Тарифы вода московская область: Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения

Содержание

Market Insight: Перспективы водного сектора России

• В статье «Рыночный анализ» аналитик Frost & Sullivan отмечает, что в ближайшее десятилетие потребуются инвестиции в размере 459 миллиардов долларов

Томаш Загдан

необходимые для завершения необходимой модернизации, реконструкции и нового строительства инфраструктуры водоснабжения и канализации в России к 2020 году. Объявляя об инвестиционных планах ранее в этом году, председатель Государственной Думы Борис Грызлов добавил, что это все еще предварительная оценка реализации программа «Чистая вода», но федеральное правительство пока не сообщает дальнейших подробностей.

Первоначальный проект программы, опубликованный в 2008 г., ставит амбициозные цели (см. рис. 1) и отражает масштабы и масштабы потребностей водного сектора России. Доступ населения к водопроводным и канализационным сетям остается низким, более 20% населения не имеет доступа к централизованному водоснабжению и более 60% сбросов сточных вод не соответствует требованиям. Что еще более важно, за последние два десятилетия был достигнут незначительный прогресс. Существующая инфраструктура неэффективна и в значительной степени устарела, что приводит к частым поломкам, высокому энергопотреблению и значительным потерям воды. По данным Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, текущий уровень износа инфраструктуры и оборудования водопроводно-канализационного хозяйства составляет от 50% до 70%. Кроме того, ухудшение качество питьевой воды в России вызывает серьезную озабоченность.

Рисунок 1: Основные цели программы «Чистая вода» согласно Проекту 2008 г.

неочищенные производственные сточные воды в водоемы. Это привело к ухудшению качества воды с негативным влиянием на здоровье граждан России. По данным World Population Prospects ООН, в России самая короткая средняя продолжительность жизни в Европе. Председатель Думы Грызлов ожидает, что реализация программы «Чистая вода» в ближайшее десятилетие, вероятно, приведет к ощутимому улучшению состояния водной среды и увеличению продолжительности жизни в России на пять-семь лет.

В связи с огромными капитальными затратами реализация этой инфраструктурной программы является сложной задачей, особенно в период серьезного экономического спада. Заявление заместителя министра экономического развития России Андрея Клепача в апреле 2009 г., заявил, что экономика сократилась на ошеломляющие 7% в первом квартале 2009 года, что свидетельствует о самом сильном спаде национальной экономики со времен «кризиса рубля» в четвертом квартале 1998 года. Плохие экономические условия также влияют на показатели водного сектора России. Первоначально спад производства приводит к снижению водопотребления промышленным сектором, на долю которого приходится более 60% водопотребления в России. Кризис также ударил по средним российским домохозяйствам, повлияв на уровень их доходов и ограничив их способность оплачивать счета за воду.

Как отметил в интервью Frost & Sullivan исполнительный директор группы компаний «Росводоканал» Михаил Никольский: «Мы не можем отключить подачу воды для населения, особенно в больших домах. платят за воду, и только некоторые из них не платят, и у нас нет возможности перекрыть подачу на весь дом, и мы должны продолжать снабжать их водой». Кроме того, замедление жилищного строительства также влияет на водоканалы, поскольку некоторые ранее запланированные инвестиции были отменены, а начатые проекты приостановлены. Никольский сказал: «Из-за этого [кризиса] мы не видим ввода новых объектов в таком объеме. Мы не видим спроса на новые водопроводы для новых домов. Это означает, что мы должны пересмотреть наши первоначальные инвестиционные планы. .»

Неурядицы в банковском секторе повлияли и на доступность финансирования для предприятий водоснабжения. Никольский подчеркивает это как важный фактор и добавляет: «Кредиты в России сейчас очень дорогие с процентной ставкой от 22% до 25% годовых. К сожалению, из-за этого мы вынуждены прекратить лизинговые операции». Еще год назад , так легко было купить новые машины или технологии по договорам аренды, сейчас это невозможно». Трудности с доступом к финансированию также касаются кредитов на ключевые инвестиционные программы. «Здесь та же проблема. Голубые фишки, такие как «Лукойл», могли бы получить деньги от банка ВТБ под 8% годовых. У нас на это нет шансов. У большей части российской экономики нет на это шансов», — добавляет он.

Обеспечение необходимого капитала имеет решающее значение для обеспечения реализации программы «Чистая вода». Тем не менее разрыв между имеющимися средствами и реальными инвестициями, необходимыми российским водоканалам, всегда был, независимо от экономической ситуации в стране. Тарифы на воду традиционно являются основным источником доходов водоканалов. Тот факт, что такие тарифы в России очень низкие, а также значительно ниже уровня большинства других стран региона Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), указывает на серьезный финансовый кризис.

Рисунок 2 иллюстрирует сравнение тарифов в ключевых городах региона ЦВЕ с ВВП на душу населения на уровне страны. Тарифы в Москве, самом богатом городе России, на 30% ниже, чем в Бухаресте, почти в три раза ниже, чем в Стамбуле, и более чем в три с половиной раза ниже, чем в Варшаве или Праге. Более того, тарифы на воду в Москве являются потолком в России, так как в остальных городах, таких как Санкт-Петербург, Омск или Новосибирск, цены намного ниже. В некоторых местах тарифы в три раза ниже, чем в городе Новосибирске.

Рисунок 2: Сравнение комбинированных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в ключевых городах региона ЦВЕ по отношению к ВВП на уровне страны, 2008 г.

9000 Тарифы на воду повысились только в России немного с начала 1990-х гг. В отличие от стран региона ЦВЕ, уровень потребления воды в российских домохозяйствах остается неизменно высоким в течение последних двух десятилетий, что приводит к значительному увеличению затрат на электроэнергию и эксплуатационных затрат для предприятий водоснабжения. Доходы, получаемые коммунальными предприятиями от счетов за воду, обычно недостаточны для покрытия не только важнейших капитальных вложений, но и текущих расходов. В результате водоканалы нуждаются в финансовой поддержке как для своей повседневной деятельности, так и для инвестиций в восстановление и расширение инфраструктуры. «К сожалению, городам приходится платить дополнительные деньги за содержание объектов водоснабжения. Это обратная сторона медали низких тарифов в России. водные объекты», — говорит Никольский. «Из-за низких тарифов у нас относительно высокое потребление воды в крупных городах. Из-за этого у нас в 2-3 раза больше эксплуатационных расходов. Сочетание низких тарифов с высокими OPEX оставляет нас с ограниченными ресурсами для капитальных затрат», — добавляет он. Тарифная политика в России всегда определялась политическими соображениями и вытесняла экономические требования. Повышение тарифов, вероятно, потребует принятия мер на федеральном уровне, что является очень сложной задачей в условиях текущего экономического спада. «Сейчас ни один из городов, где мы работаем, и никакие другие муниципальные операторы не могут сами повысить тарифы. К сожалению, мы находимся в русле федеральной и местной политики», — говорит Никольский.

Обеспечение необходимого финансирования для реализации программы «Чистая вода» в настоящее время остается за пределами возможностей муниципалитетов и федерального правительства. К счастью, российские власти продемонстрировали растущее понимание этой проблемы и стремятся поощрять более активное участие частного сектора в водном бизнесе. «Сейчас местные власти будут заинтересованы в том, чтобы найти хорошего партнера на эти непростые годы. С ростом экономики решить проблемы в водном хозяйстве было легко. — кризисный уровень. Это в первую очередь означает управленческий уровень, и в этой ситуации мы [частные операторы] более эффективны, чем муниципальные компании», — сказал Никольский.

Приватизация — еще одна область, где политическая целесообразность привела к сохранению статус-кво на долгие годы. Передача активов в иностранные руки не получила широкого признания в России из-за скептицизма и идеологического нежелания иностранцев владеть так называемыми «важнейшими активами». «Приватизация объектов в России не так популярна. Я припоминаю лишь ограниченное количество примеров, как город Соликамск в Пермском крае с населением 100 000 человек. Но для России это небольшой город», — говорит Никольский. Тем не менее, он сохраняет оптимизм и указывает на существенные возможности государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагающие введение частного управления в западном стиле. «Тенденция в России и большей части частных проектов — это приватизация управления — создание новых бизнес-единиц со старыми людьми, старыми помещениями и договорами аренды с местными властями. Юридическое лицо новое, а люди и помещения — формальные муниципальные учреждения. «Это ситуация, связанная с приватизацией управления в ЖКХ. Говоря об этой приватизации, я настроен очень оптимистично. Я надеюсь, что кризис поможет нам вырастить частный сектор в водном хозяйстве России в целом», — утверждает Никольский.

Участие частного сектора и эффективное управление необходимы для реализации программы «Чистая вода», особенно когда ожидается, что коммунальные предприятия повысят эффективность работы и увеличат долю капитальных затрат. Власти признают важность участия частного сектора и уже работают над поправками к закону о концессиях для поощрения и облегчения частных инвестиций в коммунальный сектор. Изменения в нормативные акты необходимы, так как действующее законодательство о концессиях не дало желаемых результатов. «Все наши проекты в регионах, где мы работаем, можно было бы назвать ГЧП — наш формальный договор — это договор аренды. Это не концессия, потому что законодательство о концессии не так хорошо в России. Лучше использовать договор аренды, чем договор концессии, — говорит Никольский. «Сейчас Минэкономики разрабатывает новую схему изменения концессионного законодательства, чтобы сделать его более актуальным для ЖКХ».

Кризис и бюджетные ограничения также подталкивают коммунальные предприятия к рассмотрению альтернативных способов повышения эффективности или снижения эксплуатационных расходов. Перспективные краткосрочные и среднесрочные меры, такие как управленческие и инженерные работы, направлены на повышение эффективности эксплуатации, снижение потерь воды из-за утечек и повышение энергоэффективности. Никольский подчеркивает: «Кризис — хорошее время для повышения эффективности. Поэтому у инжиниринговых компаний, пытающихся снизить затраты, хорошие шансы в России». Собственно, и «Росводоканал» больше ориентируется на инвестиции в эту сферу. «Если кризис в строительном секторе продолжится, им не понадобятся новые объекты, и поэтому нам не нужно вкладывать средства. Необходимо изменить наши инвестиционные планы и сосредоточиться на энергоэффективной технике и потерях воды. Нам нужно будет изменить направление наших инвестиций», — утверждает Никольский. «Сейчас в этом секторе хорошее управление важнее, чем инвестиции. Представьте, что вы находитесь в лодке с множеством дыр внутри. В первую очередь важно заделать дыры, а затем вылить воду снаружи Вода в этом контексте — это инвестиции, дыры — управленческие дыры. В первую очередь необходимо модернизировать систему управления в этих компаниях, и только после этого можно думать об инвестициях».

Водный сектор в России предоставляет значительные возможности для бизнеса по другой важной причине — безопасность собственности, которая обычно является одним из основных барьеров для входа на рынок для иностранных инвесторов. В последние годы даже такие крупные транснациональные корпорации, как British Petroleum, боролись с политическим вмешательством государства в бизнес. В настоящее время инвесторы теряют сон из-за национализации и продолжают сообщать о новых слухах. «Если говорить об экономике в целом, — говорит Никольский, — то сейчас мы наблюдаем национализацию некоторых предприятий в других отраслях — несколько примеров — банковский сектор и «Норильский никель» в металлургии. Мы не боимся таких процессов в водное хозяйство — большая его часть муниципальное.Может быть, только 15% водного хозяйства в России находится в частной собственности. Мы не боимся, что муниципальный сектор захочет вернуть свои активы.Им это не так интересно.Это будет означать, что в кризис они должны будут брать на себя ответственность за водное хозяйство.Сейчас мы работаем как партнеры и делим риски поровну между муниципальными властями и Росводоканалом.Если они заберут объекты, то они заберут и ответственность и нынешние времена неблагоприятны для того, чтобы брать на себя дополнительную ответственность».

Неудовлетворительное состояние российского водного хозяйства не вызывает удивления. Также не требуются инвестиции для удовлетворения основных потребностей и улучшения инфраструктуры водоснабжения и водоотведения до требуемых стандартов. Российским властям придется нелегко, пытаясь получить средства для финансирования программы «Чистая вода». Очевидно, что ошеломляющие 459 миллионов долларов, упомянутые председателем Думы Грызловым, — это сумма, которая, вероятно, приведет к истощению ресурсов российского правительства, особенно в связи с текущими экономическими условиями. Привлечение частного сектора рассматривать не как вариант, а как необходимость обеспечить хотя бы частичную реализацию программы. Необходимо инициировать структурные изменения на федеральном уровне, чтобы обеспечить надлежащую основу для поддержки сотрудничества между государственным и частным секторами. Планы по изменению закона о концессиях – первый и важный шаг на пути к достижению цели. Наконец, тарифная политика на воду в России потребует пересмотра. Текущий уровень тарифов недостаточен для покрытия необходимых капитальных затрат, связанных с реализацией программы. В краткосрочной перспективе социально чувствительный аспект низких тарифов, вероятно, будет преобладать, что приостановит любое повышение тарифов. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе потребуется изменение точки зрения на федеральном уровне не только для обеспечения необходимого капитала для инвестиций, но и для того, чтобы водные операторы могли существовать независимо, не требуя субсидий для покрытия операционных расходов.

Тем не менее, несмотря на суровую действительность и вызовы, стоящие перед программой «Чистая вода», перспективы водного хозяйства России на ближайшие годы более обнадеживающие, чем то, что наблюдалось в последнее десятилетие. Водоканалы уже демонстрируют растущий интерес к управленческой приватизации. Ожидается, что строительство и восстановление инфраструктуры в период с 2010 по 2017 год откроют новые возможности для поставщиков оборудования, инженерных фирм, а также строительных компаний. Даже несмотря на все мрачные и обреченные экономические условия в России, у водного сектора есть потенциал для того, чтобы в следующем десятилетии его положение было лучше, чем в прошлом десятилетии. WWi

Об авторе: Томаш Загдан — аналитик-исследователь, занимающийся вопросами окружающей среды и строительных технологий в регионе Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), работает в офисе Frost & Sullivan в Варшаве, Польша. Для получения дополнительной информации свяжитесь с Chiara Carella в лондонском офисе консалтинговой компании по анализу рынка и глобальному развитию: +44 (0) 20 7343 8314, chiara. [email protected] или www.frost.com

август 2009 г.

## №

Федеральный закон № 167-ФЗ Водный кодекс.

Страна/территория
Российская Федерация
Тип документа
Законодательство
Дата

1995 г.

Источник
ФАО,
ФАОЛЕКС
Субъект
Вода
Ключевое слово

Основное законодательство

Подземные воды

Поверхностная вода

Забор воды

Стандарты качества воды

Качество пресной воды/загрязнение пресной воды

Управление ресурсами пресной воды

Промышленное водопользование

Рекреационное использование воды

Древесина

Контроль загрязнения

Географический район
Арктика, АЗИЯ И ТИХИЙ ОКЕАН, Черное море, Каспийское море, СНГ (Содружество Независимых Государств), Восточная Европа, Европа, ЕВРОПА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ, Северная часть Тихого океана, Северо-Западная часть Тихого океана
Примечания о вступлении в силу
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Аннотация

Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по использованию и охране водных объектов — водные отношения. Положения настоящего Кодекса распространяются также на внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по использованию и охране водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем санитарным и экологическим требованиям; защита водоемов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, сохранение биологического разнообразия водных экосистем. В статье 8 виды водных объектов классифицируются в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и иных признаков следующим образом: 1) поверхностные водные объекты; 2) внутренние морские воды; 3) территориальное море Российской Федерации; 4) подземные водоемы. Статья 34 классифицирует формы собственности на водные объекты как государственную, с одной стороны, и муниципальную и частную собственность, с другой, которые допускаются только на обособленные водные объекты. Статья 85 относит цели и способы использования водных объектов к: 1) питьевому, хозяйственно-бытовому водоснабжению; 2) здравоохранение; 3) энергетика и другие отрасли промышленности; 4) сельское хозяйство; 5) лесное хозяйство; 6) гидроэнергетика; 7) отдых; 8) рыбная промышленность; 9) охотничье хозяйство; 10) лесосплав; 11) добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля; 12) другие цели. Использование водных объектов может осуществляться с изъятием водных ресурсов (забором воды) или без изъятия водных ресурсов (дренаж, использование в качестве водных путей и т.п.). Настоящий Кодекс состоит из 3 частей, содержащих 6 разделов, разделенных на 16 частей. Главы и подразделяются на 148 статей. Общая часть состоит из 5 разделов, разделенных на 14 глав, содержащих 132 статьи. Особая часть состоит из раздела 6, содержащего главу 15, охватывающую статьи 133-146. Заключительная часть состоит из главы 16, содержащей статьи 147-148.

Полный текст
Русский
Веб-сайт
www.kodeks.net
Реализовано

Методические указания по разработке предельных пределов вредного воздействия на поверхностные водоемы.

Законодательство |
Российская Федерация
|

1999

Ключевое слово:
Поверхностные воды, ОВОС, Качество пресной воды/загрязнение пресной воды, Опасные вещества, Сохранение экосистемы, Борьба с загрязнением

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Постановление Министра № 1097 о порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.


Законодательство |
Российская Федерация
|

1996

Ключевое слово:
Поверхностные воды, Промышленное водопользование, Качество пресной воды/загрязнение пресной воды, Управление ресурсами пресной воды, Забор воды, Бассейн/водосбор/водораздел, Борьба с загрязнением

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Приказ Министра № 1504 об условиях разработки и утверждения нормативов допустимых пределов вредного воздействия на водные объекты.

Законодательство |
Российская Федерация
|

1996

Ключевое слово:
Поверхностные воды, Подземные воды, Экологические сборы/платы, Стандарты, Качество пресной воды/загрязнение пресной воды, Плата за воду, Контроль загрязнения

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Приказ № 81 Госкомэкологии об утверждении Методической инструкции по расчету ущерба от загрязнения подземных вод.


Законодательство |
Российская Федерация
|

1998

Ключевое слово:
Качество пресной воды/загрязнение пресной воды, Подземные воды, Бедствия, Питьевая вода, Экологические сборы/платы, Контроль за загрязнением

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Приказ № 89 Государственного комитета по охране окружающей среды об условиях разработки и утверждения нормативов допустимых пределов вредного воздействия на водные объекты.

Законодательство |
Российская Федерация
|

1997

Ключевое слово:
Поверхностные воды, Подземные воды, Экологические сборы/платы, Стандарты, Качество пресной воды/загрязнение пресной воды, Плата за воду, Контроль загрязнения

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Приказ Министра № 307 об утверждении Положения о государственном мониторинге водных объектов.


Законодательство |
Российская Федерация
|

1997

Ключевое слово:
Подземные воды, Поверхностные воды, Управление ресурсами пресной воды, Политика/планирование, Борьба с загрязнением, Мониторинг, Сбор данных/отчетность, Качество пресной воды/загрязнение пресной воды

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Постановление Министерства природных ресурсов № 232 об утверждении перечня документов для лицензирования использования гидротехнических сооружений.

Законодательство |
Российская Федерация
|

1998

Ключевое слово:
Гидротехнические сооружения, Разрешение, Регистрация, Поверхностные воды

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Постановление Министра № 716 об утверждении Положения о государственном контроле за использованием и охраной водных объектов.


Законодательство |
Российская Федерация
|

1997

Ключевое слово:
Водоснабжение, Промышленное водопользование, Инспекция, Поверхностные воды, Водозабор

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Постановление министра № 379 о водном регистре.

Законодательство |
Российская Федерация
|

1994

Ключевое слово:
Регистрация, Подземные воды, Поверхностные воды, Сбор данных/отчетность, Доступ к информации, Разрешение споров

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды об утверждении Временного положения о взимании платы за загрязнение акваторий, отнесенных к федеральной собственности (за исключением участков подземных вод), совершенное при нарушении грунтовых вод, добыче нерудных полезных ископаемых из подводных песков -карьеры и захоронение грунта в подводных отвалах.


Законодательство |
Российская Федерация
|

1997

Ключевое слово:
Качество пресной воды/загрязнение пресной воды, Поверхностные воды, Экологические сборы/платы, Контроль за загрязнением

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Официальное письмо № MG-1-17-6/34 по реализации Водного кодекса.

Законодательство |
Российская Федерация
|

1996

Ключевое слово:
Лесоохранные мероприятия, Лесоустройство/охрана лесов, Водоохранная зона

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Приказ Минприроды № 198 об утверждении Методических указаний по проектированию водоохранных зон водохранилищ и прилегающих к ним защитных зон.


Законодательство |
Российская Федерация
|

1998

Ключевое слово:
Водоохранная зона, Орошение, Бассейн/водосбор/водосбор

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Приказ Министра № 1403 о ведении водного реестра Российской Федерации.

Законодательство |
Российская Федерация
|

1996

Ключевое слово:
Подземные воды, Поверхностные воды, Регистрация, Сбор данных/отчетность, Плата за воду, Доступ к информации, Судебные/административные разбирательства, Урегулирование споров

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Соглашение № 2 между Правительством Российской Федерации и администрацией Хабаровского края о разграничении полномочий в области использования и охраны водных бассейнов.


Законодательство |
Российская Федерация
|

1996

Ключевое слово:
Субнациональное соглашение, Управление ресурсами пресной воды, Качество пресной воды/загрязнение пресной воды, Поверхностные воды, Борьба с загрязнением

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Закон №89/2002-ОЗ о создании специального бюджетного фонда воспроизводства и охраны водных объектов Московской области.

Законодательство |
Российская Федерация
|

2002

Ключевое слово:
Специальный фонд, Управление пресноводными ресурсами, Устойчивое развитие

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Отменено

Федеральный закон № 73-ФЗ о введении в действие Водного кодекса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *