Стиль помпадур в интерьере (73 фото)
1
Дворец мадам Помпадур
2
Стиль рококо Барокко в интерьере
3
Альков Марии Антуанетты
4
Спальня в стиле мадам Помпадур
5
Стиль рококо в интерьере
6
Хаус Барокко стиль
7
Спальня в английском стиле
8
Помпадур Париж
9
Французские интерьеры в колониальном стиле
10
Замок маркизы Помпадур
11
Интерьеры класса Люкс
12
Гостиные в стиле рококо Барокко
13
Дворец Марии Антуанетты Трианон
14
Стиль рококо в интерьере
15
Интерьер стиля рококо 18 век Франция
16
Шинуазри в английском интерьере
17
Маньеризм стиль в интерьере
18
Спальня в стиле Ампир
19
Le Meurice (Париж)
20
Отель Ритц Париж
21
Хаус Барокко стиль
22
Будуар рококо
23
Елисейский дворец Париж интерьер
24
Interyer в классическом стиле
25
Meurice Paris galerie
26
Спальня Будуар в стиле Прованс
27
Англия Брайтон отель Гранд интерьеры
28
Парижский отель-дворец le Meurice номера на 14 февраля
29
Хаус Барокко стиль
30
Неоклассицизм Ампир
31
Антонович десинг
32
Спальня 10 кв м в стиле Прованс
33
Спальня в класическомстиле
34
Версаль Королевская спальня рококо
35
Стиль Ампир Франция 19 век интерьер
36
Красивый интерьер спальни
37
Интерьер в цветочном стиле
38
Разные стили интерьера в квартире
39
Неоклассицизм Ампир
40
Спальня в космическом стиле
41
Староанглийский интерьер
42
Эклектика с лепниной
43
Гостиная в классическом стил
44
Стиль Тиффани в интерьере
45
Спальня французский стиль Люкс Ритц
46
Версаль Королевская спальня рококо
47
Ресторан Ле Морис
48
Роскошные интерьеры в классическом стиле
49
Классический интерьер спальни
50
Hotel Cafe Royal
51
Спальня в стиле Ампир Барокко
52
Интерьер особняка в классическом стиле
53
Стиль классицизм в интерьере спальни
54
Спальня Прованс икеа
55
Дворец Людовика 14 в Версале
56
Спальня рококо Барокко 18 век
57
Королевская спальня Версальского дворца
58
Гостиная в классическом американском стиле
59
Шторы в классическом стиле
60
Малый Трианон в Версале интерьер
61
Гостиная Кантри Прованс
62
Стиль Ле Паризьен
63
Спальня в стиле Ренессанс
64
Henri Alfred Germain Froment-Meurice France Diplomat foto
65
Покрывало в стиле Барокко фото
66
Спальня в классическом стиле
67
Гостиная в бежевом стиле
68
Спальня Прованс 9кв
69
Лакшери спальня арт деко
70
Лепнина Неоклассика
71
Ресторан Помпадур в Москве Тверской
72
Красивые потолки классика
73
Легкий Прованс в интерьере
Господин оформитель и мадам Помпадур
Полосатая маркиза у стены выполнена в манере «второго рококо», когда в моду входит «кутаная» мебель, у которой все деревянные детали скрыты под обивкой. Ажурный столик представляет собой современную реплику геридона для мелочей
Страсть
к бронзовым накладкам и скульптурным рельефам сменяется привязанностью к нежным светлым тонам, умеренным росписям, легкому золочению и белым лакам. Столовая COLCIAGO
Обратите внимание на изысканные линии спинок кресел и низкие изогнутые ножки. Настенная роспись в стиле рококо и мягкая драпировка делают образ интерьера завершенным. Именно рококо создало целый мир разнообразных драпировок, цветочных орнаментов, живописных плафонов и вставок на стенах и на мебели
Fotobank/E.W.A.
Центром интерьера в стиле рококо остается невысокий камин, отделанный тонким изящным рельефом. Над камином декоратор непременно помещает зеркало. Плоскость стены приобретает выразительность декоративной скульптуры
Круглый столик-геридон с бронзовыми накладками в виде растительного орнамента и декоративной змеей, обвивающей ножки,
служил в эпоху рококо привычной подставкой для мелочей
Fotobank/E.W.A.
На первом плане непринужденно раскинулась композиция мягкой мебели, у стены декоратор поместил интересную комбинацию подзеркальной консоли и комода в стиле Чиппендейла, столь почитаемого англичанами и поныне
Fotobank/E. W.A.
Мебель рококо подчеркнуто изящна и грациозна. Стоит обратить внимание на то, как гармонично современное пространство этого холла вобрало в себя подлинно рокайльные предметы обстановки. Сочетание светлых тонов и позолоты со строгими современными формами выглядит удивительно изысканно
«Торт рококо»- итальянский комод XVIIвека. Дутые бока, причудливая крышка, цветочные росписи и гирлянды действительно превращают этот предмет в подобие торта со взбитыми сливками. Выставка «Драгоценная мебель»
Fotobank/E.W.A.
Стиль рококо иррационален, капризен, в меру нефункционален- ровно настолько, чтобы интриговать, но не настолько, чтобы лишать комфорта. Оформление умывальника декоратор позаимствовал
у модного комода
Мебель
в стиле «второго рококо», изготовленная в России в 60-е годы XIXвека. Такие явления, как легкость
и чистота линий, ценятся в эту пору несколько меньше, чем чистый и броский декор- завитки, гирлянды, херувимы…
Помните фильм с подчеркнуто изысканным названием «Господин оформитель»? Его авторы воссоздают эпоху модерна, но образ и «стиль работы» главного героя, что называется, едины для всех времен. Именно господин оформитель (или господин декоратор) способен вдохнуть в интерьер жизнь.
Того, кто примется искать в словаре значение слова «декоративный», удивит множество его толкований. Мы же остановимся лишь на двух из них- украшение и оформление. Стоит заметить, что именно в эпоху рококо входит в моду профессия придворного архитектора-декоратора. Впервые в области оформления интерьера появляются свои «звезды», каждая (точнее, каждый) из которых знаменита в своей области- кто в изготовлении комодов, кто в искусстве драпировок и подбора тканей, кто в росписи мебели.
В практике архитекторов декоративное решение интерьера благополучно сосуществует с конструктивным подходом к проблеме. Декоратор ставит перед собой задачи пластические и цветовые, предпочитая архитектонике предмета и пространства их живописную выразительность. Вдекоративном оформлении важны нюансы и детали. Говоря об искусстве украшения интерьера, лучше пользоваться словом «декоратор», а не «дизайнер», поскольку именно профессия декоратора предполагает создание цельного образа интерьера.
«Декоративные» стили
В истории развития интерьера известны стили и направления, в которых преобладают именно декоративность и орнаментальность, а конструктивность пространства и тектоника уходят в тень. Самым декоративным и орнаментальным стилем, конечно, остается рококо. Именно к нему, начиная с момента его рождения в начале XVIIIвека, архитекторы, художники и декораторы постоянно обращаются за какой-либо остроумной или эффектной декоративной идеей. Интерьер впервые понимается как развлечение, шутка, творческое самовыражение «господина оформителя». Поэтому рококо так часто цитируется современными мастерами. Именно этот стиль создал целый мир разнообразных драпировок, цветочных орнаментов, живописных плафонов и вставок на стенах и мебели.
Предыдущий период с его взволнованными формами, динамично развивающимся пространством и эмоциональной красочностью поверхностей сменился фазой предельной утонченности. Роскошь стиля рококо проявилась и в очертаниях мебели, и в общей цветовой гамме, и особенно в осознании декорирования как самостоятельного и самоценного явления в оформлении помещений.
Сколько было стилей рококо?
В мебельном деле с начала XVIIIвека до 1730года развивается так называемый стиль Регентства. Вкомпозиции и орнаментике предметов отчасти сохраняются черты французского барокко, хотя формы становятся заметно легче. Вдекоративном решении главенствует симметрия, но размещение завитков, гирлянд, букетов и фигур свободное, что усиливает впечатление изящества интерьера в целом. Оформительские мотивы сказались в любви к вставкам, накладкам, интарсиям, лакам. Все знаменитые мастера рокайльной мебели- А.Рентген, Н.Пино, Ж.-А. Ризенер, Ш.Крессан- отдали дань пышному бронзовому, фарфоровому, живописному декору. Мебель прямоугольных форм практически покидает парадные покои, главную роль играют легкие, умеренно-элегантные волнообразные силуэты и линии.
Стиль Регентства в мебели наиболее полно выразился в работах Шарля Крессана (1686-1768). Мебельная мастерская Крессана славилась изготовлением маркетри и различных бронзовых накладок. Французские придворные мебельщики с исключительным совершенством обрабатывали ценную древесину, используя такие породы, как амарант, розовое и фиалковое дерево. Мебель Крессана обильно покрывалась прихотливо извивающимися бронзовыми изображениями стеблей растений, листьев, цветов. Эти украшения охватывали ручки комодов, их ножки и профили. Эскизы бронзовых накладок выполняли либо сами мастера мебели, либо декораторы интерьеров.
Во второй четверти XVIIIвека стиль рококо уже в основном сформировался. Его появление и развитие связано с именем Ж.О.Мейссонье- ювелира, скульптора и архитектора, декоратора интерьеров и автора многочисленных украшений. Золотой век рококо совпадает с правлением ЛюдовикаXV (1723-1774), и по традиции этот стиль называют стилем ЛюдовикаXV.
Золоченая резьба в виде раковин и картушей, симметричное расположение украшений сопровождаются в рококо композициями из завитков с цветами и лентами. Авсередине XVIIIвека (около 1750года) в декоре возникает характерный комплекс орнаментальных мотивов, давший имя всему стилю. Во Франции этот стиль носит название «рокайль» (отфр. rocaille- отделка кусками камня и раковинами). ВГермании в Потсдаме курфюрст Саксонии Фридрих строит прелестный дворец Сан-Суси, где процветает пышное и жизнерадостное «рококо Фридриха».
Все в рококо было некрупным, изящным, грациозным. Постепенно страсть к бронзовым накладкам и скульптурным рельефам угасает и сменяется привязанностью к нежным светлым тонам, умеренным росписям, легкому золочению и белому лаку. Признаком утонченного вкуса в мебельном декоре были вставки из севрского фарфора, миниатюры, живопись на стекле, восточные лаки. Все это, вместе взятое, получило название «стиль ЛюдовикаXVI».
В наше время стиль ЛюдовикаXVI практически буквально воспроизводят итальянские фирмы COLCIAGO и SILIK в одноименных сериях гостиных, столовых и спальных гарнитуров. Очевидно, что, оформляя интерьер в духе одного из Людовиков, декоратор неминуемо создает ситуацию игры и постмодернистской цитаты. Интерьер постмодернизма связан с интерьером рококо и настроением обдуманной шаловливости. Стиль рококо иррационален, капризен, в меру нефункционален- настолько, чтобы интриговать, но не до такой степени, чтобы лишать комфорта.
Завершение стиля во Франции связано с именем мебельных мастеров Абрахама и Давида Рентгенов, поставлявших мебель всем европейским дворам. Специальностью Давида Рентгена было изготовление мебели с секретными механизмами и декором маркетри. Самые красивые образцы, выполненные из светлого дерева с бронзовыми вставками, получили название «стиль Рентгена».
В Англии для развития стиля очень много сделал Томас Чиппендейл (1718-1779). Особенно популярным его имя стало после выхода книги «Директор» («The Gentleman and Cabinetmaker’s Director»), в которую было включено 160 гравированных листов- проектов мебели. Большую известность Чиппендейл приобрел и как практик, возглавляющий мастерскую по изготовлению мебели. Предприятие занималось не только производством отдельных предметов, но и решением интерьера в целом. Например, в одном из поместий, оформленном мастерской Чиппендейла, все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением главы фирмы. Чиппендейл сам следил за выполнением работ и заботился о поставках декоративного убранства- зеркал, часов, ковров, гобеленов. .. Фирма Чиппендейла просуществовала более полувека. Оригинальные творческие идеи ее хозяин дополнял французскими и китайскими мотивами и вместе с тем вдохновлялся английской готикой.
Стиль Чиппендейла отличался от французского рококо и соответствующей ему мебели. Сейчас можно сказать, что как декоратор Чиппендейл обладал постмодернистским видением интерьера, отважно сочетая в создаваемых предметах рокайльные и готические элементы. Всем материалам маэстро предпочитал махагони (красное дерево). Впервые в Англии красное дерево было введено в мебельное производство в 1720году. Его появление связано с развитием колониальной торговли. Благодаря своему цвету, глубине тона, богатству текстуры, оно быстро завоевало популярность.
Чиппендейл изобрел специальные столы для чтения, круглые складывающиеся столы для завтрака, оригинальные горки. Стулья он делал по китайским образцам, с простыми прямыми ножками, но в декоре спинки- ажурной и изогнутой в виде запутанного плетения лент, шнуров, цветов и листьев- давал волю фантазии. Предметы гнутых форм с широкой лобовой частью имели ножки с орлиными когтями, сжимающими шар. Иногда орлиные когти заменялись львиной лапой. ВАнглии было особенно сильно увлечение китайским искусством. Кровати обычно имели балдахины в виде китайской пагоды. Почетное место в кабинете занимали разнообразные письменные столы и высокие напольные часы. Все эти черты создали английскому интерьеру репутацию солидного и индивидуально-сдержанного.
Практикум
Попытаемся воспроизвести характерную обстановку парадного особняка в стиле рококо- самую модную для этого периода. Прежде всего определимся с типом помещений.
В апартаментах различались туалетные комнаты (ввек прелестниц и жеманниц поставим их на первое место), будуары, спальни, рабочие комнаты, библиотеки, парадные залы и комнаты для прислуги.
Нашему воображаемому декоратору имеет смысл начать рокайльные эскапады не с планировки интерьера, а сразу с его меблировки. Стиль рококо игривый, легкий, даже карнавальный, и поэтому позволительно выбрать свободную планировку помещений.
Гораздо важнее в данном случае проблема ансамблевости вещей и аксессуаров. Представление об интерьере как целостном ансамбле зародилось именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремились достичь полного декоративного единства всех составляющих комнатного убранства: росписей и орнамента стен и потолков, отделки пола, форм мебели, расцветок драпировок и обивочных тканей.
Итак, начнем с гостиной
В гостиной стоял выложенный шашечницей столик для игр, часто складной. Для разных мелочей использовались небольшие круглые столики-геридоны (gueridon). Все они были разных форм, но имели одну общую черту: композиция стола решалась как чисто орнаментальная. Этому способствовали разнообразные бронзовые украшения, которые помещались в местах крепления ножек, на царге. Рокайльная орнаментальная консоль к этому времени совершенно вытеснила архитектурную форму барочного стола-консоли.
Мебель для сидения, лежания и «полулежания» постепенно становится комфортабельней и разнообразней. Кдивану с замкнутой спинкой, называвшемуся «бержер» (bergere), добавился шезлонг сразу в нескольких видах: например, имеющий незамкнутую стенку в ногах именовался «туркуаз» (turquoise), а дополненный мягкими подлокотниками- «вейез» (veilleuse). Усофы были S-образно изогнутые сплошные боковые стенки, у канапе они выполнялись сквозными. Появилась и так называемая маркиза, представлявшая собой короткую полусофу с резными изогнутыми боковыми стенками. Маркиза напоминала оттоманку, но у последней боковые стенки были полукруглыми.
Мягкая мебель располагалась чаще всего симметрично, вдоль стен, или эффектными живописными группами в центре гостиной. На это стоит обратить внимание, ведь размещение мебели живописными «островами» отвечало именно декоративным задачам.
Сундуки и шкафы с началом рококо были безжалостно изгнаны не только из гостиных, но и из спален и сохранились лишь в мещанских домах. Вособняках аристократии всеобщей симпатией пользовался комод (отфр. commode- удобный), часто с двумя угловыми шкафчиками. Форма его неоднократно менялась. Сначала фасад делали волнистым, с симметрично расположенными бронзовыми накладками; нижний край вырезали в виде полукружия. Стечением времени контуры и профили комодов становятся все более сложными, а интарсии и бронзовые орнаменты- все более пышными, располагаясь по всей поверхности выдвижных ящиков.
Наш маленький рокайльный будуар обставлен менее разнообразно, чем гостиная, но не менее изысканно. Вбудуаре совершенно необходим туалетный стол- table de toilette, позднее его называли poudreuse («пудрез»). Мушки и пудреные парики требуют соответствующего окружения! Стиль Помпадур в обстановке обозначает все изящное, игривое, обильно декорированное. Вбудуаре нам потребуется также специальное изящное дамское бюро или секретер на высоких стройных ножках с наклонной откидной доской и множеством потайных отделений. Самые «продвинутые» светские модницы обзаводились еще и картоньерками (шкафчиками для бумаг).
В отличие от миниатюрной дамской деловой мебели, стол-бюро в рабочем кабинете хозяина должен быть большим и массивным. Его изготавливали из палисандрового или фиалкового дерева. Декоратор предлагал на выбор bureau plat плоской формы или цилиндрическое бюро с крышкой-жалюзи.
В спальне по-прежнему главенствует ее высочество кровать, которая день ото дня становится все изящней и грациозней. Ее формы архитектор-декоратор трактует как орнаментальные, причудливые и капризные. Свои названия кровати получают в соответствии с характером балдахина как важнейшего декоративного элемента. Так появлялись кровати alachinoise, alafrancaise, al’anglaise, al’italienne.
Центром рокайльного интерьера, несмотря на всю его нерациональность, остается камин. Только теперь он невысокий, отделанный тонким изящным рельефом. Над камином декоратор непременно помещает зеркало.
Для маркетри в мебели стиля рококо применяются дорогие породы древесины: красное и розовое дерево, палисандр, амарант, пальма, лимон, яблоня, груша, клен, орех и т.д. Французские мебельщики редко прибегали к искусственной окраске и выжиганию дерева, изначально выбирая нужный природный рисунок.
Интерес к искусству Востока проявился не только в решении интерьера в целом, но и в трактовке отдельных мебельных изделий. Французские мастера используют в своих произведениях китайские вещи: например, китайские фарфоровые вазы они оправляют бронзой, а китайские лаковые доски вставляют в новую мебель. Экзотические вкусы рококо сказались в безмерной популярности лаковой мебели. Французы становятся главными импортерами и имитаторами японских и китайских лаков. Декоративное богатство «шинуазри» («китайщины») многие декораторы- от утонченных стилизаторов-«ориенталистов» до безоглядных приверженцев поп-арта- применяют по сей день.
Аксессуары и декоративные детали
Зеркала, часы, фарфор. Игривая и рассеянная природа рококо просто обязывает вас как декоратора наполнить интерьер милыми нефункциональными мелочами, так неподражаемо украшающими и усложняющими жизнь. Рококо, в отличие от помпезного барокко, непринужденно прижилось не в парадных залах, а в небольших интимных интерьерах. Иповсему их объему изобретательно и затейливо распределилось множество зеркал. Мрачное черное дерево исчезает, а рамы зеркал покрываются гирляндами, купидонами, раковинами. Зеркала вправляются в обшивку стен, компонуются со столами-консолями. Каминные зеркала иногда составляются из двух частей. Падкая на зеркала в стиле «шинуазри» Европа украшается ими от каминов до косметических ящичков. Игрой отражающих плоскостей занимаются все архитекторы и декораторы- проекты зеркал расходятся еще в гравюрных листах. Декораторы Пино, Мейссонье включали в создававшиеся ими мебельные гарнитуры также часы, играющие роль оживляющего дополнения к комодам, столам, зеркальным поверхностям.
Колористические решения должны были создавать впечатление легкости, праздничности. Декораторы предпочитают сочетания белого и голубого, белого и светло-зеленого или розового, то есть всю пастельную гамму, самые утонченные тоновые отношения. Обязательная принадлежность интерьеров стиля рококо- умеренная позолота. Вдекоративном убранстве интерьеров применяют наиболее дорогие экзотические породы дерева, мрамор, бронзу, золото, шелк, гобелен. Эти материалы идут на отделку стен и декоративных панелей. Из Китая в Европу пришла мода на бумажные обои. Стены, оклеенные бумагой, часто расписывали известные мастера.
Вариации на тему «Помпадур» в современных условиях легко воспроизводимы, потому что вся декоративность рококо укладывается в три компонента:
1) цвет помещения,
2) мебель исторических форм,
3) стильные аксессуары.
Аксессуары в духе рококо можно приобретать в магазинах и антикварных салонах постепенно, входя во вкус эпохи пудреных париков, кокетливых мушек и утонченного жеманства. Кроме подлинных произведений, внимания заслуживают доступные по цене вещи так называемого «второго рококо» (возникшего в шестидесятые годы XIXвека) и современные реплики. Модные вариации из дорогих материалов на тему исторических стилей (втом числе и рококо) производят фирмы GRILLY, SILIK, DONATIGASPERINI, COLCIAGO, CL-ITALIA, ELLEDUE, (Италия), TECHINOVA, SCHULLER, WINGCHAIR (Испания). Ичто самое главное- при создании современной версии интерьера рококо господин декоратор и оформитель может выбрать индивидуальную тему: драпировки или текстиль, роспись по мебели или фарфор.
Разговорник господина оформителя
Бандельверк— орнамент из сплетенных лент.
Бордюр— край ткани, ковра, гобелена с самостоятельным узорным орнаментом, который ткался одновременно с основным полотном.
Драпировка— ткань, занавеска, спускающаяся декоративными складками.
Кнорпель— орнамент голландского происхождения, встречавшийся прежде всего в резьбе. Название связано с формой орнамента, составленного из «вздутых» волют, напоминающих раковины.
Ламбрекен— первоначально- покров с краями и кисточками, изогнутыми наподобие языков. Позднее- способ драпировки ткани с горизонтальными и вертикальными складками. Впериод рококо использовался еще и как декоративный мотив в архитектуре, живописи, прикладном искусстве.
Настенник— светильник с волнистыми кронштейнами; помещался на стене, стенной облицовке
или отдельных предметах мебели.
Пенделок— декоративная подвеска в виде капли в светильниках и люстрах, особенно модная в эпоху рококо.
Рокайль— декоративный мотив рококо. Представляет собой асимметричный орнамент в виде раковины.
Рольверк— орнаментальный мотив из переплетенных лент.
Фестон— орнаментальный мотив в виде гирлянды из цветов и листьев, перевитых лентами.
Царга— рама столов и сидений.
Предметы для съемки предоставлены фирмой COLOMBOSTILE и Всероссийским музеем декоративного и народного искусства.
Мадам де Помпадур: икона стиля рококо
В 1730 году к гадалке по имени мадам де Лебон пришли маленькая девочка и ее мать. Лебон сказал этой девятилетней девочке, что однажды она будет править сердцем короля. С тех пор эта девочка была известна под прозвищем Ренетт («Маленькая королева»). Ренетт, чье настоящее имя было Жанна-Антуанетта Пуассон, впоследствии вошла в историю как мадам де Помпадур, любовница Людовика XV.
Хотя ее влияние на короля было велико — он сохранил ее дружбу и политические советы даже после прекращения их сексуальных отношений — мадам де Помпадур также была важной культурной силой в искусстве. Она была и натурщицей, и покровительницей — она покровительствовала многим деятелям Просвещения, в том числе Вольтеру, — но также и творцу.
Не довольствуясь ношением и вводом в эксплуатацию украшений, она создала свои собственные инталии, наняв талантливого резчика по драгоценным камням в Версале и держа в своих апартаментах сверлильный станок. Она превратила серию рисунков гравера по драгоценным камням Гуая в портфолио печатных гравюр, копии которых до сих пор хранятся в различных музеях, включая Британский музей, Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Бостонский музей изящных искусств, коллекцию Ротшильдов в Музей Лувр и недавно вновь обнаруженная копия, принадлежавшая самой Помпадур, в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе. На гравюрах изображено все: от аллегорических изображений, изображающих олицетворения Любви и Дружбы, до очаровательной гравюры домашнего спаниеля Помпадур, Бебе, с поднятым хвостом в воздухе.
Наряду с заказом различных произведений искусства и архитектуры для украшения своих апартаментов в Версале и различных других объектов собственности, Помпадур сама была героем многочисленных портретов таких художников, как Жан-Марк Натье, Франсуа Юбер Друэ и Франсуа Буше, некоторые из которых можно найти на Art UK. Разнообразие, которое можно увидеть на этих портретах, дает нам представление о различных способах, которыми она стремилась изобразить себя, и о разнообразии ролей, которые она играла на протяжении всей своей долгой придворной карьеры.
На портрете представителя французской школы начала 1750-х годов мы видим ее хорошенькой молодой девушкой, увенчанной цветами. Это изображение контрастирует с портретом Друэ, написанным после смерти мадам де Помпадур в 1764 году, но начатым примерно в последний год ее жизни.
Здесь мы видим Помпадур в роли респектабельной женщины средних лет, а не хорошенькой, украшенной цветами юноши с портрета французской школы. Одетая в кружевной чепец, она сидит у своего тамбура в роли художественного творца.
В 1750-х годах Буше создал различные изображения Помпадур, на которых она изображена в одной и той же позе. Ее тело расположено лицом к лицу, но ее голова обращена влево от зрителя, ее взгляд следует в этом направлении, давая нам полупрофильный вид лица маркиза. На первом она изображена в роскошном платье с корзинкой и рукавами с оборками, а также ошейнике с оборками в тон, что позволяет нам во всей красе увидеть величие придворного платья восемнадцатого века.
Как и на портрете Французской школы, Ренетт украшена цветами, но теперь вместо нежной гирлянды вокруг шеи у нее из-под груди распускается драматический букет. Это увеличение драматизма ее платья, сопровождаемое роскошью версальских апартаментов, которые образуют фон, демонстрируют стиль рококо, который мадам де Помпадур любила во всех областях вкуса — декоре, одежде и искусстве.
Еще одно изображение Буше, на этот раз портретное, показывает Помпадур (теперь сидящую ближе) в столь же тщательно продуманном ансамбле, со шляпой в правой руке первоначального наброска, теперь замененной книгой. Перед ней письменный стол маркиза, оба предмета отсылают к уму и любви Помпадур к учебе.
Книга и связанное с ней отражение интеллекта маркиза продолжается в третьем портрете Буше, на котором Ренетт изображена снаружи, в окружении зелени, что является еще одной характерной чертой ее любимого жанра рококо.
На картине, которая сейчас находится в музее Боуза, изображена копия восемнадцатого или девятнадцатого века части другого портрета Буше.
Рука мадам де Помпадур изображает маркизу, держащую кисточку для макияжа, часть увеличенного тондо-изображения Ренетт, наносящей макияж за туалетным столиком.
Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур
1750 г. с более поздними дополнениями, холст, масло Франсуа Буше (1703–1770)
Образ снова декадентский рококо. Ренетт одета в великолепное белое платье с большими розовыми оборками. Даже плащ, который она носит, чтобы скрыть макияж от упомянутого платья, соответствует белому плащу, который она накидывает на плечо, увенчанному розовой лентой на шее. На запястье она носит жемчужный браслет с камеей короля в центре – и, не дай бог, не сочетающийся с ее лентами и румянами, он, конечно же, ярко-розового цвета. Этот интимный жест — ношение возлюбленного на руке — имитирует общую интимность портрета. Здесь мы не видим ее в формальности ее квартир или садов, а вместо этого причастны к самому процессу ее подготовки. Прямота ее взгляда (в отличие от других портретов Буше, здесь Помпадур смотрит прямо на зрителя) только усиливает эту близость.
Эта смесь величия и знакомства, юности и зрелости, легкомыслия и интеллекта, наблюдаемая на этих различных портретах, дает нам захватывающий взгляд на сложность характера и интересов Помпадур, а также на то, как она стремилась изобразить эту сложность другим. Если объединить эту богатую портретную живопись с наследием ее более широкого художественного покровительства и собственных творческих усилий, мы увидим, что мадам Помпадур была действительно фавориткой искусств, а также любовницей короля.
Хлоя Эсслемонт, независимый писатель и соучредитель TabloidArtHistory
Помпадур
Исторический камин Помпадур
Камин, известный как Помпадур, вдохновлен извилистыми линиями стиля Людовика XV. Его производят с середины 19 века для украшения парижских квартир. Таким образом создается типология камина, чтобы удовлетворить высокий спрос на мебель в новых парижских квартирах. По отношению к тому, кто преобразил Париж во время Второй империи — барону Осману — эти жилища называются «haussmanniennes».
Если у него есть имя Помпадур , то это в честь музы декоративно-прикладного искусства Жанны-Антуанетты Пуассон , более известной под именем маркизы де Помпадур (1721-1764) . С 1745 года и до самой смерти она была спутницей короля Людовика XV — являясь его любовницей, другом и советчицей. (См. рисунки № 2, 6, 9 и 12).
Форма камина Pompadour
Этот камин, названный Pompadour , находится на полпути между простым камином стандартного производства и самыми изысканными стилизованными каминами.
Характеризуется двумя типологическими критериями:
— Представляет собой антаблемент и полку слегка изогнутую.
— На антаблементе и косяках вылеплен круг, окруженный продолговатыми молдингами .
Можно было бы добавить, что вообще у него косяков скошенных .
Самая простая модель называется «пазы и панели» или проще «плоская» . Это мраморные панели, тонко обработанные при плоской укладке, с небольшой массой. (См. рисунки № 4, 5 и 15).
Но камин Помпадур может быть ближе к стилизованному камину, более роскошному изготовлению в зависимости от его орнамента и выбора мрамора. В отличие от камина Pompadour с канавками и панелями, косяки этих моделей представляют собой длинные закрученные ножки консоли , украшенные завитками . Присутствует мотив, столь типичный для Помпадур: формованные панели, повторяющие изгибы (см. рисунки № 1, 3, 8, 10, 11, 13, 14 и 16).
Граница между Помпадур 9Камин 0004 и стилизованный камин иногда могут быть очень слабыми. Именно мотив раковины в середине антаблемента очень часто помогает отличить камин в стиле Людовика XV от его неидентичного близнеца Помпадур.
Камин в стиле Людовика XV часто украшается этой центральной чашей, но этот же мотив может быть и на торцевых блоках. В этом случае мы называем эту модель каминной полкой Three Shells. (См. рисунок №7).
Большое состояние семьи Помпадур создало множество интерпретаций мрамора разного качества и цвета. Несколько примеров см. на рисунках № 3, 5, 8, 10, 11, 13, 14, 15 и 16.
Щелкните здесь, чтобы просмотреть наш выбор каминов Pompadour, доступных сейчас в Marc Maison.
См. подборку старинных каминов на нашем веб-сайте.
Bibliography
J. Dubarry de Lasalle, Utilisation des marbres , Dourdan, H. Vial, 2000.
J. Feray, Architecture intérieur et décoration en France des origines à 1875 , Paris, Berger -Levrault, 1997.
C. Gere, Эпоха и сын стиль: декор интерьера XIX века , Paris, Flammarion, 1989.
H. Guedy, Nouveau manuel complet du marbrier […] accompagné d’un atlas , Les Encyclopédies Roret, Paris, 1880
P. Verlet, Styles, meubles, декоры , Париж, Ларусс, 1972, 2. том.
П. Трорнтон, Эпоха и сын: декор интерьера 1620-1920 гг. , Париж, Фламмарион, 1993. l’Action Artistique, Hachette, 19 лет90.
О. Нувель-Каммерер, Le Meuble français: le style Napoléon III , год 1880, Париж, Массен, 1996.
Фото n°1 : Каминная полка Pompadour в стиле Людовика XV. рисунок 19 века.
Изображение № 2: Франсуа Буше (1703-1770), портрет маркизы де Помпадур, 1756 год, Мюнхен, Старая пинакотека.
Фото №3: Большой старинный камин в стиле Помпадур в стиле Людовика XV, сделанный из черного бельгийского мрамора.
Фото № 4 : Каминная полка Pompadour с канавками и панелями, также называемыми «плоскими».
Изображение № 5: Простая серая каминная полка в стиле Помпадур — характерная деталь с продолговатыми молдингами по обеим сторонам круглого мотива.
Рисунок № 6: Франсуа Буше (1703–1770), Туалет Венеры, 1751, Метрополитен, Северный Йорк. Это масло на холсте было заказано для гардеробной в Бельвю, подарок Людовика X его любовнице. Даже если это не портрет, это намек на красоту маркизы де Помпадур.
Изображение № 7 : Трехслойная каминная полка. рисунок 19 века.
Изображение №8: Старинный камин в стиле Людовика XV из белого мрамора с прожилками, близкий к модели Помпадур.
Изображение № 9: Франсуа Буше (1703-1770), мадам де Помпадур за туалетом, около 1750 года. На его запястье браслет с профилем короля Людовика XV.
Изображение №10: Красный мрамор с белыми прожилками 19Каминная полка 19 века – деталь из медного вентиляционного отверстия.
Фото №11: Небольшой старинный камин в стиле Помпадур в стиле Людовика XV из мрамора Black Marquina.
Картина №12: Франсуа Буше (1703-1770), мадам де Помпадур, рука на клавиатуре клавесина, около 1750 года, Лувр, Париж. Окруженная произведениями искусства в стиле Людовика XV, маркиза предстает как посол искусства.
Фото №13: Старинный камин в стиле Людовика XV, модель Помпадур, выполненный из мрамора Blue Turquin – деталь правого угла.
Изображение № 14: Каминная полка в стиле Помпадур из редкой коллекции Breche de Médous — характерная деталь с продолговатыми молдингами по обеим сторонам круглого мотива.