
  • Светлое будущее заводов на солнечной энергии: нам нужен возобновляемый источник тепловой энергии
  • Печи Хоффмана: гигантская версия печи-печи позволяет производить кирпичи и черепицу энергоэффективным способом
  • Музей старинной техники: исторические альтернативы современным машинам.
  • Солнечная система отопления с водяной батареей: надувной бассейн может обогреть ваш дом
  • Обогрейте свой дом автомобильными шинами и землей: земные корабли
  • Ветряные электростанции: история (и будущее?) промышленных ветряков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *